Главная » 2012»Декабрь»24 » Кавказский регион на рубеже-2013: неопределенное настоящее, тревожное будущее…
Кавказский регион на рубеже-2013: неопределенное настоящее, тревожное будущее…
09:11
Analitika.at.ua. Уходящий год был для Кавказа – Северного и Южного – как
всегда, крайне непростым и противоречивым. В ином случае их хрупкая
государственность будет подвергаться дальнейшим испытаниям на прочность, что
связано с совокупностью внутренних и внешних факторов, из которых можно
отметить следующие:
Нарастание нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке, что
привело, в частности, к массовому исходу с территорий Сирии и ряда других
государств представителей ряда кавказских диаспор (в частности, черкесской и
армянской). На деструктивный характер «арабской перестройки» обратили внимание
в МИДе России, обращая внимание на то, что «…драматические процессы,
происходящие на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, несут угрозу
национальным интересам России. Укрепление позиций радикальных исламистских сил
в арабских государствах может оказать негативное влияние на ситуацию на
Северном Кавказе».
Напряжение вокруг Ирана будет искусственно подогреваться, а
попытки мирного, дипломатического решения возникающих проблем на основе
международного права – торпедироваться воинственными высказываниями и
политическими провокациями и попытками раскачать ситуацию в стране изнутри.
Несмотря на намеки относительно гипотетических переговоров между Вашингтоном и
Тегераном, США будут использовать видимость подобного диалога исключительно в
качестве отвлекающего маневра и маскировки милитаристских приготовлений. Согласно
сведениям, публиковавшимся в американской печати, боевики оппозиционной
организации «Народные моджахеды Ирана», ответственные, как сообщал канал NBC,
за убийства иранских физиков-ядерщиков, проходят обучение в штате Невада. Всё
это является, по сути дела, формами войн нового поколения, которые начали
усиленно «обкатываться» в регионе в последние несколько лет (Египет, Ливия,
Сирия, Иран) и представляет непосредственную угрозу для России и других
государств.
Обострение борьбы за стратегический и коммуникационный
потенциал региона предполагает попытки переориентации элит постсоветских
государств в сторону Запада. Возрастающее вовлечение Баку и Еревана в
американо-британские планы региональных политических трансформаций предполагает
все более целенаправленный и системный характер действий в этом направлении.
Общее повышение градуса напряженности на Южном Кавказе реализации этих целей не
препятствует, а, напротив, способствует (в том числе и через дискредитацию
посреднической миссии России в рамках Минской Группы ОБСЕ и Пражского
процесса).
Из всего множества разнообразных мероприятий, проводившихся
в уходящем году в регионе под эгидой Запада, мне хотелось бы выделить
ноябрьский семинар НАТО в Ереване с участием специальный представитель НАТО в
странах Южного Кавказа и в Средней Азии – Дж.Аппатурай, а также функционеры
ОБСЕ. По его итогам становится очевидным, что альянс меняет тактику, надеясь
обеспечить себе выгодные позиции в диалоге с Москвой не прибегая к
экстремальным методам, коими действовало в предшествующие годы правительство
Саакашвили.
Тема возможного евроатлантического будущего Грузии вовсе не
закрыта: как было заявлено вполне официально, «рано или поздно Грузия станет
членом НАТО». Правда, конкретные сроки при этом не называются – в ход идет
расплывчатая формулировка: «когда придет момент». Можно предположить, что
скрывается под всеми этими фигурами умолчания…
Реально в США и НАТО всё больше рассматривают страны Южного
Кавказа как членов одной команды, которой рано или поздно обеспечат «зеленую
дорогу» при вступлении в альянс. При этом ставка делается на работе с новым
поколением военнослужащих из Грузии, Армении и Азербайджана, которых пытаются
связать совместными действиями под эгидой НАТО за пределами Южного Кавказа –
прежде всего в Ираке и Афганистане.
Однако рост внимания НАТО к Южному Кавказу вполне способен
привести к появлению военных объектов альянса непосредственно на территории
региона, и некоторые «звоночки» здесь уже прозвучали. Интересно, что в кулуарах
«западники» допускает параллельное существование в Армении и российских, и
натовских баз. Подтекст и направленность подобного рода вариантов очевидны:
пусть и косвенным путем, общественность и элиты страны подталкиваются к мысли
об ограничении функциональных возможностей российских военных объектов. Стоит
ли говорить, что подобные «заходы» резко ограничивали бы возможности
руководства любой страны к внешнеполитическому маневрированию, делают его
заложниками внешних интересов.
Помимо интенсификации военных контактов, знаковыми
тенденциями в уходящем году явилась апробация «грузинских» политтехнологий в
Армении и явственно обозначившийся дрейф Азербайджана в сторону США, что нашло
проявление, в том числе и в факте закрытия Габалинской РЛС. Интересны попытки
втянуть Армению в тему разработки энергоресурсов, имеющих «сланцевое»
происхождение, а также обещания инвестиций, прозвучавшие, в том числе из уст
американского посла. Достаточно очевидно, что эти обещания имеют откровенно
конъюнктурный, предвыборный характер, хотя бы потому, что место Армении, как и
других бывших советских республик в современном международном разделении труда,
состоит в первую очередь в том, чтобы быть источником ресурсов, а не объектом
притяжении инвестиций. Железным следствием этого непреложного правила является
либеральная экономическая политика, воспроизводящая, в той или иной мере, во
всех республиках Южного Кавказа массовую бедность, безработицу, социальную
апатию, а следовательно - почву для массовых социальных протестов, которые
могут быть окрашены в том числе в весьма радикальные политические и религиозные
тона. Соответственно в 2012 году сохранятся предпосылки для манипулирования
политическими процессами, что особенно важно в преддверии президентских выборов
в 2013 году в Армении, Грузии и Азербайджане.
Альтернативной моделью решения хотя бы некоторых
социально-экономических и общественно-политических проблем на постсоветском
пространстве могло выстраивание привлекательной модели взаимодействия России со
своими ближайшими соседями, в том числе и на Кавказе (в первую очередь с
Арменией, но, возможно, также до некоторой степени и с Грузией – в случае
отказа преемников Михаила Саакашвили от его деструктивного и авантюристического
курса). Так, исключение (насколько это возможно) возобновления боевых действий
со стороны Азербайджана в Нагорном Карабахе не только на ближайшие два месяца,
но и на более длительную перспективу, остается приоритетной задачей армянской
дипломатии, решить которую без тесного взаимодействия с Москвой крайне
затруднительно. Также необходимо отметить, что значительная часть населения
стран Южного Кавказа по-прежнему связывает перспективы своего выживания и
поддержания элементарного уровня благосостояния в первую очередь с Россией.
Далее, привлекательность самого европейского проекта до
недавнего времени была связана не только с несомненными плюсами в бытовой сфере
(создание комфортных условий для жизни, свободного перемещения и работы,
возможности творческой самореализации и т.д.), но и на наличии мощной
культурной традиции, способной интегрировать представителей многих, в том числе
и неевропейских, народов. Однако в настоящее время, по мере роста
националистических и ксенофобских настроений в европейских обществах и новых
форм социальной организации, ситуация будет меняться, и альтернативные подходы,
в случае их четкой формулировки на концептуальном уровне, могут быть
востребованными.
В этой связи, в уходящем году много говорили о евразийской
интеграции, в которую вкладываются разные смыслы – от исключительно
бизнес-составляющей до конструкций, предполагающих более тесные формы
политического союза.
Несмотря на не до конца уточненный характер евразийского
проекта, западные политики и дипломаты увидели в нем большую угрозу,
высказываясь относительно возможного участия конкретных государств в Таможенном
или Евразийском Союзе весьма категорично.
В ближайшие годы попытки давления на Россию по разным
направлениям (как извне, так и изнутри) будут продолжены. Камнем преткновения
будет оставаться проблема противоракетной обороны, попытки вмешательство США во
внутренние дела России, борьба за Кавказ и Центральную Азию. Среди конкретных
механизмов окончательного оформления распада СССР стоит отметить: появление на
территориях постсоветских республик иностранных военных баз и возможное
перенесение дезинтеграционных процессов на территорию России.
Альтернативной дальнейшему разбеганию может служить только
формирование прочного союза евразийских народов, в рамках которой была бы
гарантирована взаимная безопасность и мирное решение возникающих проблем. В
проекте Концепции внешней политики России говорится о недопустимости
вмешательства во внешние дела других государств, об уважении уважения прав и
свобод человека с учетом национальных, культурных и исторических особенностей
каждого государства. Наличие эффективных инструментов обеспечения коллективной
безопасности удержало бы Запад от повторения афганского, иракского, ливийского
и сирийского сценариев в других регионах, умерило бы тягу к геополитическим
экспериментам, что было бы весьма полезным и для народов, населяющих Кавказ.
Хотя бы потому, что в ситуации защищённости от внешних вызовов соответствующие
государственные и общественные структуры в большей степени концентрировались бы
на решении актуальных задач социально-экономического характера. Андрей Арешев, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.