Главная » 2011»Январь»30 » Карен Шахназаров: перестройка была идеальным временем для кино
Карен Шахназаров: перестройка была идеальным временем для кино
00:06
Analitika.at.ua. Карен Шахназаров успел воспользоваться теми благами,
которые давал короткий период перестройки. Правда, за прошедшие годы он пришел
к мнению, что перестройка вовсе не закончилась. Мы по-прежнему живем в
Советском Союзе в какой-то степени. Народный артист России, режиссер и
генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров дал интервью МТРК
«Мир».
- Карен Георгиевич, действительно ли перестройка создала
беспрецедентную ситуацию в истории нашего кинематографа?
- Думаю, что с 1986 по 1990 год было уникальным временем в
истории мирового кино. Оно было идеальным для кинематографистов. Уже можно было
снимать то, что ты хотел, и при этом государство тебя еще финансировало. Это
был рай, но мы тогда этого, наверное, в полной мере не понимали. До этого было
госфинансирование, но и цензура. После 1991 года вроде и снимать можешь, что
хочешь, но денег не найдешь, а когда найдешь, тебе уже скажут, что снимать.
Бывает цензура коммерческая и идеологическая. Перестройка была единственным
идеальным периодом для нашего брата, кинематографиста.
- Если вернуться к СССР. Вы согласны с тем, что среда, в которой
человек родился и вырос, сильно на него влияет?
- Конечно, влияет. Когда нас воспитывали, в обществе были
другие устремления. Человек должен был к чему-то стремиться, создавать себя,
раскрывать в науке, искусстве, культуре. Порой пропаганда была топорной, но
основа – помощь, служение людям, стремление к идеалу – была верной. Когда мы
приходили во ВГИК и кино, то воспринимали свою специальность как миссию, а не
только как интересную профессию, которой зарабатываешь деньги.
- Какие ассоциации у вас вызывает эта эпоха?
- Я вспоминаю те годы как хорошее время. Это часть моей
жизни. Я переживал, когда Советский Союз распался. Это была моя Родина, я
служил в армии, давал присягу. Надо помнить, что все, чем мы сейчас пользуемся,
было сделано именно тогда, – в советское время. Тогда людям не хватало колбасы,
но они построили электростанции и заводы, которые до сих пор работают.
- А насколько качественным было советское кино? Чем оно было ценно, на
ваш взгляд?
- Не стоит думать, что все советские фильмы были шедеврами.
Тогда было много плохих картин, абсолютных агиток. Но у советского кино был
свой стиль. В своих лучших образцах оно ни на что не похоже. Поэтому оно до сих
пор пользуется огромным успехом. То, что открыли такие титаны, как Эйзенштейн, Довженко,
Пудовкин считается непреложным законом во всем мире. Любимый фильм Скорсезе –
«Летят журавли», Коппола заказывал у нас копию «Я - Куба», которую он считает
лучшим фильмом всех времен и народов. Вот уровень советского кино.
Российское кино пытается чему-то подражать, но никак не
может нащупать свой стиль, нет своего лица. Есть хорошие картины, есть не
очень. Нельзя думать, что искусство может идти в отрыве от всего, что
происходит в стране. У современного российского общества нет целей, оно не знает,
чего хочет. Советское общество хотело переустроить мир. Цель, может, и дурная,
но великая. В этом посыле есть то, ради чего люди сражались, умирали, голодали.
В определенном смысле цель есть и у американцев – они тоже
хотят переустроить мир. Демократия в их понимании – это миссия. А в современном
российском обществе такой миссии нет, нет общей идеи. А когда так происходит,
то и искусства нет.
- Вы не раз говорили, что в кино две составляющие: творческая и
техническая. Каково их соотношение в российском кино?
- С точки зрения технологий современное российское кино
оснащено гораздо лучше, чем советское. Сейчас с качеством звука, пленки, камер
проблем нет.
- А что с творческой составляющей?
К.Ш. Советское кино было явление. Российское – пока нет.
Кино – это личности, которые в нем работают. Я пришел на «Мосфильм» в середине
1970-х годов. Здесь работали Тарковский, Гайдай, Бондарчук, Шукшин, Хуциев,
Климов, Шепитько, Рязанов, Данелия, Алов, Наумов. Это мастера экстра-класса.
Помимо них были мастера как бы «второго эшелона». Например, Юрий Чулюкин,
снявший «Девчата», или Евгений Карелов, снявший «Два товарища». И это только
«Мосфильм»! Такого класса имен во всем российском кино можно перечислить по
пальцам одной руки.
- А что происходит? Почему не рождаются режиссеры?
- Они появятся, как только вызреет потребность в них. То,
чем до сих пор восхищаются во всем мире, было сделано в разрушенной, нищей
стране после Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Как это
объяснить? Думаю, в обществе была идея, люди верили и в революцию, и в
социализм. Общество нуждалось в тех, кто мог выразить его идеи, поэтому и
появились такие мощные художники.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.