Пятница, 29.11.2024, 08:57
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 25 » Казаки в Армении
Казаки в Армении
00:10

Analitika.at.ua. Казачество в Закавказье появилось еще в первой четверти XVIII века — в составе русских войск во время Персидского (Каспийского) похода Петра I. Однако именно войны XIX века: (русско-персидская 1826— 1828 гг., русско-турецкая 1828—1829 гг. и в особенности Крымская война 1853— 1856 гг.) и участие в них казачьих войск вызвали их массовое перемещение на постоянную дислокацию в Закавказье, в том числе в Армению.

В Ереванской губернии казаки селились в русских поселениях: Джалалоглы русские, Гергеры русские (с. Пушкино), Новопокровка, а также в селах Привольном и Новоалександровке. Русские крестьяне были выходцами из Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Полтавской, Пензенской, Московской и Харьковской губерний. В 1858 году 26 семей казаков, переселившиеся в Восточную Армению, основали станицу Николаевка. Присоединение Закавказья к России поставило перед новой русской администрацией задачу охраны границы с Турцией и Персией. И именно казаки как никто лучше подходили для выполнения этой миссии. После крестьянской реформы 1861 года получившие вольную крестьяне устремились в южные губернии России, но им разрешили селиться лишь при условии зачисления их в Кавказское казачье войско с целью его усиления. Однако таких оказалось незначительное число. Основная масса казаков была призвана из числа северокавказских казачьих войск.

Присутствие казачьих войск в Закавказье ощутимо усилилось сразу после победы русской армии в многолетней и изнурительной Кавказской войне. Это вызывалось необходимостью стабилизации обстановки на южных границах России, пресечения проникновения на Северный Кавказ турецких эмиссаров, а также контрабандного потока оружия для горских повстанцев и абреков, идущего из Турции. Согласно архивным сведениям, сразу после окончания Крымской войны на постоянной основе в Ереване были дислоцированы 4-й, 6-й, 7-й и 14-й донские казачьи полки. В 1868 году к донцам прибавлена моздокская сотня Терского казачьего войска. К 1870 году в приграничном городе Ордубаде были расквартированы три пластунские сотни 1-го батальона Кубанского казачьего войска, 5-я сотня Хоперского конного полка и 2-я сотня Горско-Моздокского полка Терского казачьего войска. В Нахичевани расквартированы 1-я и 2-я казачьи пластунские батальоны и Хоперский казачий полк. Казаки на местах подчинялись своим командирам, а общее командование осуществлялось войсковыми штабами казачьих войск и казачьими и войсковыми атаманами, находившимися на Северном Кавказе, в Новочеркасске, Екатеринодаре и Владикавказе.

Казаки довольно успешно обживали новые места, напоминающие их родные кубанские, донские, терские земли. На Южный Кавказ казаки переселялись с семьями или же обзаводились семьями здесь же. Они с особым трепетом сохраняли свои обычаи и традиции. Несмотря на отдаленность от родных мест, создаваемые казачьи станицы они называли на казачий лад.

Особое место в жизни казаков занимала православная церковь. Во всех казачьих полках имелись полковые церкви и полковые священники. Кроме этого в населенных пунктах, где отсутствовали казачьи церкви, духовные требы казаков в местных православных храмах исполняли православные священники, которые в метрических книгах записывали дни рождений, венчаний и смерти казаков.

По метрическим книгам, хранящимся в различных архивах, можно узнать некоторые сведения о жизни казаков в Закавказье. Так, согласно записи в метрической книге Ереванского собора 1 января 1864 года у казака 7-го казачьего полка Петра Аминова и его жены Марии Дмитриевны родился сын Иван, а 20 октября того же года — дочь Прасковья. Крещение совершено в соборе священником Михаилом Лазаревым, а воспреемником был командир полка Иван Демидов. 1 января 1908 года приходской священник совершил обряд бракосочетания в Кешишкендской церкви св. Иакова Персиянина казачки-староверки станицы Чернышевской 2-го Донского округа области Войска Донского Евгении Рябукиной со стражником Шаруро-Даралагязского уезда Саввой Чернышевым. А 20 января он приобщил молодую женщину к православию посредством святого миропомазания, с сохранением прежнего имени. Казаки и казачки женились и выходили замуж не только в своем сословном кругу, но и за представителей других сословий.

