Главная » 2012»Декабрь»8 » "Хельсинки + 40": ОБСЕ подводит итоги и готовится к переменам
"Хельсинки + 40": ОБСЕ подводит итоги и готовится к переменам
15:35
Analitika.at.ua. 6-7 декабря в столице Ирландии прошла встреча министров
иностранных дел государств - участников Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе, в которой участвовали министры всех 57 (57-й стала
принятая на днях Монголия) стран ОБСЕ. Были подведены годовые итоги
деятельности и обозначены проблемы, перед которыми стоит организация. Общий
вывод, логично вытекающий из двухдневной встречи, состоит в том, что ОБСЕ
оказалась перед необходимостью стратегических перемен накануне 40-летия
Хельсинкского акта и собственного основания. Это признают и подчеркивают как
функционеры организации, так и ее ключевые игроки. Вовсе не случайно главным
итогом дублинской встречи многие его участники назвали запуск процесса
"Хельсинки плюс 40" – фактическое реформирование ОБСЕ к ее юбилею.
НО ЕСЛИ РЕФОРМЫ – ДЕЛО ХОТЯ И БЛИЖАЙШЕГО, НО БУДУЩЕГО, ТО
НАС В ДУБЛИНЕ интересовали прежде всего дела насущные, конкретно - выступления
и заявления министров стран – сопредседателей Минской группы, а также
региональных государств. Отмечу, что практически в каждом из этих выступлений
за дипломатично оформленными фразами таился завуалированный мессидж. В этом
смысле заслуживает внимания, например, замечание Хиллари Клинтон относительно
регресса демократии в Венгрии, несомненно, продиктованное в том числе
экстрадицией будапештского убийцы и отношением венгерского правительства к
этому вопросу. Показательным было и выступление турецкого замминистра Фиридуна
Синирлиоглу, содержавшее элементы ксенофобии: он фактически обвинил западные
страны в исламофобии, призвал прекратить антимусульманские выступления, а также
объявил о неизбежном конце "антинародных режимов", указав в качестве
примера сирийское руководство. Косвенным ответом турку стала ремарка министра
иностранных дел Канады, призвавшего прекратить нападки на христиан. В целом
проблема мультикультурализма и обостряющегося противостояния цивилизаций,
необходимость в этом контексте более активного реагирования международных
организаций, в том числе ОБСЕ, так или иначе звучала во многих выступлениях.
Что касается карабахского вопроса, ожидания оправдались лишь
по части заявления в формате сопредседателей – пятистороннего, с участием
министров, не получилось, так как не была проведена и встреча Налбандян -
Мамедъяров. Паритетное, как всегда, заявление в очередной раз подтвердило
единую позицию сопредседателей относительно безальтернативности переговорного
пути и необходимости воздерживаться от риторики и действий, способствующих
нагнетанию напряженности, – опять-таки слабый намек на дело Сафарова.
Создавалось даже впечатление, что карабахская проблема – чуть ли не
единственная, в которой позиции оказались идентичны, поскольку во многих других
ключевых для организации вопросах – к примеру, осуществления наблюдательных
миссий на выборах - очевидно резкое противостояние России и Запада, что нашло
отражение в выступлениях Лаврова и Клинтон. Более того, по этому вопросу
существуют довольно сильные разногласия и внутри различных структур самой ОБСЕ,
таких как Парламентская ассамблея и Бюро по демократическим институтам и правам
человека (БДИПЧ). Причем разногласия настолько серьезные, что руководители
Парламентской ассамблеи ОБСЕ вынесли их на публичное обсуждение, выступив с
пресс-конференцией.
ВСЕ ЭТО В СОВОКУПНОСТИ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МНОГИЕ МЕХАНИЗМЫ И
КРИТЕРИИ ОБСЕ изжили себя и нуждаются в кардинальном пересмотре и переработке.
Об этом говорил генеральный секретарь Ламберто Заньер, по словам которого тот
факт, что удалось достичь соглашения по вопросу председательства на ближайшие
три года (Украина, Швейцария, Сербия), позволит организации сосредоточиться на
вопросах стратегического характера, тем более с учетом предстоящего в 2015г.
40-летия Хельсинкского Заключительного акта.
Вернемся, однако, к заявлениям министров. Выступившие в
первый день сопредседатели, надо сказать, не отличились особым вниманием к
карабахской проблеме. Остался верен себе Э.Мамедъяров, речь которого хотя и
содержала традиционные выпады в адрес армянских сторон "во главе" с
"оккупацией", но отличилась редким для Баку миролюбием. Во всяком
случае министр, забыв упомянуть о "лопнувшем терпении азербайджанского
народа", заявил, что альтернативы миру нет, и повторил муссируемую Баку с
недавних пор мысль о необходимости приступить к разработке мирного соглашения –
естественно, на азербайджанских условиях.
Вообще, привычка Азербайджана прикрываться благими целями
для продвижения собственных целей не может не вызывать умиления с расчетом на
то, что, авось, посредники клюнут и проникнутся бакинскими представлениями о
мирном процессе. Такова, например, идея о "межобщинном диалоге", на
которую неоднократно давались четкие ответы, прежде всего из Степанакерта. Тем
не менее азербайджанская сторона продолжает лить крокодиловы слезы и жаловаться
на то, что, дескать, "армянская община не хочет встречаться с ними".
