Главная » 2011 » Март » 10 » Карабахский историк: Азербайджанская Республика появилась на карте мира лишь в 1918 году
Карабахский историк: Азербайджанская Республика появилась на карте мира лишь в 1918 году
10:59
Analitika.at.ua. "Лживые утверждения ряда азербайджанских политиков и
историков о том, что после подписанных в XIX веке между Россией и Ираном
Гюлистанского и Туркменчайского мирных договоров "на исторических
азербайджанских землях" началось "массовое заселение армян из Ирана и
других стран Ближнего Востока в Азербайджан", для нас не новость. Это один
из многих элементов политики фальсификаций и подлогов официального Баку,
используемых последним на протяжении многих лет". Об этом заявил ИА REGNUM
карабахский историк Грачик Арутюнян, комментируя заявление
"Азербайджанской общины Нагорного Карабаха" в связи с поездкой
президента НКР Бако Саакяна во Францию.
"Нагорный Карабах являлся частью десятой провинции
Армении - Арцаха. Создатель армянской письменности Месроп Маштоц основал первую
в Армении школу с обучением на основе нового армянского алфавита (405 г.) в
монастыре Амарас, расположенном в Мартунинском районе нынешней НКР. Другим
фактом, опровергающим домыслы Азербайджана о появлении армянского этноса в
регионе лишь в XIX веке, является документально сохранившаяся многолетняя
переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским двором и некоторыми
европейскими державами, начавшаяся еще в первой четверти XVIII века. С целью
развития в Иране ремесел в период персидского владычества многие карабахские
ремесленники вместе с семьями вывозились в различные регионы Ирана. После
присоединения Армении и Карабаха к России они начали возвращаться на родину. В
результате содействия этому процессу погиб известный русский писатель и
общественный деятель, посол России в Персии А.С. Грибоедов. Тюркские же
племена, к которым восходит современный азербайджанский этнос, начали проникать
в Закавказье в XI-XIII веках нашей эры. В Нагорном Карабахе они появились лишь
в последней трети XVIII века и вплоть до включения НК в состав Азербайджана в
1921 году никогда не превышали 3-4% населения", - сказал историк.
Отметив, что сама Азербайджанская Республика впервые
появилась на карте мира лишь в 1918 году, когда, воспользовавшись распадом
Российской империи, вторгнувшаяся в Южный Кавказ турецкая регулярная армия
создала на востоке региона тюркское государство, Грачик Арутюнян сказал:
"Территория же, ныне воспринимаемая под названием Азербайджанская
Республика, никогда не составляла единой административной единицы и в различные
периоды истории была разделена между разными государствами - Мидией, Ираном,
Арменией, Россией. После провозглашения Азербайджанской Республики это
политическое образование с помощью турецкой армии завоевало территории коренных
в регионе талышей, лезгин, аварцев, цахур. Все эти народы по мере сил
защищались от агрессии Азербайджана: талыши даже провозгласили свое
государство, просуществовавшее свыше года, но в конце концов пали под ударами
азербайджано-турецкой армии. Азербайджан тогда пытался завоевать и Нагорный
Карабах, но армянам края удалось защититься от агрессии. Однако осенью 1920
года в Нагорный Карабах вошли подразделения советской Красной армии, а 5 июля
1921 года под давлением Сталина Карабах был включен в пределы Советского
Азербайджана. Таковы были реалии большевизма: решение о включении армянского
края в пределы советского Азербайджана принимал партийный орган России -
Кавбюро РКП (б). Это абсурдное и волюнтаристское решение партийного органа
третьей стороны по сей день является единственным документом, которым
Азербайджан и его президент Алиев "обосновывают" свои территориальные
претензии к исконно армянскому краю".
По утверждению историка, об автохтонности и самоидентичности
армян Южного Кавказа свидетельствуют не только тысячи исторических памятников -
церквей, храмов, монастырей, но и вековой хозяйственный уклад армянского
населения. "История Арцаха-Карабаха берет свое начало с незапамятных
времен. Раскопки поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в
Степанакерте (Вараракне), Кркжане, Амарасе, в долине Ишханагет и др. привели
ученых к выводу о том, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с
памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются
местными вариантами единой культуры. В 8-7 в. до н.э. Арцах входил в состав
Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием
области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное
название Арцах. Страбон в своем известном труде "Георгафия" сообщает
сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении. На заре 4 века н.э. в
Арцахе распространяется христианство. В начале же 5 века здесь, как и в других
областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с
изобретением и распространением армянской письменности", - отметил Грачик
Арутюнян.
По его словам, "несомненно и то, что с первых лет советской
власти в Азербайджане принялись за планомерное уничтожение армянских памятников
храмовой и светской архитектуры".
"Бакинские власти старались всячески уничтожать следы
армянской культуры. Кроме того, с пятидесятых годов прошлого столетия в
Азербайджане началась кампания по присвоению армянских памятников архитектуры.
Один за другим объявлялись азербайджанскими монастырь Хутаванк (IY-ХIII вв.),
Гандзасар (ХIII в.), Дадиванк (IY в.) и другие. Азербайджанских ученых не
смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно
армяно-христианское направление в зодчестве. Объявление армян Нагорного
Карабаха албанами также является грубым и весьма неуклюжим приемом Баку в его
потугах исказить историю Арцаха и ввести международное сообщество в
заблуждение", - сказал историк.
При этом он отметил, что "попытки представить
карабахский конфликт в качестве "межобщинного" являются
пропагандистским трюком официального Баку, призванным отвлечь международное
сообщество от реальной сути проблемы". "Я считаю подобный подход
бесперспективным. Карабахская проблема должна решаться путем непосредственных
переговоров политического руководства НКР и Азербайджана", - резюмировал
карабахский историк.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.