Главная » 2010»Июнь»17 » Кавказский узел: армяно-российские отношения
Кавказский узел: армяно-российские отношения
16:59
Analitika.at.ua. Последние полтора десятка лет армянские
эксперты не торопились проанализировать отношения, которые складывались между
Арменией и Россией, надеясь, что словосочетание "стратегические
отношения" станет менее сомнительным и это ни к чему не призывающее
понятие наконец станет более адекватным. Все это время российские комментаторы
весьма осторожно пользовались таким понятием, как "стратегические
партнеры". Данные договорные отношения с Россией позволили достичь
немалого в формировании армянских вооруженных сил и уровня безопасности Армении
в целом. Вместе с тем в этот же период Россия сдержанно относилась к повышению
боеспособности армянской армии и постоянно выдвигала различные проблемы для
успешного оборонного развития Армении.
Эта тема никогда не обсуждалась в полной или даже в
ограниченной мере, но эта проблема существовала всегда. Это объясняется прежде
всего тем, что Россия не хотела допускать больших претензий со стороны
Азербайджана, с которым всегда надеялась упорядочить отношения, вовлекая его в
орбиту своей политики. Лишь отдельные эксперты пытались инициировать или
обсуждать эту тему в публичном контексте, но это никогда не становилось целью
предметного рассмотрения. Данная тема оставалась запретной для парламента,
политических партий, большинства членов правительства и общества в целом. Дело
не в том, что возникают данные проблемы, которые так или иначе решаются, а в
более серьезном обстоятельстве.
Россия с трудом воспринимает все, что связано с карабахской
темой, которая напоминает ей о том, что в зоне ее влияния и жизненных интересов
произошло нечто существенное и даже возникло государственное образование,
обладающее вооруженными силами без ее одобрения и вопреки ее воли. Это
армянским провинциальным болтунам все еще кажется, что "кто-то откуда-то
управлял", но в Москве на это дело всегда смотрели иначе. России непонятны
такие категории, как Нагорно-Карабахская Республика, карабахская армия и вообще
сам топоним Нагорный Карабах. По представлениям русских, наступило время, когда
карабахская проблема должна быть исчерпана и вместе с проблемой должен
исчезнуть и сам Карабах. Как и раньше, многие в России считают, что Армении
хватит земли и без Карабаха. Вот и вся логика и политический смысл российской
позиции. Так что нечего пытаться заменить полноценные политические отношения
псевдополитическими конференциями с участием сомнительных экспертов.
В Москве очередные иллюзии, и для этого есть безусловные
основания. В Вашингтоне пауза по поводу внешней политики - можно сказать
внеочередной отпуск. Америка чудовищно устала и внимания хватает только на
Афганистан (даже не на Ирак). Даже весьма заинтересованные и давно
ангажированные американские эксперты, комфортно ощущавшие себя долгие годы в
кавказской теме, утверждают, что Кавказ отодвинут в третий эшелон и регион не
имеет "спонсора". Это означает, что главные толкатели Кавказа на
международной арене – нефтяные компании - уже выполнили свою программу и
нефтяная тема на Кавказе по существу завершена - не исчерпана, но завершена. То
есть Кавказско-каспийский энергетический комплекс уже создан и, не успев
реализоваться, ускоренными темпами деполитизирован и стал не актуальным в сфере
политики.
Военный транзит как функция региона с точки зрения
американской стратегии, хотя и имеет определенное значение, но все больше
теряет свое значение вследствие развертывания альтернативных маршрутов. США
вполне убедительно продемонстрировали свертывание планов по усилению своего
присутствия в Черном море и тем самым ожидания "третьей силы" в
регионе улетучились.
Европа давно проспала Кавказ и даже не хочет делать вид, что
заинтересована в нем. Наиболее преданный американист из всех мыслимых
кавказских политиков М.Саакашвили тщетно пытается второй раз увлечь американцев
кавказской темой, организуя смехотворное лоббирование, а И.Алиев, не теряя
времени, решил совершить крутой поворот в своей личной судьбе и пытается
ангажировать не только российское руководство, но и всю Россию с потрохами.
На Кавказе, пользуясь ситуацией, возможно длительной,
править балом собрались Россия и Турция, находясь в состоянии временной потери
памяти. США, весьма озадаченные новым внешнеполитическим курсом Турции, приняли
подлинно британское по духу и логике, но так или иначе действительно
стратегическое решение. США не станут в ближайшее время предпринимать усилия по
сдерживанию экспансии Турции в ее региональной политике. США предпочитают
выжидать и наблюдать, каким образом Турция окажется в новой ситуации, когда
ведущие и не самые ведущие государства региона осуществят противодействие ей
как государству, стремящемуся к созданию своей зоны влияния. Данная зона
влияния, теперь уже по замыслам стратегов в Анкаре, включает не только
близкородственные страны, но множество других регионов и государств,
находившихся в свое время в составе Османской империи.
(Если кто-то заметил, термин неоосманизм или неооттоманизм
появился в политической литературе с легкой руки именно армянских авторов.
Термин оказался вполне адекватным и был подхвачен мировым экспертным
сообществом, которое продолжало коптеть над проблемой пантюркизма. Весьма
примечательно, надо сказать.) Ни арабские, ни балканские, ни
центральноазиатские, ни кавказские государства вовсе не ожидают Турцию в
качестве лидера, локомотива и тем более спасителя неизвестно от чего. Египет,
Саудовская Аравия, Иран, Греция и, конечно же, Россия, несмотря на стремление
во чтобы то ни стало доказать американцам свою способность создать альянс с
Турцией, уже сейчас оценивают угрозы и вычисляют конкретные меры, которые
придется предпринимать в противодействии ей. США, несомненно, понимают, и
текущие события вынуждают их убеждаться в том, что им рано или поздно придется
предпринимать гораздо более радикальные меры, направленные по сдерживанию
Турции.
Турция и США находятся вовсе не в начальной стадии
конфронтации, происходит не просто очередной этап притирки двух давних
партнеров к новым условиям и отношениям. Оба государства давно и достаточно
подробно изучили реалии, возможные повороты и неожиданности во взаимных
отношениях и готовы, если не ко всем, то ко многим предполагаемым ситуациям.
Создается впечатление, что Турция уже поняла политическую тактику США и не
может скрыть своих опасений оказаться в маргинальном положение не только по
отношению к американской политике, но и к позиции НАТО и Европейского Союза, а
также оказаться в немилости у международных финансовых организаций. В Анкаре
очень хорошо понимают, что хваленая турецкая экономика и сомнительная
демократия могут оказаться в плачевном состоянии без той традиционной помощи,
которую ей оказывал Запад.
Турция развернула в Вашингтоне и в Лондоне широкую дискуссию
на тему Турция – Запад и прежде всего Турция – США. По утверждению экспертов,
представляющих еврейские общественные круги в США, "турецкие эксперты и
дипломаты хотели бы сделать вид, что это американская администрация и
истеблишмент заинтересованы и инициировали эту дискуссию по "турецкой
теме", но это не так, они сами затеяли эти обсуждения, потому что не
уверены в себе". Более всего в Анкаре опасаются того, что в ближайшее
время западное сообщество примет решение не предоставлять Турции наиболее
современные вооружения, прежде всего истребители нового класса. Это было бы
началом резкого дистанцирования и заявкой на вытеснение Турции из НАТО.