20 декабря 1874 года у урядника 2-го пластунского батальона Кубанского казачьего войска Ивана Редченко и его жены Настасьи Ивановны родился сын Захарий, а 19 марта 1875 года у казака Григория Лабинцева родилась дочь Мария. В это же время документально зафиксированы десятки других случаев рождения детей у казаков.

После русско-турецкой войны 1877—1878 гг. началось наиболее активное перемещение и переселение на Южный Кавказ северокавказских и донских казаков. Участие казачьих формирований в войне с Турцией на Кавказском фронте, а также необходимость обеспечения безопасности переселившегося в Карсскую область русского населения стали основанием для оставления здесь значительной части казачьих войск. К концу XIX века в Карсской области имелось четыре русских православных села — Михайловка, Ольговка, Хорошее и Гренадерское. К этому времени относится расквартирование на постоянной основе в Ереванской губернии и Карсской области 1-го Полтавского конного атамана Сидора Белого казачьего полка, Уманского казачьего полка, 2-го казачьего пластунского батальона, 1 -и Кубанской казачьей батареи, 1-го Ейского конного казачьего полка, которые вскоре были сведены во 2-ю Кавказскую казачью дивизию со штабом в Ереване.

На казаков в мирное время возлагались воинские обязанности, связанные с пограничной службой, пресечением деятельности контрабандистов и др. Так, до 1889 года охрану самого неспокойного Аралыхского участка русско-турецкой границы нес 1-й Уманский конный полк Кубанского казачьего войска, который затем был заменен Ереванской бригадой пограничной стражи, в состав которой входили и казаки 1-го Полтавского и Уманского полков. Защиту границы в районе Сарыкамыша осуществлял 1-й Кубанский казачий полк, для насущных потребностей которого были отведены земельная территория и участок леса Саракамышского лесничества.

Численность казаков за Кавказским хребтом продолжала увеличиваться и в конце XIX — начале XX века. Этому способствовал переселенческий закон от 6 июня 1904 года. Различную помощь казакам-переселенцам оказывали административные органы Донского, Кубанского и Терского казачьих войск. В казачьих станицах, находящихся в Армении, строились православные храмы, в самом Ереване были построены новые казармы и полковые церкви. О численности казаков на Южном Кавказе к началу XX века точные сведения отсутствуют, но можно предположить, что они уже составляли ощутимую часть местного населения. Например, только в Карсской области их проживало 20 тыс. человек.

С началом Первой мировой войны и открытием боевых действий на Кавказе только Кубанское казачье войско выставило на фронт 11 полных дивизий, корпус кубанских пластунов, 5 конноартиллерийских батарей. Кроме этого, расквартированные здесь терские казаки пополнились 1-й Терской казачьей батареей, передислоцированной в приграничный город Ахалкалаки, 1-м Горско-Моздокским генерала Круковского полком, передислоцированным в Ольты, 2-м Воюкским полком, сосредоточенным в Карабахе, 1-м Сунженско-Владикавказским полком. Анализируя архивные данные, можно прийти к выводу, что к началу войны в казачьих частях кроме казаков, прибывших из Северного Кавказа, служили и местные карсские казаки, переселившиеся сюда в свое время из Кубани. Так, в 1-м Уманском полку служил житель карсской станицы Плодородной казак Петр Моисеенко.

Боевые действия против турецких войск на Кавказском фронте шли успешно, вместе с тем жертвы среди русских войск, в том числе казаков, были довольно значительны. Кубанских казаков, погибших в мае 1915 года в бою под селением Башкей, в Западной Армении, похоронили на армянских кладбищах в селениях Пинадуз и Башкей. Их отпевал русский православный священник Карсского крепостного госпиталя Василий Богданов. Погибшие казаки были, в основном, из кубанских станиц Старо-Нижестеблевой, Катухайской и Кисляновской.

Среди погибших в июне 1915 года и похороненных в западно-армянском селении Шогунаг были казаки станиц Авдрюновской, Челбасской, Губской, Курджипской и Ярославской Кубанской области, а в боях под селением Мрбар и Назык-Геллю казаки станиц Кущевской, Каневской, Абадзахской, Терской, Кугуевской, Новощербиновской, Ширванской Кубанской области, а также станицы Солдатской Терской области. Большая часть из вышеупомянутых погибших на поле брани казаков была со всеми почестями по православному обычаю погребена на братском кладбище у селения Назык-Геллю.

Погибших в декабре 1915 года в бою при высоте Илямма казаков из Таганрогского, Ростовского и Сальского округов Области Войска Донского, а также Таманского, Кавказского и Екатеринодарского отделов Кубанской области похоронил и отпел по православному обычаю священник Главного управления войск Кавказского военного округа Юлиан Красицкий. Их последним приютом стали кладбища на высоте Илямма у селения Гиряк и селения Аварт.

Велики были потери казаков в июле 1916 года у селений Миро-Коляк, Хасбору, Атлаш-Сувик и у реки Верхний Чорох. Среди погибших были казаки Донецкого и Таганрогского округов, Войска Донского, Кавказского, Баталпашинского, Майкопского, Лабинского, Армавирского отделов Кубанский области, Моздокского отдела Терской области.

Болезни также нанесли казакам значительный урон. Так, в 1917 году от различных заболеваний умерли казаки во 2-м, 7-м, 14-м Кубанских пластунских батальонах, 2-й Кубанской пластунской бригаде, 1-м Таманском казачьем полку, 1-м Терском пластунском батальоне, 1-ми 4-м донских казачьих батальонах, 1-м Кубанском пластунском батальоне, 16-м Донском казачьем полку.

Между местным христианским и особенно армянским населением и казаками сложились дружественное отношение. Например, очень хорошими были отношения между населением Александрополя (Гюмри) и казаками, расквартированными в местной крепости. Как в начале XIX века местное население встречало казаков с хлебом и солью, так эта дружба и продолжалась до конца Первой мировой войны. Армяне предоставляли казакам свои дома под казармы, полковые церкви и под хозяйственные помещения, дружили семьями.

Взаимопонимание в годы Первой мировой войны сложилось между казаками и армянами-добровольцами национальных боевых дружин. Армянские добровольческие дружины формировались по образу казачьих войск.

Трогательную сцену братских взаимоотношений казаков и армян города Вана, долгое время осажденного турецкими войсками и освобожденного в мае 1915 года частями русской армии, описывает в своей книге «Одиссея казачьего офицера» П.Н. Стрелянов, который пишет: «Благодарственный Богу молебен и парад войскам был назначен на 8 мая. Полки выстроились в пешем строю, здесь же горские артиллеристы и армянские дружины. Вел церковную службу священник 1 -го Таманского полка Павел Успенский, начавший службу в полку с 1891 года.

Служба окончена, офицеры стали подходить к кресту. И тут раздалось вызвавшее удивление и восхищение ангельское пение русского гимна «Славься» ученицами армянских школ под управлением своего регента. Все офицеры во главе с Николаевым невольно остановились и повернули головы в их сторону. Это был трогательный сюрприз русским воинам».

После Февральской революции 1917 года русские войска Кавказского фронта, в их числе и казачьи части, продолжали находиться на закавказской территории, отвоеванной у Турции. Наместник Кавказа великий князь Николай Николаевич и главнокомандующий войсками Кавказского фронта генерал от инфантерии Н.Н. Юденич планировали закрепить за Россией новые территории и создать на них Междуреченское казачье войско. Октябрьская революция 1917 года резко изменила ситуацию в Закавказье. В связи с этим основная масса казаков вернулась на Северный Кавказ, и лишь некоторые приняли участие в вооруженной борьбе против турецких воск, вторгшихся в пределы Армении в мае 1918 года.

После ухода казаков опустели казачьи станицы Карсской области (вновь перешедшей к Турции), разгромлены были станичные церкви, сровнены с землей казачьи могилы. Сегодня о былой мощи казаков на территории Армении напоминает лишь казачья станица Привольное, где нынешнее поколение казаков тщательно сохраняет свои вековые традиции.

 

С.М.Степанянц, "Военно-исторический журнал", №6, 2007 г.

Источник: arunion.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1324
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru