Analitika.at.ua. Армянский католический священник Георг НОРАДУНГЯН приехал
в Россию три года назад и занял пост настоятеля московской общины
армянокатоликов. В эти дни завершается его каденция в Москве. Накануне своего
отъезда в Рим Георг Норадунгян рассказал корреспонденту «НГР» Лидии ОРЛОВОЙ об
истории и современной жизни Армянской Католической Церкви в России.
– Как армяне католического вероисповедания оказались в России?
– Армянокатолики, составившие общину в Москве, приехали из
Грузии, где жили в районе Ахалкалаки и Ахалцихе. В начале 90-х годов они приехали
в Россию, чтобы работать, и так появилась большая община армянокатоликов. В
царское время уже существовала подобная община. В советское время
армянокатолики собирались в храме Святого Людовика на Малой Лубянке. Были
священники, которые время от времени приезжали, совершали крещение, венчания.
Только в 2001 году Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Бедрос XIX
решил, что это уже большая община, для которой нужен священник-настоятель.
Первый настоятель служил в Москве шесть лет, потом приехал я, служил три года,
а сейчас должен уехать.
– Сейчас ваша община зарегистрирована?
– Пока нет. Мы подали запрос и ждем ответа.
– Известно, что Армянская Католическая Церковь – одна из 22
Восточно-Католических Церквей и исповедует учение римского католичества. После
унии со Святым Престолом она сохранила свой традиционный армянский обряд
богослужений. Существуют ли еще какие-либо отличия от Римско-Католической
Церкви?
– Священник нашей Церкви может быть женат, как во всех
Восточных Католических Церквах. Но он должен жениться до того, как станет
священником.
– Какова структура Армянской Католической Церкви?
– У нас есть Патриарх, которые пребывает в городе Бейрут в
Ливане. В различных странах мира – США, Франции, Сирии – существуют епархии,
возглавляемые епископами. Российская община, как и общины в Грузии и Восточной
Европе, окормляется епископом Армении.
– В каких российских городах существуют общины Армянской Католической
Церкви?
– Общины есть в Сочи, Адлере, Лазаревском, Туапсе, Армавире,
Краснодаре, Ульяновске, Ростове-на-Дону. Также в городах Белореченск в
Краснодарском крае и Венев в Тульской области. Я успел посетить 30 городов. Я и
мой викарий встречались с прихожанами, совершали таинство крещения, венчания.
Мы бываем в тех общинах, где есть как минимум сто семей.
– Эти общины оформлены как приходы или как пасторские пункты?
– Мы работаем над тем, чтобы оформить приход в Москве, а в
других городах существуют только пасторские пункты. Потом посмотрим, как будет.
Надо организовать в больших городах пасторский совет, настоятелей и потом
оформлять регистрацию. Мы всегда уважаем местные законы и делаем все, что они
требуют.
– Сколько всего армянокатоликов в стране?
– Очень сложно сказать. Есть пессимисты, которые скажут, что
80 тысяч. Есть оптимисты, которые скажут, что 200 тысяч. Так что истина где-то
посередине. Это очень сложно узнать, потому что наши единоверцы всегда в
движении – место жительства зависит от работы.
– А сколько верующих в московской общине?
– У нас записано более двух тысяч семей. Мы хорошо их знаем,
они приходят на мессу в храм. Данные этих прихожан у нас есть. Но на самом деле
семей больше, но они не хотят предоставлять свои данные.
– Почему?
– Кто знает… Они знают, что они верующие, что им надо ходить
на мессу, креститься, венчаться. И когда мы просим данные – это становится
новостью для них: «Зачем это? Что вы хотите делать с этими данными?»
– Члены московской общины – это столичная армянская диаспора?
– Обычно те, кто приходит на богослужения, – москвичи.
Иногда бывает, что у них гостят родственники из разных городов, которые знают,
что каждое воскресенье совершается месса. Когда они бывают в Москве, самое
первое «домашнее задание» – сходить в церковь, встретиться со священником.
– Сколько священников служит в стране?
– В России сейчас четыре священника. В Москве два – я и мой
викарий, один священник в Краснодарском крае и есть еще священник в
Новосибирском районе.
– Где Церковь готовит будущих священнослужителей?
– Будущие священники из диаспоры – Сирия, Ливия, Америка –
обучаются в Риме. Семинаристы из Армении готовятся или в Армении, или в Польше.
Польша более близка по культуре католикам Закавказья. А вот для кандидатов в
священники из России больше подходит семинария в Риме – по менталитету, по
образу жизни.
– Могут ли россияне обучаться в Санкт-Петербургской католической
семинарии?
– В Риме существует специальная семинария для армян, где
слушатели изучают философию, теологию, а также изучают свой обряд, традиции
Армянских Церквей, чего в Петербурге, к сожалению, сейчас нет. В Петербурге
готовят семинаристов к латинскому обряду. Но у нас есть надежда, что при
семинарии в Северной столице появится специальное отделение для армян. Если
наши семинаристы будут учиться в Петербурге, нужно, чтобы два года они изучали
старый армянский литургический язык и свои обряд, традиции, историю. У нас,
например, как я уже сказал, есть священник в Краснодарском крае. Он армянин, но
учился в Петербурге. Только сейчас он изучает армянский язык, чтобы читать и
понимать литургические тексты.
– Сможет ли московская армянокатолическая община совершать богослужения
в храме Армянской Апостольской Церкви, который сейчас строится в Москве?
– Конечно, это возможно, надо только договориться. Например,
апостольские армяне в Риме имеют разрешение каждую неделю служить в нашей
церкви. У нас очень хорошие отношения с ними. Я думаю, что прошлые времена с их
спорами между Церквами миновали.
– Известно, что Армянская Апостольская Церковь принимает в число своих
верующих представителей других национальностей. Возможно ли подобное в
Армянской Католической Церкви, например, при смешанных браках?
– Здесь вопрос не в национальной принадлежности. Сейчас
Католическая Церковь уделяет особое внимание тому, чтобы все сохраняли свой
обряд. С этой точки зрения православный не должен становиться католиком, а
католик – православным. В отношении смешанных браков есть законы Церкви,
которые гласят: жена всегда следует за своим мужем.
– Известны ли случаи перехода апостольских армян в Армянскую
Католическую Церковь?
– Такой необходимости просто нет. Армянин-григорианин может
посещать католический храм, а католик – армянский. Например, в Сочи,
Ростове-на-Дону и Армавире есть армянские апостольские общины и нет
католических. Наши люди посещают богослужения в григорианском храме.
– Если апостольские армяне могут так легко прийти к католикам и
наоборот, различия в обряде нет никакого, дело только в унии?
– Да. Между армянами-католиками и апостольскими армянами нет
такой разницы, как между католиками и православными. У нас только небольшие
различия – отдельные традиции, обряды.
– С какими проблемами сталкивается Армянская Католическая Церковь в
России?
– Первая проблема – это малое количество священников. Вторая
– мы никогда не думали, что однажды будем служить нашим людям в России. Поэтому
никто не знает русского языка. И когда Патриарх предлагает священникам служить
в России, никто не хочет, потому что не знают языка! С другой стороны, молодежь
в России не приходит в церковь, потому что не понимает литературный армянский
язык, ведь они разговаривают на диалекте.
– Тем не менее у Армянской Католической Церкви в России есть будущее?
– Будущее? Это только Бог знает. В Польше, например, как
говорят историки, была большая община армянокатоликов – 200 тысяч, а сейчас их
нет. Мы делаем все возможное, чтобы наша община в России не повторила эту
судьбу. Независимая газета
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.