Главная » 2010»Май»21 » Карабаху не обязательно быть признанным?
Карабаху не обязательно быть признанным?
00:09
Analitika.at.ua. В ближайшее воскресенье, 23 мая, в Нагорном Карабахе
состоятся очередные парламентские выборы. Ситуацию и возможности решения
проблемы Нагорного Карабаха прокомментировал член Экспертного совета РИА
Новости, политолог, директор российских и азиатских программ Института
безопасности США Николай Злобин.
– Возможно ли в видимой перспективе более или менее приемлемое для всех
сторон решение карабахской проблемы?
– Компромисс, на самом деле, это ситуация, когда обе стороны
не получают всего, чего хотят. Когда все получают что-то, более-менее
справедливо, но никто не получает всего.
Нагорный Карабах находится в ситуации, когда все хотят
стопроцентного решения – или все или ничего, и никто не хочет компромисса.
Безусловно, Карабах является заложником очень многих факторов, и ни одна из
сторон, которая участвует в этом процессе, не готова идти на уступки. Так не
получится. Я думаю, главное – понимание того, что все получить в этой жизни
нельзя. Это – первое.
Второе. Принципиально важно понять, что речь идет не о
Нагорном Карабахе как о государстве, отколовшейся или оккупированной, захваченной
или освободившейся территории земли. Речь идет о людях, которые живут на этой
территории. Для меня, например, большее значение имеет качество жизни людей,
нежели государственная принадлежность земли. В ХХ1 веке гораздо важнее
показатели уровня жизни, безопасности, содержательности, обеспеченности, нежели
то, чей флаг развевается над Степанакертом или какую фамилию носит президент,
куда платятся налоги.
В современных условиях право на самоопределение несравнимо
более важно, нежели государственная неприкосновенность и территориальная
целостность. Люди важнее государства, и мне кажется, что решение карабахской
проблемы надо искать именно в рамках такой парадигмы. Не за землю идет борьба,
а за людей, за их умы, их настроения, их сердца. Люди живут один раз, и им надо
создать наиболее благоприятные условия для жизни так, как они хотят. И у людей
должен быть выбор. Нельзя загонять их в идеологические или политические
стереотипы и лишать выбора, как жить, где и на каких условиях, потому что,
видите ли, в Армении или в Азербайджане есть политики, построившие всю свою
политическую карьеру на борьбе за эту территорию.
Третий фактор. Мне кажется, очень важно понять для решения
проблемы Нагорного Карабаха, что на самом деле у земли как таковой нет ни
национальности, ни государственной принадлежности, ни религии, ни культуры, ни
идеологии. Это всего-навсего земля. А религия, идеология, культура,
политические приоритеты – все в головах людей, все приносное. Поэтому
аргументы, что это наше, а это не наше, у меня как у историка всегда вызывают
большой скептицизм. Всегда и везде до вас кто-то был, это было еще чье-то.
Всегда можно поднять вопрос, а почему оно ваше именно с этого периода?
Я сейчас не говорю, в чью пользу этот аргумент, Армении или
Азербайджана, но надо понять, что земля сама по себе не является носителем
национальности или религии. Она является местом, где с определенного времени
живут люди с этой религией, национальностью, историей, культурой и горячей
кровью, пролитой за нее…
Четвертый фактор связан с тем, что политическая география
меняется всегда, государства распадаются, создаются, уменьшаются, расширяются –
это нормальный процесс, это закономерность. И распад СССР является, в общем-то,
началом. Даже не распад СССР, а глобальные изменения, которые привели к распаду
СССР, распаду мирового коммунизма, серьезным географическим изменениям в
Восточной Европе. Исчезла Чехословакия, появилась объединенная Германия,
распалась Югославия – все это начало.
С последнего десятилетия прошлого века начался глобальный
процесс изменения политической географии, который до этого активно проходил
после Второй мировой войны. И сейчас политическая география постсоветского
пространства продолжает меняться, будут создаваться новые государства. Могут
исчезать и ныне существующие. То, что Советский Союз распался по границам
бывших советских республик – вообще абсурд, эти границы во многих случаях не
имели большого смысла, не могут новые государства создаваться по внутренним
границам СССР.
Ситуация, на самом деле, довольно трудная, и говорить о том,
что и кому принадлежит «по чести и навсегда», нельзя. Если бы границы в мире не
менялись, мы бы жили до сих пор в границах Римской империи и древней Византии.
И международное право тоже меняется, а если бы оно не менялось, мы бы до сих
пор жили по законам Хаммурапи.
Я считаю, что проблема Нагорного Карабаха является не просто
проблемой Карабаха – это большая проблема, связанная с распадом СССР, с тем,
что этот распад еще не закончился. Он и не мог закончиться в декабре 1991 года.
Мы живем в процессе распада Советского Союза, границы сдвигаются, создаются
новые экономические и политические центры притяжения. Поэтому никаких
абсолютных решений сегодня, наверное, быть не может.
Думаю, если ставить вопрос широко, то решение проблемы
Нагорного Карабаха лежит в экономической сфере, а не в политической. В конце
концов, тот, кто создаст наиболее привлекательную модель экономического
развития, тот, скорее всего, и будет выигрывать такие конфликты, как Нагорный
Карабах. Политического и военного решения этой проблемы не существует, а есть,
скорее, экономическое и гуманитарное решение, которое займет какой-то период
времени.
– Допускаете ли вы вероятность возобновления военных действий в зоне
карабахского конфликта?
– Такая вероятность всегда есть, к сожалению, – реальность
заключается в том, что легко построить политическую карьеру на конфликте и
войне, и очень трудно построить политическую карьеру на дружбе и мире. Многие
политики цинично стараются найти ситуацию, где есть черно-белое видение, и на
этом строить свою карьеру, делая людей заложниками таких политических карьер.
Строить целую политику на конфликте, потому что не хватает ума построить свою
политику на мире, примирении и дружбе. И Нагорный Карабах, к сожалению, дает
такую возможность.
Военный конфликт вполне возможен, и, к сожалению, он может
привести к человеческим жертвам, но это, как мы знаем, до сих пор никогда не
останавливало политиков. Такие политики есть и в Армении, и в Азербайджане, и в
России, и в других странах мира, даже в США.
– Не считаете ли вы, что мировое сообщество принципиально смирилось с
неизбежностью признания независимости Нагорного Карабаха?
– Что понимать под признанием страны в ХХ1 веке? Думаю, в
современном мире совсем не обязательно быть признанным всеми. Глобальная
экономика, глобальная финансовая система, глобальный рынок труда,
информационная система, которая давно стала глобальной, настолько перечеркивают
государственные границы, что я не очень понимаю, что такое сегодня суверенитет.
По-моему, сейчас самая суверенная страна в мире – это
Северная Корея, потому что она, по большому счету, никому не нужна, и
интересуются ею только потому, что у нее есть ядерная бомба. Такой суверенитет
и такое признание никому не нужно, оно скорее приносит вред, нежели пользу.
Многие государства мира, особенно появившиеся в последние
годы, существуют совершенно без всеобщего признания.
Можно вспомнить Северный Кипр. Кстати, страны Прибалтики все
советские годы не были признаны на Западе и в США как часть СССР, но это
совершенно не влияло на политическую реальность. Можно вспомнить еще много
примеров. Поэтому я думаю, что вопрос о признании – из прошлого века, когда
такие формальности имели значение.
На конфликты надо смотреть не под углом критериев столетней
или пятидесятилетней давности, условий холодной войны или старой, традиционной
системы международных отношений, а с точки зрения современного бесполярного
мира, когда, по сути, нет больших доминирующих стран, нет центров силы,
создаются глобальный экономический и огромный глобальный информационный рынки,
где нет государственных границ, так как они теряют свое значение.
Мне кажется, вопрос не в признании как таковом, а в том,
чтобы не допустить военного конфликта, чтобы не гибли люди. Надо попытаться со
всех сторон перевести понимание этой ситуации с политико-военного в
экономико-гуманитарное. И тогда вопрос о признании, в конце концов, будет
решен, но он не решит проблемы Нагорного Карабаха, Армении или Азербайджана.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.