Исследуя проблему турецко-американских отношений более 10
лет, мы приходим к выводу, что через лет 10–15 Турция вернется в русло
американской стратегии, конечно же, в состоянии растерянности, раздробленности
и неуверенности, но вернется. Но предстоящие 10–15 лет станут очень опасными
для всех регионов, окружающих Турцию. Пока турецкое общество представляет свое
государство мировым политическим и экономическим "тигром" и
конструирует место и роль Турции в ближней перспективе. Но важно отметить
главное обстоятельство. Сутью имеющихся претензий Турции является требование к
Западу в части признания ее роли и ее "прав" господствовать и
доминировать в пространстве Османской империи - ни больше ни меньше. В систему
данных требований входит и "армянский вопрос", который должен быть
ликвидирован США и Европой при вполне определенных декларациях. Ни США, ни
Европа не пойдут на это ни сейчас, ни в будущем, так как тем самым оба мировых
центра силы распишутся в своей полной несостоятельности. Если в течение
предполагаемого переходного периода Турция не вернется на круги своя, она будет
дефрагментирована, причем с участием тех же государств Запада и Востока,
которых считает своими партнерами, в том числе и России. Предлагается вот такая
реальность и такое видение обозримого будущего. Было бы интересно рассмотреть
альтернативные идеи, если они есть.
В чем же суть карабахской проблемы с точки зрения Москвы в
данной ситуации? Только политики и эксперты, заинтересованные в выпячивании
азербайджанского фактора, объясняют провал процесса турецко-армянского
урегулирования заинтересованностью Турции в решении карабахского вопроса. Для
тех, кто пишет бумаги для политического руководства США и России, и тех, кто
принимает решение, совершенно понятно, что претензии Баку стали лишь резервным
вариантом турецкой политики, которая никогда не была заинтересована в
карабахской теме. Карабахская тема возникла только тогда, когда окончательно
выяснилось, что ведущие государства Запада и Россия не собираются нивелировать
армянский вопрос, что и являлось истинной целью Анкары в рамках данного
процесса урегулирования. США и Россия практически в одной тональности заявили,
что карабахская и турецко-армянская темы не должны сочетаться, что означало не
только их опасения в натиске Турции в направлении Кавказа, но и понимание того,
что Турция никак не заинтересована в Карабахе.
Если даже Россия и попытается провести очередной (заведомо
обреченный на провал) эксперимент и все же внести карабахскую тему в переговоры
с Турцией, реализацию такой идеи никак не поддержат ни США, ни Франция. Кроме
того, Россия вряд ли хотела бы тему, которую она связывает с политикой по
абсорбции Азербайджана, переносить на более опасные попытки, то есть на
отношения с Турцией. Как ни пыталась бы Россия активизировать карабахскую тему,
она не хотела бы отказываться от локализации этой проблемы. Осенью 2008 – зимой
2009 года Россия попыталась играть на этой проблеме в своих отношениях с
Турцией, надеясь, что сумеет удержать Турцию от последовательного продвижения
на Кавказ, но выяснилось, что Турция успешно вошла в карабахскую тему и теперь
уже останется в ней надолго по пропагандистским, демагогическим и игровым
причинам. Тем более Россия не будет пытаться вовлекать Турцию в эту проблему,
конечно, в своих интересах.
Таким образом, карабахская проблема, как ее видит Россия,
может рассматриваться только в рамках отношений Азербайджан – Россия – Армения.
Россия сейчас совершенно демагогически выдвинула идею территории в обмен на
статус. Во-первых, непонятно, какой там может быть статус: россияне хотят
воссоздать Нагорно-Карабахскую автономную область и вернуть Шуши азерам? Во-вторых,
вся эта канитель будет сопровождаться присутствием российских миротворцев,
возможно, по модели а-ля Сафонов. (Хорошо бы русским время от времени
напоминать две карательные экспедиции советских войск в 1991 и 1992 годах
против армян Карабаха.)
Так или иначе, россияне неоднократно пытались
деинтернационализировать карабахскую проблему и решить ее в свою пользу,
"по-братски". Данная схема настолько уязвима и настолько не
технологична, что ее можно успешно провалить минимальными усилиями. И не нужно
пытаться вести пропаганду на тему, что Армения испытывает какое-то внешнее
давление. В любом случае это будет очередным блефом. Что касается Москвы, то
там кое-кто захлебнется карабахской проблемой.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.