Analitika.at.ua. "У каждой страны, у каждой нации
есть свои заветные твердыни. Когда история народа складывается счастливо, она
становится центром культурной и политической жизни. Когда судьба преследует
нацию, она бывает оплотом национальной жизни, островом надежд, залогом возрождения.
Именно последнюю роль играла и играет для армянского народа горная область
Карабах".
Сергей Городецкий, "Кавказское слово", 1919г.
СОПРЯГАЯ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА
Московское издательство "Лингвист" сделало нам
очередной подарок, издав роскошный по исполнению альбом Бориса БАРАТОВА (под
редакцией Анны ПЕТРОСОВОЙ) "Карабахские хроники". В отличие от
предыдущей книги – "Армениады" (2005), где автор вслед за
авторитетными историками и археологами выступал беспристрастным свидетелем
древней истории и культуры Армении, в "Карабахских хрониках"
полновесно проявлены голос и личность Бориса Баратова, потому что его объектив
и перо движимы любовью, а любовь всегда пристрастна и субъективна. Не случайно
Леонид Гурунц писал: "Сколько бы карабахец ни жил вне Карабаха, Карабах
останется для него тем извечным Карфагеном, который никому не разрушить".
Баратов никогда не жил в Карабахе, но последние 20 лет приезжал сюда и в
трудные, и в радостные для карабахцев дни. И потом – корни местом жительства не
подменишь...
С 1989 по 2009 годы дороги не раз приводили его в Карабах, и
каждая становилась открытием и откровением для автора, а теперь – и для нас,
читателей, потому что он ведет нас этой дорогой открытий.
Вся книга построена на удивительных сопряжениях – истории
древней и совсем недавней, личностей знаменитых и простых людей, войны и мира,
поступков друзей и злодеяний недругов, высокого искусства и суровых будней,
вчерашнего дня и прорыва в завтра. И эти сопряжения - ключ к пониманию нашей
истории и камертон всей книги.
ДОРОГА
Как все в этой жизни, "Хроники" начинаются с
дороги. Но дорога, тем более от подножия Арарата в Карабах, не только путь к
цели, каждый ее метр – свидетельство славной и трагической армянской истории.
Величественный Арарат, Хор Вирап, руины Звартноца, а там – граница, за которой
отторгнутый от Армении Нахиджеван. Это о нем в 1648 году путешественник
Александр де Роде писал: "Здесь (в Старой Джуге. – Ред.) находятся около
10 тысяч хорошо сохранившихся хачкаров". Нет сейчас ни хачкаров, ни
знаменитых армянских храмов Агулиса. И армян там больше нет...
А еще дорога – повод вспомнить о наших великих, сопрягая
имена Чаренца и Паруйра Севака, Мартироса Сарьяна и Минаса, Раффи и Иосифа
Орбели. Повод вспомнить Гарегина Нжде (ведь мы непременно проедем через Сюник,
а значит, мимо горы Хуступ, где он захоронен) и Андраника (чей дом сохранился в
Горисе).
Вообще эта земля – рай для историка и археолога: здесь в
разные годы были обнаружены стоянки первобытного человека и наскальные рисунки,
золотые, бронзовые и железные изделия, глиняные карасы и статуэтки, целые
города и древние рукописи. Однако... Свидетельствует историк Шаген Мкртчян,
работавший в 60-70-е годы директором Историко-краеведческого музея в Карабахе:
"В 1960-80 годах азербайджанские археологи вели раскопки в Азохской
пещере. Все обнаруженные при раскопках экспонаты, согласно инструкции, должны
были быть переданы в Историко-краеведческий музей НКАО. Однако, когда осенью
1968 года в Азохской пещере был обнаружен тайник с рукописями и церковным
имуществом армянских монастырей, вся сокровищница была срочно вывезена на
вертолете специального назначения в Баку. Предметы эти и по сей день хранятся
там под семью замками. И все наши попытки вернуть их в Карабах или хотя бы
выяснить их судьбу оказались безуспешными..." Так присваивалась наша
история...
Позже, уже во время Карабахской войны, азербайджанцы
уничтожили здесь множество христианских памятников, подтверждавших освященную
веками армянскую историю Карабаха. Был взорван храм в Гюлистане, артиллерией
обстрелян храм IV века Амарас, расстрелян ракетами монастырь Трех отроков,
сброшены бомбы на Гандзасар.
ТАК РАЗОРЯЛСЯ ЭТОТ РАЙ...
РАЗОРЕННЫЙ РАЙ
В 1988 году целенаправленно и последовательно стала
повторяться история начала века. У азербайджанцев были хорошие учителя, так что
реализация известного тюрского плана - "армянская земля без армян" -
проходила по апробированным лекалам 1896 -23 годов. Каратели азербайджанского
ОМОНа планомерно изгоняли армян из старинных поселений Геташена и Мартунашена,
из Гадрутского, Шаумяновского, Ханларского районов, из Шуши, Кировабада,
Баку... Вместе с депортацией и опустошением целых армянских районов разорялись
армянские храмы, музеи, ровнялись с землей целые села.
Карабахские хроники не могут обойтись, конечно, без истории
края и, главное, истории его присвоения пришлыми кочевниками. Она в
подробностях, которые знает любой армянин, изложена и в книге Б.Баратова. Мы-то
знаем, надо, чтоб знали другие, и это одна из сверхзадач автора – донести до
мира эту историю, историю народа-созидателя и воина, создавшего на этой земле
уникальные памятники и сумевшего наконец их вернуть.
Перекличка времен и судеб особенно очевидна в Шуши. Простой
перечень того, что сейчас можно увидеть в шушинском музее, свидетельствует о
яркой культурной, духовной, просветительской жизни этого уникального армянского
города.
Рукопись Евангелия, хранящаяся сейчас в ереванском
Матенадаране, написана в Шуши писцом Мануэлем в 1428 году. Четыре прекрасные
церкви построены здесь армянами в XIX веке, из которых самая знаменитая – храм
Аменапркич (известный как Казанчецоц) - была разорена и превращена
азербайджанцами во время войны в оружейный склад. В XIX веке здесь были созданы
учебные центры, где преподавали многие известные деятели армянской культуры.
Первой изданной в Шуши книгой в 1828 году стала "История Священного
Писания". Здесь родились писатель Мурацан и историк Лео, скульптор Акоп
Гюрджян и деятель армянского театра Вагарш Вагаршян. Здесь гастролировали
знаменитые армянские актеры Петрос Адамян, Ваграм Папазян, Сирануш.
К началу XX века Шуши стал крупнейшим культурным центром
Закавказья... В марте 1920 года турецким и азербайджанским бандам понадобилось
всего три дня, чтобы уничтожить целые армянские кварталы, театры, церкви и
школы, а тысячи их создателей зверски убить и изгнать из родного города.
Посетившая Шуши в 1925 году Мариэтта Шагинян писала:
"... Первое, что меня поразило, – тишина. Такой страшной тишины я не
испытывала нигде, никогда. Вдруг вам начинает мерещиться, что тишина бормочет,
и волосы у вас на голове стают дыбом. Здесь в течение трех дней в марте 1920
года было разрушено и сожжено семь тысяч домов и вырезано – цифры называют
разные; одни говорят - три-четыре тысячи армян, другие – свыше 12 тысяч. Факт,
что из 35 тысяч армян не осталось в Шуши ни одного. Кое-где в канавах еще можно
было видеть пучки женских волос с запекшейся на них черной кровью. Человеку с
воображением здесь трудно дышать..."
МОЛИТВА О МИРЕ
Но "нации, которым есть что сказать миру, не
умирают" (Баграт Улубабян). Когда вооруженный до зубов Азербайджан,
заливая Карабах кровью, бомбя города и села дальнобойной артиллерией и с
воздуха, проводя этнические чистки, используя наемников, в том числе чеченских
боевиков и афганских моджахедов, развернул фактически полномасштабную войну
против безоружного мирного населения, народ стал на защиту своей земли и
свободы.
