Analitika.at.ua. В ближайшие дни сопредседатели Минской группы ОБСЕ снова
намерены посетить регион нагорно-карабахского конфликта. Невооруженным глазом
заметно, что в последнее время посредники существенно активизировали свою
деятельность. Это связано с двумя обстоятельствами общего характера и одним
конкретным. Что касается общих обстоятельств, то это отсутствие прогресса в
переговорах по мирному соглашению и напряженное положение на
азербайджано-карабахской границе. И то и другое, понятно, налагает на
посредников дополнительную ответственность.
А конкретное обстоятельство, которое не только стимулирует
активность посредников, но и дает им для этого хороший повод, - последние
сочинские договоренности между президентами Азербайджана, Армении и России.
Главной составляющей этих договоренностей было письменно закрепленное согласие
сторон на совместное (при содействии посредников и личного представителя
председателя ОБСЕ) расследование приграничных инцидентов.
ОДНАКО, НЕСМОТРЯ НА ПОДОБНОЕ СОГЛАШЕНИЕ, УЖЕ ПОСЛЕ ЕГО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ на линии противостояния вооруженных сил Азербайджана и Нагорного
Карабаха произошли инциденты, в том числе и со смертельным исходом. Стороны
обменялись взаимными обвинениями, однако никакое совместное расследование для
выявления истины так и не начато, несмотря, отметим, на готовность, заявленную
армянской стороной.
Таким образом, предстоящий визит сопредседателей будет
посвящен в основном именно этой теме, то есть тому, какие именно обязательства
готовы конкретно взять на себя стороны конфликта, чтобы сочинские
договоренности не остались только на бумаге. Кстати говоря, подобные прецеденты
уже имели место в карабахском урегулировании. Бывший представитель России в
Минской группе Владимир Казимиров в своих статьях не раз напоминал о
договоренностях, заключенных сторонами конфликта еще в феврале 1995 года. Те договоренности
также касались мер по укреплению режима прекращения огня, но остались
нереализованными по вине азербайджанской стороны.
Между тем реализация сочинских договоренностей не только
может предотвратить никому не нужные потери на линии соприкосновения.
Реализация сочинских договоренностей может стать хорошим стимулом для выработки
окончательного мирного соглашения. Более того, представляется, что реализация
сочинских соглашений – необходимое условие для выхода на окончательные
договоренности.
Не раз подчеркивалась важность одного из трех, уже
признанных сторонами и посредниками, принципов урегулирования
нагорно-карабахского конфликта, согласно которому при решении конфликта должны
быть исключены применение силы и угрозы применения силы. Многими этот принцип
воспринимается как имеющий исключительно декларативный характер. Это совсем не
так. На самом деле этот принцип можно назвать главным краеугольным камнем
возможного урегулирования.
О ЧЕМ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ НА ФОНЕ УГРОЗ СБИВАТЬ САМОЛЕТЫ? Но
даже если предположить, что это была просто очередная большая азербайджанская
глупость (так оно, по всей вероятности, и есть), всем понятно, что выход на
соглашения, не говоря уже о реализации принципиальных договоренностей по этому
предполагаемому мирному соглашению, невозможен без хотя бы минимального уровня
доверия между сторонами конфликта.
Даже если забыть об антиармянской истерике в Азербайджане, о
каком доверии, о каком большом политическом соглашении можно говорить в
условиях, когда продолжают гибнуть люди? При таком раскладе всякие
договоренности – фантазия. Если речь идет, конечно, о реальных договоренностях,
а не о фикциях для галочки. Если стороны не могут реально договориться, как
предотвратить жертвы на границе и как выполнить взятые в этом аспекте на себя
обязательства, то ни о чем более серьезном и принципиальном и заикаться не
стоит... Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.