Вторник, 23.04.2024, 15:49
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Май » 13 » Карабах: странам-сопредседателям статус-кво не помеха
Карабах: странам-сопредседателям статус-кво не помеха
00:04

Analitika.at.ua. Спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ на Южном Кавказе, посол Патрик Мерфи считает возможным достижение в этом году конкретных результатов в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В интервью журналу "The Business Year” он отметил при этом, что ощутимого прогресса в процессе урегулирования можно достичь лишь при наличии политической воли обеих сторон и усилий со стороны международного сообщества. "Со своей стороны, я, как спецпредставитель по Южному Кавказу, буду стремиться способствовать вовлечению всех сторон во имя достижения урегулирования конфликтов в регионе. При этом я буду опираться на опыт Ирландии, хотя, как известно, двух одинаковых конфликтов не бывает”, - сказал П.Мерфи.

 

Он отметил, что единственной структурой, призванной содействовать политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта, является Минская группа ОБСЕ. "Мы поддерживаем усилия Минской группы, направленные на поддержку основных принципов урегулирования конфликта, которые положат начало разработке официального мирного соглашения. Принимая во внимание эту долгосрочную цель, мы должны стремиться к недопущению дальнейшей эскалации напряженности в этом регионе”, - подчеркнул он.

 

П.Мерфи подчеркнул, что значительное количество смертельных случаев на линии соприкосновения вызывает серьезную озабоченность "и требует принятия неотложных мер в направлении действенного укрепления режима прекращения огня, ранее обещанных обеими сторонами”. "Вывод снайперов с линии соприкосновения и отказ от применения силы или угроз ее применения, а также дальнейшие мониторинги ОБСЕ будут способствовать росту доверия между обеими сторонами и обеспечению стабильности и безопасности”, - убежден он.

 

Еще одним важным шагом в этом направлении П.Мерфи назвал реализацию соглашения по нагорно-карабахскому урегулированию, достигнутого между президентами Ильхамом Алиевым, Сержем Саргсяном и Дмитрием Медведевым в 2011 году в Сочи. Речь идет в т.ч. о разработке механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения. "Мы считаем, что работа над предложениями по контурам такого механизма, выработанным Минской группой и Личным представителем Действующего председателя ОБСЕ, создает основу для достижения конкретных результатов в этом году”, - сказал он.

 

В целом - вполне дежурное интервью с выражением столь же дежурного оптимизма о возможности достижения конкретных результатов в процессе урегулирования уже в этом году. Мы не первый год слышим и про "золотое окно”, и про неотложные меры, и про вывод снайперов, и про атмосферу доверия... А воз и ныне там. Ну, не хочет этого милитаристский настроенный Азербайджан. А значит, и никаких конкретных результатов быть не может. Тем более в этом году.

 

Впрочем, г-н Мерфи и не мог высказаться иначе в преддверии отмечающейся 12 мая 18-й годовщины со дня установления режима прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского конфликта. Именно в эти дни - 11-13 мая - ожидается визит в регион конфликта сопредседателей Минской группы - Роберта Брадтке (США), Жака Фора (Франция), Игоря Попова (Россия) и спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика.

 

В ходе прошлого визита (в марте с.г.) сопредседатели представили сторонам план реализации положений совместного Сочинского заявления президентов Армении, России и Азербайджана, которые касаются, в частности, создания механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения, гуманитарных вопросов и контактов между людьми для налаживания взаимопонимания между народами региона. И что? Азербайджан продолжает почти ежедневно обстреливать позиции вооруженных сил Арцаха и Армении, а в конце апреля, совсем обнаглев от безнаказанности, обстрелял здания детского сада и школы села Довех Тавушского района Армении и предпринял диверсионную вылазку на территорию того же района, убив мирно проезжавших по дороге в машине двух безоружных военнослужащих и одно гражданское лицо. С 29 апреля по 5 мая азербайджанская сторона нарушила режим прекращения огня на линии соприкосновения с НКР порядка 300 раз. А с 21:00 8 мая до двух часов ночи 9 мая азербайджанцы обстреливали села Чинари и Мовсес в Тавушской области Армении.

 

Свое председательство в Совете безопасности ООН с 1 мая Азербайджан начал со лживых утверждений. Первое же заседание СБ Баку посвятил борьбе с терроризмом. Алиев в своей речи присовокупил к этому явлению "агрессивный сепаратизм, экстремизм и организованную преступность”, представив Арцах, как "территорию, находящуюся под военной оккупацией, где создаются условия для создания террористических сетей и их действия на этих территориях”, обвинив Армению в "использовании международных террористических групп”, в "десятках терактов против гражданского населения и инфраструктуры Азербайджана, в результате которых погибли тысячи азербайджанцев”, в теракте в Бакинском метро в 1994г. и т.д.

 

"Президент Азербайджана вместо того, чтобы вновь подтвердить приверженность своей страны процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, злоупотребляет авторитетной трибуной СБ ООН, чтобы повторять избитые положения азербайджанской антиармянской пропаганды, забыв, разве что, упомянуть известный расистский тезис руководства Азербайджана о том, что "все армяне мира - враги №1 Азербайджана”, - заявил по этому поводу МИД Армении, расценивший поведение Алиева как неудачную попытку переложить ответственность за связи с террористическими организациями на других, при том, что именно Азербайджан во время войны, развязанной им для уничтожения, выселения населения Нагорного Карабаха, использовал тысячи наемников, тесно связанных с известными международными террористическими сетями.

 

"Это выдающееся проявление цинизма, когда против Армении выдвигает пустые обвинения руководитель страны, которая средневековыми методами организовывала погромы, этнические чистки армян; страны, в которой героизируют ночных убийц, рубящих спящих людей топором; страны, в которой, по примеру террористов, пленников унижают перед камерами, после чего убивают; страны, в которой присущим террористам почерком варварски уничтожают культурные памятники с многовековой историей”, - подчеркивается в заявлении.

 

Однако поведение Алиева объясняется не только антиармянскими намерениями. На заседании СБ глава Азербайджана, давно мечтающего получить извне "добро” на т.н. "антитеррористическую операцию” в Арцахе, сделал неуклюжую попытку подвизаться в качестве "стратегического партнера США” в борьбе с терроризмом. Этому заявлению предшествовали выступления двух представителей алиевской администрации - Новруза Мамедова и Али Гасанова, пригрозивших Европе и США изменением "прозападной ориентации” и возможностью присоединения Азербайджана к другому блоку в случае, если они не поддержат Баку в вопросе Арцаха. Оба заявления прозвучали в преддверии очередного раунда переговоров по пролонгации договора с Россией об аренде Габалинской радиолокационной станции. По словам Мамедова, Азербайджан уже получил предложение присоединиться к другому политическому союзу. "На данный момент мы не приняли этих предложений. Но, если так будет продолжаться, мы можем принять их в течение 5-10 лет. Мы ожидаем поддержки от Запада в нагорно-карабахском вопросе”, - сказал Мамедов.

 

Получается, что Баку согласен ждать еще 10 лет в условиях существующего статус-кво в зоне конфликта. Или согласен еще на 10 лет пролонгировать договор с Россией по Габале, которая, как заверяет временный поверенный в делах США в АР Адам Стерлинг, не интересует Вашингтон, и вопрос роли Габалы в возможном американо-российском сотрудничестве по ПРО не обсуждается.

 

В этом плане примечателен доклад европейских экспертов "Мировые тенденции до 2030 года”, в котором они отмечают, что достижение урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в ближайшее десятилетие вряд ли возможно. "Проблема Карабаха сложнее проблем Южной Осетии и Абхазии, поскольку сюда вовлечены несколько региональных игроков, - отметили они. - Россия проявляет сильную волю к урегулированию конфликта, однако беспрецедентно растущая радикализация с обеих сторон показывает, что усилия внешних сил ограничены в том, чтобы продвигать урегулирование”. По мнению экспертов, путь к урегулированию проблемы Карабаха могут проложить углубление отношений Евросоюза с Арменией и Азербайджаном и нормализация армяно-турецких отношений.

 

Бывший представитель США в МГ ОБСЕ Мэтью Брайза неожиданно разоткровенничался, признав, что процесс урегулирования застопорился, ибо президенты Азербайджана и Армении не чувствуют доверие друг к другу. "И я не верю, что доверие возникнет само собой. Доверие надо создать, и в этом я вижу роль США”, - сказал Брайза. Кроме того, он отметил, что никакого мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту ожидать не стоит, пока правительство США не будет заниматься этим вопросом на "достаточно высоком уровне”. Считая нереальным поднятие планки до уровня президента США, он в то же время заявил, что госсекретарь США готова принять участие в этом процессе, "а также в двусторонней дипломатии с Россией в вопросе об упрощении, а не манипулирования нагорно-карабахским мирным процессом”.

 

Судя по всему, Вашингтон не намерен делать резких телодвижений в вопросе Карабаха, т.е. его вполне устраивает нынешняя ситуация в зоне азербайджано-карабахского конфликта. По крайней мере, пока.

 

Вступивший же 7 мая в должность Президента России Владимир Путин в числе первых своих указов подписал Указ "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации”, в котором в части, касающейся Карабаха, поручает МИД РФ "продолжать последовательную работу в интересах урегулирования нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами - сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе принципов, изложенных в совместных заявлениях Президента Российской Федерации, Президента Соединенных Штатов Америки и Президента Французской Республики, сделанных в 2009-2011 годах”.

 

Эту позицию главный редактор ИА "Регнум”, бывший (2005-2007гг.) начальник управления президента России по межрегиональным и культурным связям Модест Колеров расценил так: "Путин ничего нового не обещает по Нагорному Карабаху, что заставляет всех, кто интересуется мнением России, принять статус-кво как долгосрочную реальность. Путин не упоминает специально ни Армению, ни Азербайджан. Для многих это должно стать поводом к тому, чтобы снова просчитать свои нынешние перспективы”.

 

По сути, на сегодняшний день страны-сопредседатели МГ ОБСЕ проявляют совершенную незаинтересованность в изменении существующего статус-кво и дестабилизации обстановки в регионе, чего никак не хотят понять в Баку. Гаянэ МОВСЕСЯН, RA.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 596
Календарь новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru