Analitika.at.ua. 90 лет назад, 13 октября 1921 года, при посредничестве
большевистской России в Карсе был подписан Договор о дружбе между тремя
советскими закавказскими республиками, с одной стороны, и кемалистской Турцией
– с другой.
Этот акт подтвердил статус Нахиджевана, оговоренный ранее в
Московском договоре. Напомним, что 16 марта того же года РСФСР и Турция
заключили в Москве Договор о дружбе и братстве, согласно которому (кроме всего
прочего), "Нахичеванская область образует автономную территорию под
покровительством Азербайджана при условии, что Азербайджан не уступит сего
протектората никакому третьему государству".
ЧТОБЫ ВЫУДИТЬ У БОЛЬШЕВИКОВ ГАРАНТИРОВАННЫЙ ОТКАЗ ОТ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ передать армянам Нахиджеван, азербайджанские
представители постоянно напоминали о том, что советская власть в Эривани
свергнута, а на юге страны все еще сильна Антанта. В докладе полномочного
представителя Азербайджана на русско-турецких переговорах Бейбута
Шахтахтинского читаем: "Часть Армении, а именно Даралагез и Зангезур,
остаются в руках дашнаков, сумевших связаться с Тавризом, где живут агенты
Антанты. Они захватили почти всю нагорную часть Карабаха".
В конце своего доклада Шахтахтинский предупреждает
большевиков о реальной перспективе открытия Турцией мусульманского фронта
против России, если только та усомнится в целесообразности принятия
окончательного соглашения о передаче Нахиджевана Азербайджану: "Если соглашение
не состоится, то в таком случае Анатолийское Национальное собрание тотчас же
обратится к мусульманскому Востоку с заявлением о том, что революционная Турция
ни в какой связи и союзе с Россией не находится и свою борьбу ведет и будет
вести без всякой помощи и поддержки Советской России".
В Московском договоре также специально подчеркивалось, что в
обозримой перспективе три советские закавказские республики ратифицируют
русско-турецкие договоренности в Карсе, а большевики заставят недовольных
принять все пункты соглашения. "Настоящий Договор подлежит ратификации.
Обмен ратификационными грамотами состоится в Карсе в возможно ближайший срок.
Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги,
необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые
будут заключены ими с Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их
касающихся".
Для обеспечения (в перспективе) общей границы Азербайджана с
Турцией к "Нахичеванскому краю" была присоединена от Армянской ССР
(тогда республика называлась еще "ССР Армении") часть бывшего
Шаруро-Даралагезского уезда. В феврале 1923 года III Всенахичеванский съезд
советов принял решение о вхождении в Азербайджанскую ССР. Решением ЦИК Советов
Азербайджанской ССР от 16 июня 1923 года Нахиджеван был включен в состав
Азербайджанской ССР, позже, 9 февраля 1924 года, было принято следующее
постановление: "Нахичеванский край преобразовать в Нахичеванскую
Социалистическую Советскую Республику под протекторатом Азербайджанской ССР".
Показательно, что именно Шахтахтинский и стал первым председателем
Нахичеванского революционного комитета, председателем Совета Народных
комиссаров Нахичеванской Республики.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРУКТУРЫ, ПОЗИЦИОНИРУЮЩИЕ СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ
ПОБОРНИКОВ справедливого урегулирования армяно-азербайджанского противостояния,
почему-то игнорируют содержание докладов полномочных представителей
Азербайджана на русско-турецких переговорах, в ходе которых и вычерчивались
границы региона, иными словами, закладывались мины замедленного действия. Это
тем более цинично, что сами акценты подобных выступлений предполагали шантаж и
даже не скрывали своего ультимативного тона. Причем это касается не только
выступлений 20-х годов.
Уже много позже (в 1999 году) азербайджанский президент
Гейдар Алиев признал: "Для того, чтобы сохранить и защитить статус
Нахчывана, большое значение имели, в частности, Московский договор и особенно –
подписанный Турецкой Республикой Карсский договор. Из-за того, что Нахчыван был
отделен от основной земли Азербайджана, Карсский договор для обеспечения в
будущем целостности, безопасности, государственности, автономии – очень
большой, незаменимый для нас документ" ("Бакинский рабочий",
14.10.1999).
Почему не обращается внимание на подобные выступления? Ведь
именно они во многом и содержат ответы на актуальные вопросы. Тот же Гейдар
Алиев, например, публично заявлял и другое: "Когда я был первым секретарем
Азербайджанской ССР, то старался изменить демографию Нагорного Карабаха.
Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там института, вуза. У нас все
возражали. Я решил открыть, и азербайджанцев из прилегающих районов мы
направляли уже не в Баку, а туда. Открыли там обувную фабрику, направляли туда
азербайджанцев из окружающих область мест. Этими и другими мерами я старался,
чтобы в Нагорном Карабахе стало больше азербайджанцев, а число армян
сократилось. Кто работал в то время в Нагорном Карабахе, знают об этом"
("Зеркало", 23.07.2002).
Очевидно, что одного этого – озвученного
"общенациональным лидером азербайджанского народа" - предложения уже
было бы вполне достаточно, чтобы международные структуры (конечно, если бы они
действительно работали беспристрастно и принципиально) раз и навсегда
отказались вообще помышлять о перспективах предоставления Нагорному Карабаху
"широкой автономии в составе Азербайджана". Тем не менее они
закрывают глаза на самое очевидное точно так же, как в свое время это умели
делать большевистские переговорщики. И сегодня, 13 октября 2011 года, кажется,
что Карсский договор – это не прошлое. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.