Главная » 2010 » Март » 3 » Казбеги - Верхний Ларс это больше чем просто сухопутное сообщения между Арменией и Россией
Казбеги - Верхний Ларс это больше чем просто сухопутное сообщения между Арменией и Россией
00:05
Analitika.at.ua. После трех лет блокады, 1 марта, в 6 часов утра Россия и
Грузия открыли КПП "Казбеги — Верхний Ларс”.
Впрочем, Казбеги мы упомянули по привычке — теперь он
называется Дариали "в связи с тем, что находится в Дарьяльском ущелье”, так
пояснил Георгий Гегечкори, начальник главного управления патрульной полиции
Тбилиси и Мцхета-Мтианети.
Известно, что российско-грузинское соглашение об открытии
КПП стало возможным, в том числе и благодаря усилиям руководства РА.
Заинтересованность Армении в функционировании этой сухопутной дороги
действительно велика. Но разве меньше заинтересованность самой Грузии или же
России?.. От закрытых дорог и границ, понятное дело, еще никто не выигрывал.
"Мы ждем первых желающих пересечь границу”, — сказал вчера
днем РИА "Новости” тот же батоно Гегечкори. Однако хотим сразу отговорить
энтузиастов, желающих повторить маршрут героев Ильфа и Петрова: пешим ходом
через КПП не пройти — не дозволяется.
...Пока грузинские пограничники томились в ожидании первых
автоколонн, корр. "НВ” обратилась к армянским экспертам с наивным вопросом —
может ли Верхний Ларс "компенсировать” закрытую армяно-турецкую границу?
Амаяк Оганесян, председатель Союза политологов Армении,
сразу указал на нестыковку: "Открытие "Верхнего Ларса” и армяно-турецкой
границы — неравноценные задачи и их никак нельзя сравнивать. Неверно также
полагать, что с открытием "Верхнего Ларса” можно компенсировать очевидный
провал в реализации армяно-турецких протоколов, подписанных 10 октября прошлого
года. Усилия, которые были затрачены на задействование армяно-турецкой границы,
сегодня, по сути, близки к тому, чтобы оказаться безрезультатными. Безусловно,
на этом фоне возобновление деятельности КПП — отрадное событие, но его
функционирование не гарантия, что наши соседи откажутся от реализации
железнодорожного проекта Карс — Ахалкалаки — Тбилиси — Баку. Между тем
разблокирование армяно-турецкой границы могло бы привести к возобновлению
функционирования железной дороги Карс — Гюмри и к утрате актуальности желдороги
Карс — Ахалкалаки...
Если к тому же учесть, что армянские железные дороги
переданы в концессионное управление России, то разблокирование турецкой границы
сулило нам радужные перспективы, а именно — вовлечение в региональное
сотрудничество. Свои выгоды имела бы и Россия. И в целом это содействовало бы
экономическому развитию региона с органичным включением в процесс Армении”...
"Открытие КПП "Верхний Ларс” можно рассматривать как решение
проблемы локального значения. Однако если взглянуть на это в контексте развития
всего региона, то важность достигнутого соглашения трудно переоценить”, —
считает Ара Нранян, член парламентской фракции АРФД, кандидат экономических
наук. По его словам, это больше чем просто возобновление сухопутного сообщения
между Арменией и Россией... И больше чем просто альтернативная дорога.
Депутат, говоря о плюсах соглашения, в числе которых
"улучшение отношений между двумя соседями — Грузией и Российской Федерацией”,
предлагает не сбрасывать со счетов и внутриэкономический интерес грузинской
стороны: "Закрытие КПП отрицательно сказалось на социально-экономической
ситуации северного региона Грузии”.
Однако самое главное, на его взгляд, то, что с открытием КПП
актуализируется возможность реализации "такого крупного транспортного проекта,
каковым является создание транспортной артерии Иран — Армения — Грузия —
Россия”.
Армянский парламент, напомнил Нранян, одобрил план правительства
по строительству автомагистрали Север-Юг — современной дороги стратегического
значения, соединяющей Иран с Черноморским побережьем, с грузинскими портами в
Черном море, а также с южными регионами Российской Федерации. "Очень надеюсь,
что стабильность в регионе, благоприятная политическая и экономическая
конъюнктура, реализация масштабного проекта автодороги Север-Юг создаст
необходимую атмосферу и для эксплуатации абхазского участка железной дороги.
Словом, для восстановления также железнодорожного сообщения между Арменией,
Грузией и Россией”, — резюмировал депутат.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.