Analitika.at.ua. Щедрая на красоту природа ошеломляет:
только Бог мог создать это плато - отвесная, высотой в 120 метров стена которого
вырастает прямо из бурлящей в глубоком ущелье реки Трту. Вокруг высятся
покрытые густым зеленым ковром горы, нередко утопающие в белой мгле тумана.
Скалы скрывают плато от взора путника, пытающегося разглядеть его снизу. Город
Карвачар - центр современного Шаумяновского района Нагорно-Карабахской
Республики, в прошлом древнеармянского края Вайкуник, упоминаемого в
средневековых летописях как "богохранимая страна Цар".
Когда в 2000 году я впервые приехала в Карвачар, город лежал
в руинах. Контраст между нерукотворными лесами, рвущимися ввысь гранитными
утесами и повсеместным разрушением бил в глаза и ранил душу. Но гнетущее
чувство, вызванное варварством войны, исчезало при виде уже строящихся домов,
детворы, резвящейся среди развалин, и особенно куполов Дадиванкского монастыря
в древнем селении Хут (ныне Дадиванк). Работы по восстановлению одной из
древнейших святынь Арцаха тогда только начинались. Сегодня хачкары, повсеместно
извлекаемые из стен азербайджанских построек советского периода (они использовали
хачкары как строительный камень), символизируют воскрешение армянской жизни на
этой земле.
Нынешний костяк населения Карвачарского района - это те, кто
в 80-х годах проживал в Гардманке - Северном Арцахе (Шаумян, Ханлар, Дашкесан,
Шамхор). Когда в мае 1994 года было заключено перемирие, Шаумяновский район,
равно как и десятки армянских сел, остался под контролем Азербайджана. Жители
его, вытесненные с родных мест в 1988 - 92 годах, в 1998-м стали перебираться в
соседний с их потерянной родиной Карвачарский край, так что теперь они живут по
другую сторону родного им Мравского хребта. Среди новых поселенцев есть и
родные тех, кто погиб в боях за освобождение Карвачара. Они приехали сюда из
Армении, чтобы Арцах, одержавший военную победу, выдержал также испытание
миром. Немало и тех, кого вынудила на этот шаг нужда: оставшись без работы в
родном городе, они предпочли эмиграции труд на земле, способной обеспечить
пропитание их семьям. Некоторые поселились даже в расположенном в
"поднебесье" селе Цар. Этот горный остров, парящий на высоте 2020 метров над уровнем
моря, окруженный со всех сторон 300-метровой пропастью, соединяет с внешним
миром лишь узкая полоса вьющейся над бездной грунтовой дороги, труднопроходимой
даже в летнее время. Тяжелейшие климатические условия, ураганные ветры, снежные
бури... Но люди живут, работают, рожают детей. А новые семьи и новые дети -
основа процветания этой древней армянской земли.
Война уничтожила в Карвачарском районе всю инфраструктуру,
отсутствовали телефонная связь, электроэнергия, в крайней степени запустения
находились дороги, не было магазинов. В 2000 году положение людей здесь было
очень тяжелым, а количество нерешенных проблем - невероятно большим. Сегодня,
спустя десять лет, многое изменилось к лучшему. Вместо разбросанных между
развалинами двух-трех обитаемых домов, характерных для сельской местности того
периода, ныне красуются застроенные и полные жизни села.
В прошлом году правительство НКР начало реализацию программы
интеграции района в общую телекоммуникационную систему Арцаха. Всем семьям
райцентра Карвачар и села Дадиванк были за государственный счет выделены
спутниковые антенны с декодером, позволяющие принимать наиболее популярные
армянские и зарубежные телеканалы и в первую очередь Арцахского общественного
телевидения. Выросли вышки сотовой связи, ныне сделавшие досягаемой большую
часть территории района. Люди, начавшие обустраиваться практически с нуля,
многого добились, хотя и ценой тяжелейшего труда. Но такова, наверное,
историческая судьба армян и армянства. В карвачарском селе Геташен я
встретилась с Грайром Лалаяном - беженцем из села Эркедж Шаумяновского района.
Несмотря на несчастный случай в детстве (у Грайра нет кисти правой руки,
поврежден глаз), он на протяжении двух лет участвовал в боевых действиях,
сражался на передовой. С такой же самоотверженностью Грайр строит сегодня мир,
растит троих детей, возделывает сад и успешно занимается пчеловодством.
В селе Нор Вериншен, как и в 2000 году, я зашла проведать
Мартироса Чалумяна. За десять лет двор и дом настолько изменились, что сразу и
не узнать. Мартирос - беженец из села Бананц Ханларского района, остался верен
архитектурно-ремесленным традициям, некогда прославившим его родное село на всю
Армению. Собранная в окрестностях членами семьи чудом уцелевшая древняя
керамика, черепки старинной утвари, части хачкаров, сохранивших орнаментальную
роспись, а также выкованные Мартиросом по средневековым технологиям мечи и
кольчуги превратили этот дом в настоящий музей древней и современной истории
армянского Карвачара. Вызывают восхищение красота резьбы по камню и безупречное
архитектурное исполнение дома, мастерской и помещения только что открывшегося
магазина, построенных в традиционном стиле "глхатуна",
Своего рода произведением искусства выглядит и придомовой
участок педиатра Степана Саргсяна. Грядки здесь чередуются с геометрической
четкостью - все продумано до мелочей. Это тот самый случай, когда любовь и
вложенный труд воздают сторицей. В трудные годы огород служил основным
источником пропитания для семьи, двое детей которой учились в вузах Еревана и
нуждались в поддержке. А ведь потомственный врач Степан Саргсян, до переезда в
Карвачар работавший в больницах Чаренцавана и Еревана, никогда ранее не
занимался сельским трудом.
В прошлом году в Карвачаре началось строительство нового
здания средней школы и многоквартирного дома на 18 семей. Приостановленное за
два года до этого восстановление разрушенных войной домов не могло не вызвать
нареканий у множества семей, все еще ютящихся в тесных помещениях. Еще одним
серьезным упущением являлось отсутствие слаженной системы пассажирских
перевозок и плохие дороги. Но и здесь в последнее время наметился ряд
обнадеживающих изменений: упорядочено пассажирское сообщение между Карвачаром,
Степанакертом и Варденисом, начала работать дорожная служба, своевременно
расчищающая завалы на горных участках трассы, появилась надежда на
строительство автомагистрали Варденис - Карвачар - Дрмбон.
…Инструментом сохранения своей культуры для армян всегда
были церковь и школа. За полтора столетия пребывания на карвачарской земле
тюркскими и курдскими кочевниками были уничтожены сотни памятников армянской
культуры. Но сохранились еще многие свидетельства нашей цивилизации - от
древних эпиграфических надписей и хачкаров до величественных средневековых
монастырских комплексов Дадиванка, Аствацацнаванка, а также крепостей Андаберд,
Котор и Чумен. Однако все они нуждаются в реставрации. Карвачарцы верят, что на
месте разрушенной еще в советское время средневековой церкви обязательно будет
воздвигнута новая. А пока ставят свечи и возносят молитву у мемориального
комплекса, посвященного памяти воинов, погибших при освобождении города.
Рабочих мест в районе мало, большинство, особенно в селах,
живет за счет своего хозяйства, рынка сбыта продуктов нет, соответственно, мало
и наличных денег. Многодетным семьям помогает государство, однако одной этой
помощи недостаточно, ведь основным источником трудоустройства населения
по-прежнему остаются лишь школы. Многие в Армении продолжают считать Карвачар
зоной риска, хотя в принципе это край непочатых возможностей. Здесь много
минеральных источников, полезных ископаемых, древесины, да и сама земля
необыкновенно плодородна, кажется, воткни палку - вырастет дерево. В перспективе
здесь можно вести обработку продукции аграрного сектора, создать
деревообрабатывающую отрасль, ковроткачество, задействовать предприятия
минеральных вод. Главное, чтобы у предпринимателей появилось на это желание. Не
надо забывать и то, что каждый вложенный в экономику Арцаха драм работает на
мир, делает страну сильнее не только в экономической, но и в
военно-политической сфере.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.