Analitika.at.ua. О Карсском договоре в последние годы написано немало.
Основная мысль, которая выносится в повестку обсуждений, сводится к тому, что в
связи с развалом Советского государства утратил силу и сам документ,
определивший контуры политико-административного устройства советского
Закавказья, в том числе границу между Армянской ССР и Турцией, а также статус
советского Нахиджевана. Соответственно, все положения подписанного 13 октября
1921 года Карсского договора также рассматриваются сквозь призму этого главного
осознания. В принципе линия достаточно гибкая, ее нужно развивать и дальше, но
в менее эмоциональной атмосфере.
Можно привести множество примеров, указывающих на
невозможность подписания большевиками (особенно в начале 1920-х годов)
какого-либо внешнеполитического документа "в поддержку армян".
Московский договор от 16 марта 1921г. или ратифицировавший его основные
положения Карсский – это звенья одной цепи. Вместе с тем при рассмотрении
данного исторического отрезка и принятых тогда решений "основная вина
" все еще возлагается на отдельно взятого Сталина, власть которого в тот
период была еще далеко не монопольной.
Параллельно обходится стороной наша собственная
ответственность: позиция, между прочим, сколь удобная, столь и опасная. Ведь и
сегодня легче искать и "находить" главных виновников армянских бед во
вне – те же топливно-коммуникационные корпорации или международные организации
- и в случае чего утверждать, что такова была общая политическая ситуация.
В какой атмосфере подписывались договоры начала 1920-х
годов? После победы социалистической революции в России в большевистской среде
постепенно стало складываться трезвое понимание отсутствия реальных перспектив
распространения революционной волны на Запад. В этой связи уже с 1918 года
высказывалась идея о ключевом значении Востока, степень революционности
которого при этом безмерно преувеличивалась, приобретая гротескные формы. Как
признавал позже Владимир Гурко-Кряжин, происходило это в атмосфере
"пионерства, неофитства, революционного пафоса и благородной восточной
романтики".
В конце 1918 года в Советской России возникла организация
"Союз освобождения Востока", в работе которой принимали участие
А.Луначарский, В.Гурко-Кряжин, К.Трояновский. В общем контексте большевистских
гонений на религию к исламу, считавшемуся религией, пострадавшей при царизме,
проявлялось более терпимое отношение, тогда как, например, православие
отождествлялось с самодержавием. Кроме того, интернациональному и
атеистическому духу большевизма православная религия и то, что Ленин называл
"великорусским черносотенным шовинизмом", представлялись намного
более опасными, чем ислам. В тот период официальная коммунистическая идеология
во многом отождествляла дореволюционную борьбу российских марксистов против
самодержавия и борьбу национальных меньшинств против православной колонизации.
Существовала даже трактовка панисламизма как революционного
движения, направленного против империализма и царизма. На уровне здравого
смысла ситуация была ясна: большевики крайне нуждались в любых союзниках, даже
азиатских. "Спасение советской власти, - говорил Д.Рязанов на VIII съезде
РКП (б), - заключается в том, чтобы натравить как можно больше всяких
угнетенных наций на империалистических волков".
Практические решения предлагались разные. Говорилось
(Трояновский, Гурко-Кряжин и др.) о необходимости создания Интернационала
Востока и важности использования революционного потенциала панисламизма,
пантюркизма, исламского модернизма, собственно ислама как более политического,
нежели сугубо религиозного учения. Были и более радикальные предложения о
перенесении центра тяжести наступательных революционных войн с европейских на
азиатские просторы мировой политики. Уже после падения в 1919 году Венгерской
Советской Республики Лев Троцкий пришел к выводу, что путь на Париж и Лондон
лежит через Восток. Именно с этого периода идея "революционизирования
мусульманского Востока" стала конкретной программой и в качестве
военно-политического пункта вошла в текст принятой на II Всероссийском съезде
коммунистических организаций народов Востока резолюции.
С установлением советской власти младотурецкий проект
"Азербайджан" трансформировался в проект
"социалистический". Кураторами процесса трансформации были известные
деятели международного социалистического движения (Карл Радек, Григорий (Герш)
Зиновьев и др.), которые являлись связующим звеном на оси пантюркисты -
большевики. В частности, когда тот же Радек в 1919 году находился в берлинской
тюрьме, его навестили Энвер-паша и Талаат-паша. Собственно, Радек и убедил
Энвера (который в Германии скрывался под именем Али-бея) в необходимости
выехать в Москву и подписать с руководством большевиков соглашение о совместной
борьбе "против британского империализма".
Советская Россия отрабатывала два вектора сотрудничества на
турецком направлении: первый - с Мустафой Кемалем, второй - с его противниками,
бывшими лидерами младотурецкого правительства. В частности, Энверу была
предоставлена работа в Обществе единства революции с исламом и солидная сумма в
400000 немецких марок для оплаты политической активности и на личные нужды. Это
был период, когда бывший пантюркист "перевоплощался" в панисламиста с
целью собрать "войско ислама" и пойти на Кемаля. Вместе с Энвером в
1920 году в Россию переехал и Джемаль-паша.
1-8 сентября 1920 года в социалистическом Баку состоялся I
съезд народов Востока, провозгласивший "священную войну" против
мирового империализма. Энвер ехал для участия в съезде народов Востока в одном
вагоне с Радеком и Зиновьевым. Он ехал в город, где ровно два года назад его
сводный брат Нури-паша истребил тридцать тысяч армян. В 1920 году
социалистическая идеология была вставлена в панисламистский контекст, сама
атмосфера съезда была пропитана антиармянскими выступлениями. Вот что говорил,
например, Зиновьев: "То и дело идут разговоры об Армении. Единой и
независимой Армении как таковой не существует".