Поначалу Армия обороны НКР состояла из простых крестьян,
рабочих, студентов, подростков, стариков. На помощь Карабаху пришли добровольцы
из 17 стран. Среди них были врачи, учителя, архитекторы, писатели,
профессиональные военные (Аркадий Тер-Тадевосян, Анатолий Зиневич, многие
другие), пришедшие на помощь сражающемуся народу из Армении и Спюрка.
Совокупная воля народа отстоять свою землю, отвага и самоотверженность
азатамартиков, умелое планирование военных операций (одна "Свадьба в
горах" по взятию Шуши чего стоила!) не могли не увенчаться победой.
Оказавшийся перед лицом катастрофического поражения Азербайджан вынужден был
запросить мира...
Слава Богу и стойкости защитников Арцаха, теперь земля эта
(хотя и не полностью) возвращена своим хозяевам и вот уже 20 лет живет трудной,
послевоенной, но своей – мирной и созидательной жизнью. Восстановлены после
войны шушинский Аменапркич и красавец Гандзасар, отреставрирован Амарас,
ведутся восстановительные работы в Дадиванке и Цицернаванке, в Степанакерте
построена новая церковь Св.Акопа, в долине реки Хачен обнаружены руины древнего
(I в. до н.э.) Тигранакерта, где продолжаются археологические раскопки. Активные
исследования проводятся и в Азохской пещере, и сейчас уже никто не сможет
присвоить обнаруженные здесь исторические свидетельства.
Все это означает, что в молодой республике восстанавливается
прежде всего богатое духовное и культурное наследие народа. Но не только. Судя
по тому, сколько новых предприятий и школ, жилых домов и гостиниц построено за
эти годы в Арцахе, созидательный ген карабахцев жив, а путь, по которому они
идут, необратим. А судя по отзывам приезжающих сюда паломников и туристов,
строящих здесь предпринимателей и благотворителей, работающих здесь волонтеров,
иностранных ученых и наблюдателей, с удовольствием приезжающих сюда спортсменов
и артистов, эта земля продолжает изумлять своих гостей. Так что вполне
оправданно, что автор спустя 20 лет снова проходит по тем же селам и городам,
встречается с гражданами уже свободной страны, фиксирует созданное мирным
трудом. Ведь объектив и перо должны поведать миру правду об этой земле - не
только ее историю, но и сегодняшний день.
... В небольшой пустынной, почти заоблачной церкви Катаро на
вершине горы Дизапайт лежит на алтаре тетрадка, куда паломники записывают свои
молитвы Богу. Вот одна из них:
"Нас четверо: Арамаис, Наринэ, Левон, Ованнес. Господи!
Дай света Твоего стране Арцахской... Дай мира народу армянскому... Дай силы
сохраниться и выдержать выпавшие нам тяготы".
Молитвами о мире и завершается наше с автором путешествие по
карабахской земле, путешествие, вылившееся в более чем 500-страничную
энциклопедию. Энциклопедию – потому, что здесь есть все: документы и письма,
рассказы очевидцев и фотографии – архивные, военкоровские, а в основном более
тысячи высококлассных авторских, стихи и репродукции картин, свидетельства
иностранцев, побывавших в Карабахе, воевавших здесь героев...
Если вы уже бывали в Карабахе, то с удовольствием
"проедете" по нему еще раз - так зримо и ярко представлен он в этой
книге. Если еще только собираетесь туда, то найдете здесь ответы на многие
вопросы о прошлом и настоящем этого уникального края.
P.S.Совершенно очевидно: книги такого класса (а у нас их,
собственно, до сих пор и не было) - по охвату тем, достоверности фактов,
художественному и полиграфическому исполнению - должны быть широко востребованы
в первую очередь со стороны госструктур НКР и Армении. Дарить иностранным
гостям, представителям международных организаций, рассылать в зарубежные
дипмиссии НКР и РА, тем самым помогая друзьям Армении богатым материалом по
истории Карабаха и информируя тех, кто заморочен агрессивным азерпропом или
вовсе ничего о нас не знает.
Будем надеяться, что пусть и небольшой русскоязычный тираж и
сигнальные экземпляры английского варианта "Карабахских хроник"
найдут своих адресатов и сыграют свою роль в информационном противостоянии с
нашими соседями - противостоянии правды и лжи.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.