Главная » 2010»Июль»28 » Кэмерон - Эрдоган: "европейский сон" против "турецкой халвы"
Кэмерон - Эрдоган: "европейский сон" против "турецкой халвы"
20:00
Analitika.at.ua. В Турции с первым официальным визитом побывал новый
премьер-министр Англии Дэвид Кэмерон. В этой связи многие турецкие СМИ
отметили, что Кэмерон "пошел по стопам Барака Обамы, совершившего в 2009
году официальную поездку в Турцию, чтобы продемонстрировать крепнущие
стратегические связи с единственной мусульманской страной-членом НАТО".
Однако после визита президента США Турция откровенно взяла курс на сближение с
Ираном и Сирией. Поэтому вопрос, что произойдет в регионе после визита
британского премьер-министра, не лишен интригующей основы. Тем более, как
подметила служба BBC, "ранее премьеры Англии не говорили с таким пафосом о
поддержке Турции".
Действительно, Дэвид Кэмерон. заявил, что Турция внесла
большой вклад в НАТО и обеспечивала безопасность Европы. "Поэтому очень
несправедливо, что страна, на протяжении многих лет являясь союзником Европы в
НАТО, не может вступить в ЕС. Турция - светская мусульманская страна, и,
принимая ее в свои ряды, ЕС должен руководствоваться не религиозным фактором, а
приверженностью этой страны культурным ценностям", - широко рассуждал в
Анкаре британский премьер. - У нас общее видение проблемы: мы желаем, чтобы
Турция стала полноправным членом Евросоюза, и убеждены, что нечестно требовать
от Турции охранять лагерь, но не допускать ее внутрь палатки". Правда,
ранее Британия почему-то не замечала выставленных часовых у входа в такую
палатку.
Официальные переговоры по заявке Турции на членство в ЕС
начались еще в 2005 году. При этом туркам было предложено выполнить три так
называемых "копенгагенских критерия". Это - действующая рыночная
экономика (с этим все относительно благополучно). Хуже со вторым: по
европейским стандартам, Турция еще не считается демократической страной, и один
из самых острых вопросов - это проблема прав человека и особенно положение
этнических меньшинств, в частности курдов. Третий критерий: туркам было
предложено перенести огромный массив - свыше ста тысяч юридических документов
ЕС - в свое законодательство. Процесс этот чрезвычайно сложный и может отнять
не одно десятилетие. Но существует еще один момент, который не был вписан в
"копенгагенские критерии": это отношения Турции с
государствами-членами Евросоюза. Речь идет, прежде всего, о кипрской проблеме,
отношениях с Грецией. Плюс к этому отказ турецкого парламента ратифицировать
цюрихские протоколы, предусматривающие нормализацию отношений с Арменией. То
есть объективной реальностью является факт проблемного сосуществования Турции с
региональными "христианскими" державами.
Но и Анкару можно понять, ведь следование в русле
"евростандартов" в законотворчестве, в частности, по курдскому
вопросу, это - путь к возможной утрате контроля над частью своих восточных
территорий. Турция, бывшая в годы "холодной войны" верным союзником
НАТО на южном фланге, ждала от Запада не такой "благодарности".
Поэтому, по большому счету, дрейф Турции от принципов
кемализма в сторону исламизма можно оценивать как ответную реакцию на политику
Запада, когда страна оказалась лицом к лицу перед проблемой новой национальной
идентификации. В этой связи британский премьер-министр Дэвид Кэмерон любопытным
образом определил группы противников Турции в Европе: консерваторы, которые не
могут согласиться с растущей экономической мощью Турции, и те, которые
придерживаются предрассудков в отношении ислама. Позиции первой группы
действительно усилились в период кризиса, когда Турция после подписания ряда
соглашений с Россией, Ираном и Азербайджаном стала не только главным
энергетическим транзитным пунктом на Ближнем Востоке, но и в силу падения
импортного спроса в ЕС начала активно развивать торгово-экономические отношения
с соседними странами и африканским континентом.
Что же касается реакции ЕС на так называемый "турецкий
ислам", то тут тоже просматривается интрига. Например, Брюссель поддержал
проведение инициированного правящей "Партией Справедливости"
референдума в Турции относительно поправок в Конституцию страны, которые вводят
военных в систему общей гражданской юрисдикции. "Эта реформа - движение в
верном направлении. Ранее были определенные недочеты в этой сфере, но то, что
было сделано, поддерживают все страны ЕС и его руководство", - заявил по
этому поводу один из еврокомиссаров. Тем не менее парадокс в том, что турецкие
военные и часть действующей от их имени оппозиционных сил уверены: Анкара
дрейфует не на Запад, а в сторону " нового исламизма", и что ЕС
используется ею "как прикрытие для переориентации внешней политики в
восточном направлении". Как писала The New York Times со ссылкой на
главного советника главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана
Ибрагима Калина, Запад в отношении Турции используют двойные стандарты.
"Когда СЩА делают предложение России, то все начинают это превозносить как
новую эру в дипломатии, - подчеркнул Калин. - Но когда Турция пытается
расширить свои контакты с Ираном, то все начинают спрашивать, не означает ли
это смену политической ориентации". В то же время и сама Турция не
чурается сложной игры. Например, ведущий турецкий эксперт по ЕС Ченгиз Актар
предупреждает, что "Западу следует остерегаться не контактов Анкары с
исламскими странами региона, а укрепления позиций России в Турции". По его
словам, "однажды уязвленная Турция сможет сказать Европе: "Спасибо,
не надо", и начать сближение с Москвой".
Другое дело, когда сами турецкие политики продолжают
разыгрывать европейскую карту. В этом смысле заявленное желание официального
Лондона выступить в роли "главного лоббиста идей о членстве Турции в
ЕС" их вполне устраивает. Любопытно, что недавно глава МИД Ахмет Давутоглу
заверил турецких "европеистов", что в силу того, что существующие
между Турцией и ЕС механизмы недостаточны для "уверенной и влиятельной
координации, в течение недели или месяца будут построены новые механизмы".
Однако вместо "механизмов" в Анкаре появился британский премьер.
Зачем? Не потому ли, что в преддверии вывода войск США и их союзников из
соседнего Ирака, Лондон желал бы "держать руку на турецком пульсе",
чтобы лучше понимать, что будет происходить на Ближнем Востоке. А для такой
цели Анкаре можно обещать "приятные брюссельские сны", проглатывая
взамен "сладкую турецкую халву".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.