Или член Совета пропаганды и действия народов Востока М.
Вельтман: "Армения заявляет претензии на Карабах и Зангезур... Далее
армянские империалисты выдвигают поистине мегаломанские планы о присоединении
Вана, Трапезунда, Битлиса, Эрзерума, Диарбекира, с выходами к морю. Армения
желает стать великой средиземной державой и владычествовать над территорией,
где армяне составляют всего 50% населения… Народные массы должны подняться
против своих и чужих поработителей".
Принятый на съезде заключительный документ объявил войну
Армении как "агенту мирового империализма". В заключении президиума
Совета пропаганды и действия народов Востока о политике России на Востоке,
представленного президиуму исполкома Коминтерна и ЦК РКП(б)" от 17 сентября
1920 года, читаем: "Чтобы избегнуть… гибельных для Советской России и
мировой революции последствий, нам необходимо… во что бы то ни стало и самым
экстренным образом поддержать угасающее национальное движение в Турции…
Как то, так и другое может быть достигнуто только путем
наступления в союзе с националистическими турецкими войсками на Армению под
флагом свержения ига дашнаков, угнетающих свой народ, и с целью соединения с
революционной Турцией… Армения будет выведена из строя раньше, нежели подойдут англо-шахские
войска, а Грузия, которую мы не будем затрагивать в этом наступлении, побоится
вмешаться в борьбу… Военные операции не потребуют никаких добавочных сил с
нашей стороны, но по существу они будут проведены Турецким эрзерумским
корпусом; наступление с нашей стороны будет почти что демонстрационное, для
которого сил у нас достаточно…
С дипломатической стороны для предотвращения бури
общественного негодования в Западной Европе наступление на Армению должно быть
произведено следующим образом: турецкие войска начнут наступать на Армению, а
мы во всей нашей печати и при помощи всех наших органов гласности в Европе
поднимем страшный шум о новой армяно-турецкой резне и о необходимости ее
прекращения раз навсегда, и для прекращения этой резни наши войска вступят в
Армению через оголенную от ее войск восточную границу…
Таким образом, мы окажемся в глазах западноевропейского
пролетариата в чрезвычайно благородной роли умиротворителей, двинувшихся на
Армению только с тем, чтобы положить конец резне и спасти остатки армянского
народа от окончательного уничтожения. Из всех приведенных соображений самое
главное то, что война неизбежна, и если мы не предпримем наступления на
Армению, то через две недели она предупредит наступление на Советский
Азербайджан, а это наступление будет для нас означать потерю Баку".
Примеры, указывающие на невозможность подписания
большевиками какого-либо внешнеполитического документа "в поддержку
армян", можно приводить долго. Однако опасность как раз в том, что и
сегодня легче искать и "находить" главных виноватых и в случае чего
утверждать: "Такова была общая политическая ситуация". Ведь именно
так в дни проведения в Баку I съезда народов Востока повела себя армянская
делегация в составе Саркиса Касьяна, Асканаза Мравяна, Ависа Нуриджаняна,
Шаварша Амирханяна и других. Она не только подписалась под Заключительным
актом, но и обратилась к армянскому народу с "инструкцией":
"Центральный Комитет большевиков Армении предписывает
всем партийным организациям как в тылу, так и на фронтах и прежде всего
большевикам, направляемым в Карсский гарнизон, развернуть среди отдельных
солдат и в группах, а если возможно, то и посредством листовок широкую
пропаганду против войны, уделяя основное внимание тому, что:
1) нынешняя Турция уже не прежняя султанская Турция и не
преследует в отношении Армении агрессивных целей;
2) кемалистская Турция - союзница Советской России и борется
за свое освобождение против империалистических держав – Англии, Франции,
Греции;
3) победа республиканской Армении над Турцией будет означать
усиление империализма на Ближнем Востоке и поставит под угрозу победу революции
в Закавказье, и, наоборот, поражение республиканской Армении ускорит
советизацию всего Закавказья, а также Востока;
4) задачей армянских большевиков-коммунистов должно быть
ускорение поражения республиканской Армении, что ускорит советизацию Армении.
С этой целью необходимо:
1) всеми средствами разлагать армянскую действующую армию:
а) способствовать дезертирству и всячески препятствовать мобилизации, б)
убеждать солдат на фронтах не стрелять по наступающим турецким солдатам, а
покидать позиции и возвращаться домой, в) не подчиняться приказам офицеров и в
случае необходимости уничтожать их;
2) наряду с этим необходимо внушать солдатам республиканской
Армении, что победоносный турецкий аскер – это революционный аскер, который не
только не позволит какого-либо насилия по отношению к побежденной стране, не
причинит вреда мирному населению, но и поможет трудовому армянскому народу
освободиться от господства пособников империалистов – дашнаков;
3) вновь и вновь объяснять, что, освободясь от господства
дашнаков, Армения немедленно наладит связь с Советской Россией, навсегда
покончит с войной, и край, разоренный голодом и постоянными конфликтами,
наполнится российским хлебом и примет участие в великом деле революции.
Представляется, что Карсский договор и в первую очередь
обстоятельства его подписания еще не осмыслены нами в должной мере. Текст
договора, безусловно, исследован досконально, однако его место в контексте
перспективных угроз пока не выяснено окончательно. Между тем без понимания
этого аспекта очень трудно противодействовать нынешним международным
тенденциям, направленность которых не очень-то отличается от большевистских
приоритетов. Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.