Analitika.at.ua. Казачество в Закавказье появилось еще в первой четверти
XVIII века — в составе русских войск во время Персидского (Каспийского) похода
Петра I. Однако именно войны XIX века: (русско-персидская 1826— 1828 гг.,
русско-турецкая 1828—1829 гг. и в особенности Крымская война 1853— 1856 гг.) и
участие в них казачьих войск вызвали их массовое перемещение на постоянную
дислокацию в Закавказье, в том числе в Армению.
В Ереванской губернии казаки селились в русских поселениях:
Джалалоглы русские, Гергеры русские (с. Пушкино), Новопокровка, а также в селах
Привольном и Новоалександровке. Русские крестьяне были выходцами из
Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Полтавской, Пензенской, Московской и
Харьковской губерний. В 1858 году 26 семей казаков, переселившиеся в Восточную
Армению, основали станицу Николаевка. Присоединение Закавказья к России
поставило перед новой русской администрацией задачу охраны границы с Турцией и
Персией. И именно казаки как никто лучше подходили для выполнения этой миссии.
После крестьянской реформы 1861 года получившие вольную крестьяне устремились в
южные губернии России, но им разрешили селиться лишь при условии зачисления их
в Кавказское казачье войско с целью его усиления. Однако таких оказалось
незначительное число. Основная масса казаков была призвана из числа
северокавказских казачьих войск.
Присутствие казачьих войск в Закавказье ощутимо усилилось
сразу после победы русской армии в многолетней и изнурительной Кавказской
войне. Это вызывалось необходимостью стабилизации обстановки на южных границах
России, пресечения проникновения на Северный Кавказ турецких эмиссаров, а также
контрабандного потока оружия для горских повстанцев и абреков, идущего из
Турции. Согласно архивным сведениям, сразу после окончания Крымской войны на постоянной
основе в Ереване были дислоцированы 4-й, 6-й, 7-й и 14-й донские казачьи полки.
В 1868 году к донцам прибавлена моздокская сотня Терского казачьего войска. К
1870 году в приграничном городе Ордубаде были расквартированы три пластунские
сотни 1-го батальона Кубанского казачьего войска, 5-я сотня Хоперского конного
полка и 2-я сотня Горско-Моздокского полка Терского казачьего войска. В
Нахичевани расквартированы 1-я и 2-я казачьи пластунские батальоны и Хоперский
казачий полк. Казаки на местах подчинялись своим командирам, а общее
командование осуществлялось войсковыми штабами казачьих войск и казачьими и
войсковыми атаманами, находившимися на Северном Кавказе, в Новочеркасске,
Екатеринодаре и Владикавказе.
Казаки довольно успешно обживали новые места, напоминающие
их родные кубанские, донские, терские земли. На Южный Кавказ казаки
переселялись с семьями или же обзаводились семьями здесь же. Они с особым
трепетом сохраняли свои обычаи и традиции. Несмотря на отдаленность от родных
мест, создаваемые казачьи станицы они называли на казачий лад.
Особое место в жизни казаков занимала православная церковь.
Во всех казачьих полках имелись полковые церкви и полковые священники. Кроме
этого в населенных пунктах, где отсутствовали казачьи церкви, духовные требы
казаков в местных православных храмах исполняли православные священники,
которые в метрических книгах записывали дни рождений, венчаний и смерти
казаков.
По метрическим книгам, хранящимся в различных архивах, можно
узнать некоторые сведения о жизни казаков в Закавказье. Так, согласно записи в
метрической книге Ереванского собора 1 января 1864 года у казака 7-го казачьего
полка Петра Аминова и его жены Марии Дмитриевны родился сын Иван, а 20 октября
того же года — дочь Прасковья. Крещение совершено в соборе священником Михаилом
Лазаревым, а воспреемником был командир полка Иван Демидов. 1 января 1908 года
приходской священник совершил обряд бракосочетания в Кешишкендской церкви св.
Иакова Персиянина казачки-староверки станицы Чернышевской 2-го Донского округа
области Войска Донского Евгении Рябукиной со стражником Шаруро-Даралагязского
уезда Саввой Чернышевым. А 20 января он приобщил молодую женщину к православию
посредством святого миропомазания, с сохранением прежнего имени. Казаки и
казачки женились и выходили замуж не только в своем сословном кругу, но и за
представителей других сословий.
20 декабря 1874 года у урядника 2-го пластунского батальона
Кубанского казачьего войска Ивана Редченко и его жены Настасьи Ивановны родился
сын Захарий, а 19 марта 1875 года у казака Григория Лабинцева родилась дочь
Мария. В это же время документально зафиксированы десятки других случаев
рождения детей у казаков.
После русско-турецкой войны 1877—1878 гг. началось наиболее
активное перемещение и переселение на Южный Кавказ северокавказских и донских
казаков. Участие казачьих формирований в войне с Турцией на Кавказском фронте,
а также необходимость обеспечения безопасности переселившегося в Карсскую
область русского населения стали основанием для оставления здесь значительной
части казачьих войск. К концу XIX века в Карсской области имелось четыре
русских православных села — Михайловка, Ольговка, Хорошее и Гренадерское. К
этому времени относится расквартирование на постоянной основе в Ереванской
губернии и Карсской области 1-го Полтавского конного атамана Сидора Белого
казачьего полка, Уманского казачьего полка, 2-го казачьего пластунского
батальона, 1 -и Кубанской казачьей батареи, 1-го Ейского конного казачьего
полка, которые вскоре были сведены во 2-ю Кавказскую казачью дивизию со штабом
в Ереване.
На казаков в мирное время возлагались воинские обязанности,
связанные с пограничной службой, пресечением деятельности контрабандистов и др.
Так, до 1889 года охрану самого неспокойного Аралыхского участка
русско-турецкой границы нес 1-й Уманский конный полк Кубанского казачьего
войска, который затем был заменен Ереванской бригадой пограничной стражи, в
состав которой входили и казаки 1-го Полтавского и Уманского полков. Защиту
границы в районе Сарыкамыша осуществлял 1-й Кубанский казачий полк, для
насущных потребностей которого были отведены земельная территория и участок
леса Саракамышского лесничества.
Численность казаков за Кавказским хребтом продолжала
увеличиваться и в конце XIX — начале XX века. Этому способствовал переселенческий
закон от 6 июня 1904 года. Различную помощь казакам-переселенцам оказывали
административные органы Донского, Кубанского и Терского казачьих войск. В
казачьих станицах, находящихся в Армении, строились православные храмы, в самом
Ереване были построены новые казармы и полковые церкви. О численности казаков
на Южном Кавказе к началу XX века точные сведения отсутствуют, но можно
предположить, что они уже составляли ощутимую часть местного населения.
Например, только в Карсской области их проживало 20 тыс. человек.
С началом Первой мировой войны и открытием боевых действий
на Кавказе только Кубанское казачье войско выставило на фронт 11 полных
дивизий, корпус кубанских пластунов, 5 конноартиллерийских батарей. Кроме
этого, расквартированные здесь терские казаки пополнились 1-й Терской казачьей
батареей, передислоцированной в приграничный город Ахалкалаки, 1-м
Горско-Моздокским генерала Круковского полком, передислоцированным в Ольты, 2-м
Воюкским полком, сосредоточенным в Карабахе, 1-м Сунженско-Владикавказским
полком. Анализируя архивные данные, можно прийти к выводу, что к началу войны в
казачьих частях кроме казаков, прибывших из Северного Кавказа, служили и
местные карсские казаки, переселившиеся сюда в свое время из Кубани. Так, в 1-м
Уманском полку служил житель карсской станицы Плодородной казак Петр Моисеенко.
Боевые действия против турецких войск на Кавказском фронте
шли успешно, вместе с тем жертвы среди русских войск, в том числе казаков, были
довольно значительны. Кубанских казаков, погибших в мае 1915 года в бою под
селением Башкей, в Западной Армении, похоронили на армянских кладбищах в
селениях Пинадуз и Башкей. Их отпевал русский православный священник Карсского
крепостного госпиталя Василий Богданов. Погибшие казаки были, в основном, из
кубанских станиц Старо-Нижестеблевой, Катухайской и Кисляновской.
Среди погибших в июне 1915 года и похороненных в
западно-армянском селении Шогунаг были казаки станиц Авдрюновской, Челбасской,
Губской, Курджипской и Ярославской Кубанской области, а в боях под селением
Мрбар и Назык-Геллю казаки станиц Кущевской, Каневской, Абадзахской, Терской,
Кугуевской, Новощербиновской, Ширванской Кубанской области, а также станицы
Солдатской Терской области. Большая часть из вышеупомянутых погибших на поле
брани казаков была со всеми почестями по православному обычаю погребена на
братском кладбище у селения Назык-Геллю.
Погибших в декабре 1915 года в бою при высоте Илямма казаков
из Таганрогского, Ростовского и Сальского округов Области Войска Донского, а
также Таманского, Кавказского и Екатеринодарского отделов Кубанской области
похоронил и отпел по православному обычаю священник Главного управления войск
Кавказского военного округа Юлиан Красицкий. Их последним приютом стали
кладбища на высоте Илямма у селения Гиряк и селения Аварт.
Велики были потери казаков в июле 1916 года у селений
Миро-Коляк, Хасбору, Атлаш-Сувик и у реки Верхний Чорох. Среди погибших были
казаки Донецкого и Таганрогского округов, Войска Донского, Кавказского,
Баталпашинского, Майкопского, Лабинского, Армавирского отделов Кубанский
области, Моздокского отдела Терской области.
Болезни также нанесли казакам значительный урон. Так, в 1917
году от различных заболеваний умерли казаки во 2-м, 7-м, 14-м Кубанских
пластунских батальонах, 2-й Кубанской пластунской бригаде, 1-м Таманском
казачьем полку, 1-м Терском пластунском батальоне, 1-ми 4-м донских казачьих
батальонах, 1-м Кубанском пластунском батальоне, 16-м Донском казачьем полку.
Между местным христианским и особенно армянским населением и
казаками сложились дружественное отношение. Например, очень хорошими были
отношения между населением Александрополя (Гюмри) и казаками,
расквартированными в местной крепости. Как в начале XIX века местное население
встречало казаков с хлебом и солью, так эта дружба и продолжалась до конца
Первой мировой войны. Армяне предоставляли казакам свои дома под казармы,
полковые церкви и под хозяйственные помещения, дружили семьями.
Взаимопонимание в годы Первой мировой войны сложилось между
казаками и армянами-добровольцами национальных боевых дружин. Армянские
добровольческие дружины формировались по образу казачьих войск.
Трогательную сцену братских взаимоотношений казаков и армян
города Вана, долгое время осажденного турецкими войсками и освобожденного в мае
1915 года частями русской армии, описывает в своей книге «Одиссея казачьего
офицера» П.Н. Стрелянов, который пишет: «Благодарственный Богу молебен и парад
войскам был назначен на 8 мая. Полки выстроились в пешем строю, здесь же
горские артиллеристы и армянские дружины. Вел церковную службу священник 1 -го
Таманского полка Павел Успенский, начавший службу в полку с 1891 года.
Служба окончена, офицеры стали подходить к кресту. И тут
раздалось вызвавшее удивление и восхищение ангельское пение русского гимна
«Славься» ученицами армянских школ под управлением своего регента. Все офицеры
во главе с Николаевым невольно остановились и повернули головы в их сторону.
Это был трогательный сюрприз русским воинам».
После Февральской революции 1917 года русские войска Кавказского
фронта, в их числе и казачьи части, продолжали находиться на закавказской
территории, отвоеванной у Турции. Наместник Кавказа великий князь Николай
Николаевич и главнокомандующий войсками Кавказского фронта генерал от
инфантерии Н.Н. Юденич планировали закрепить за Россией новые территории и
создать на них Междуреченское казачье войско. Октябрьская революция 1917 года
резко изменила ситуацию в Закавказье. В связи с этим основная масса казаков
вернулась на Северный Кавказ, и лишь некоторые приняли участие в вооруженной
борьбе против турецких воск, вторгшихся в пределы Армении в мае 1918 года.
После ухода казаков опустели казачьи станицы Карсской
области (вновь перешедшей к Турции), разгромлены были станичные церкви,
сровнены с землей казачьи могилы. Сегодня о былой мощи казаков на территории
Армении напоминает лишь казачья станица Привольное, где нынешнее поколение
казаков тщательно сохраняет свои вековые традиции.
С.М.Степанянц, "Военно-исторический журнал", №6, 2007 г.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.