Analitika.at.ua. Совместная казахстанско-российская рабочая группа может
вскоре представить свои предложения по строительству "Евразийского
канала", который должен соединить Каспийское и Азовское моря (которое, в
свою очередь, соединяется с Черным морем). Этот план чреват глубокими и далеко
идущими геополитическими последствиями - от расширения торговли и транзита в
Евразии до создания новых энергетических проектов, а также получения выхода к
морю странами Средней Азии. От расширения торговли энергоресурсами и развития
экономических отношений между Европой и Азией среди прочих выиграют Россия,
Казахстан и Китай.
Реализация плана строительства 700-километрового водного
пути обойдется оценочно в 4,5 миллиарда евро. Грузопропускная способность
канала составит 75 миллионов тонн в год. В одном из предложенных вариантов
канал должен пересечь российские регионы Дагестан, Калмыкию, Ставропольский
край и Ростовскую область. Он станет транзитным маршрутом для перевозки нефти,
а также других сырьевых товаров и готовой продукции. Евразийский банк развития
запланировал выделить 2,7 миллиона долларов на разработку
технико-экономического обоснования проекта "Евразийского канала" и
судоходного канала "Волга-Дон-2". Это еще один вариант прокладки,
хотя данный путь длиннее и обойдется он дороже.
Идея строительства канала, соединяющего Черное и Каспийское
моря, не нова. Россия в разное время рассматривала планы сооружения подобных
водных путей, но ей всегда мешали различные осложнения, в том числе, периодически
возникавшие войны. Только во времена существования Российской империи было
рассмотрено как минимум 30 соответствующих проектов. Сегодня сооружение
судоходного канала это вполне реальная возможность, хотя и здесь существуют
определенные опасения, связанные с финансовыми трудностями, нехваткой воды для
заполнения канала и неблагоприятными экологическими последствиями.
Оппоненты проекта утверждают, что в канале нет
необходимости, поскольку трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума,
трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Атырау-Самара и Баку-Новороссийск вполне
могут обеспечить транзит увеличивающихся объемов поставок. В то же время,
некоторые российские порты и действующий Волго-Донской канал (это старый
судоходный канал с грузопропускной способностью 11 миллионов тонн в год) якобы
загружены далеко не полностью.
Однако похоже, что Россия и Казахстан полны решимости
осуществить этот амбициозный с точки зрения геополитики проект. В 2007 году
бывший российский президент Владимир Путин призвал расширить существующие в
стране внутренние водные пути, заявив, что канал, соединяющий Каспийское и
Азовское моря "не только обеспечит прикаспийским странам выход к Черному и
Средиземному морям, но и качественно изменит их геополитическое положение, дав им
возможность стать морскими державами". Данный проект должен способствовать
развитию южных регионов России и Кавказа.
В том же году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
выразил заинтересованность своей страны в реализации такого проекта: "Нам
нужны разные маршруты: естественно, такие сырьевые товары как нефть и газ
пойдут по тем маршрутам, которые будут для нас наиболее приемлемыми с
экономической точки зрения. Сооружение нового евразийского морского пути от
Каспийского до Черного моря может стать знаковым проектом. … Этот канал станет
важным выходом к морю через Россию для всей Средней Азии".
На каспийском шельфе находится 20 нефтяных и газовых
месторождений, а также более 250 нефтеносных участков. Залежи нефти в этом
регионе составляют от 6 до 10 процентов общемировых запасов. Если канал будет
проложен, он станет мощным конкурентом транспортного коридора TRACECA и
нефтепроводного проекта Баку-Джейхан. Канал позволит России усилить свое
влияние на динамично развивающийся Казахстан и, как говорит Александр Дугин,
может привести к созданию "нового нефтяного картеля, не уступающего
ОПЕК", если к этой схеме подключатся Иран и Азербайджан.
Удастся реализовать инициативу по строительству Евразийского
канала или нет - но страны региона могут параллельно разрабатывать другие
транзитные варианты с участием Китая, Азербайджана, Грузии, Афганистана и
Ирана, чтобы с их помощью обеспечить сухопутный и морской выход на региональные
рынки и мировой рынок. Как отметил Назарбаев, если Казахстан не получит выход к
"семи морям", "мы будем вынуждены искать другие
альтернативы". Из 20 крупнейших нефтедобывающих стран и из 15 нефтяных
экспортеров Казахстан это единственное государство, не имеющее выхода к морю.
Запертый со всех сторон сушей, но богатый природными
ресурсами Казахстан стремится привлекать прямые иностранные инвестиции, все
активнее интегрироваться в глобальные экономические системы и разнообразить
свои внешнеэкономические и внешнеполитические отношения. Эта страна добивается
создания Евразийского транзитного центра, и Евразийский канал является одной из
многих ее инициатив в этом плане. Евразийский судоходный канал позволит России
и Казахстану диверсифицировать свои торговые пути, особенно с учетом
прогнозируемого увеличения добычи нефти и газа на Каспии.
Один только Казахстан к 2015 году должен добывать 150
миллионов тонн нефти. Это в два раза больше текущего объема добычи,
составляющего 76 миллионов тонн.
С постройкой канала также откроются новые возможности для
увеличения грузового транзита из стран Средней Азии и Китая в Черноморский
регион и Европу. Сегодня торговые перевозки между Китаем и Евросоюзом
осуществляются в основном по морю, а объем сухопутных грузов в торговле между
ними составляет всего 2 процента от их общего количества. Следовательно, торговля
между Азией и Европой создает колоссальный потенциал для евразийских стран, в
частности, для России и Казахстана, которые смогут воспользоваться своим
географическим положением, получая выгоды от развития региональной и
континентальной инфраструктуры в таких областях как энергетика, торговля и
транспорт.
Руководство российской Калмыкии уже провело переговоры с
Индией и Китаем о начале инженерных работ и строительстве гидротехнических
сооружений. Пекин, в свою очередь, выразил желание участвовать в финансировании
строительства Евразийского канала. Этот канал может получить статус
международного; его сооружение обойдется намного дешевле и пройдет быстрее, дав
Казахстану и России миллионы долларов в виде платы за транзит. Говоря о
перспективе - если маршрут из Западной Европы в западный Китай, проходящий
через Россию, Казахстан и КНР, получит 5-процентную долю в нынешнем объеме
морских перевозок между Европой и Азией, то страны-транзитеры смогут ежегодно
получать около 3 миллиардов долларов в виде оплаты за транзит.
Предлагаемый к строительству Евразийский канал это лишь одно
из проявлений расширения экономического пространства на евразийском континенте
в целом и в центральном евразийском регионе в частности. Такое расширение
происходит в сфере транспорта, энергетики и торговли. Оно вызывает
геополитические изменения в прикаспийском и среднеазиатском регионах, где
Россия, Китай и Казахстан имеют благоприятные возможности для извлечения выгоды
из того, что являются торговыми, энергетическими и транзитными центрами. Если
канал будет построен, он укрепит позиции данных стран в этих сферах, благодаря
чему на евразийской шахматной доске возникнет новый расклад сил. Роман
Музалевский, Asia Times
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.