И наивно "не замечать" тот факт, что не только НКР, но и посредники
не реагируют на инициативу Баку, настолько ясен ее политический подтекст.
Между тем упоминание о предстоящей в январе встрече
министров ИД Армении и Азербайджана указывает на то, что сопредседателям с
трудом, но удается восстановить переговорный процесс, замороженный после
скандала с Сафаровым. Это, возможно, самый главный мессидж трехстороннего
заявления.
ПОДЕЛЮСЬ ЛЮБОПЫТНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ МУССИРУЕТСЯ В
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КРУГАХ: министр ИД Азербайджана Мамедъяров обратился с письмом
к Действующему председателю ОБСЕ Имону Гилмору с предложением провести встречу
всех членов Минской группы, минуя формат сопредседателей и не поставив их в
известность об этой "идее". Более того, как нам стало известно,
Азербайджан по очереди старательно обхаживает чиновников стран - членов Минской
группы, подогревая их интерес к конфликту подстрекательскими уговорами
активизироваться и не дать все решать сопредседателям. Цель ясна: в очередной
раз попытаться включить в число ключевых посредников Турцию. Насколько
известно, Гилмор тут же связался с сопредседателями, которые заявили
решительный протест против подобного формата, обеспечив таким образом провал
бакинской инициативы.
Все это заслуживает, конечно же, тщательного анализа.
Очевидно, что внутри МГ идут какие-то процессы, которые очень осторожно можно
охарактеризовать как принуждение к миру. Вместе с тем понятно, что Азербайджан
и дальше не откажется от попыток вынести обсуждения за формат МГ – с одной
стороны, с другой – вовлечь в него Турцию. Как говорится, не мытьем, так
катаньем…
ЭДВАРД НАЛБАНДЯН ВЫСТУПИЛ ВО ВТОРОЙ ДЕНЬ ВСТРЕЧИ. Упомянув
об успешности программ, реализуемых совместно с международными организациями, в
частности с ОБСЕ, министр заявил, что в Армении решительно настроены провести
предстоящие президентские выборы в соответствии с высокими международными
критериями. Говоря о растущей опасности ксенофобии и расизма в мире и конкретно
– в Азербайджане, Налбандян привел в качестве примера доклады различных
международных организаций, свидетельствующих о продолжающейся государственной
политике армянофобии в этой стране. "Азербайджан не только игнорирует
ожидания международного сообщества, но и предпринимает новые шаги,
противоречащие ценностям цивилизованного мира. Последний такой случай –
помилование и героизация убийцы - Сафарова", - заявил Налбандян. Далее
министр остановился на вопросе соблюдения прав человека, подчеркнув на примере
НКР, что непризнанность государства не означает, будто его граждане лишаются
прав и свобод человека, в том числе права на свободное передвижение.
Обратившись к переговорному процессу, министр отметил регулярно
звучащие из Баку милитаристские заявления и угрозы, постоянные демарши
Азербайджана против сопредседателей, попытки дискредитировать личного
представителя Действующего председателя ОБСЕ и изменить формат урегулирования.
Налбандян также подчеркнул, что именно по вине Баку неоднократно срывались
возможности достижения соглашения. "Применяя максималистские подходы,
Азербайджан ищет в переговорном процессе односторонние выгоды и делает все
возможное, чтобы игнорировать и даже отказываться от достигнутых
договоренностей", - заявил министр, подчеркнув, что Армения остается
верной этим соглашениям и исключительно мирному пути урегулирования конфликта.
КАЗАЛОСЬ БЫ, КАЖДАЯ ИЗ СТОРОН ВЫСКАЗАЛАСЬ И ЗАЯВИЛА СВОЮ
ПОЗИЦИЮ. Однако когда все выступления были уже окончены, азербайджанская
делегация попросила слово для ответа. Обвинив армянскую сторону в
"безосновательных утверждениях", член делегации заявил, что, дескать,
если Армения разделяет позицию сопредседателей, пусть выполнит их требование
(?) и выведет войска с "оккупированных территорий". "Чем быстрее
будут выполнены эти требования, тем скорее удастся достичь прогресса", -
заявил азербайджанец.
Последнее слово тем не менее осталось за Арменией. Один из
наших дипломатов заявил, что в реплике не содержалось никаких ссылок на
выступление Налбандяна. Это был всего лишь повтор собственных постулатов с
целью вновь их продвинуть.
Сразу после окончания встречи состоялась пресс-конференция
Действующего председателя ОБСЕ И.Гилмора и генерального секретаря Л. Заньера.
Гилмор подчеркнул, в частности, важность достижения консенсуса и подписание
всеми участниками ОБСЕ заявления относительно переговоров по Приднестровскому
урегулированию. Отметим, что в указанном документе акцентируется
территориальная целостность Молдовы с особым статусом для Приднестровья. На
вопрос корр. "Голоса Армении" относительно предложения Азербайджана
организовать встречу всех стран - членов Минской группы вне формата
сопредседателей Гилмор не дал конкретного ответа, ограничившись общими фразами
о поддержке Минской группы. По его словам, для принятия решений нужна
политическая воля сторон: посредники выдвигают разные предложения, направленные
на укрепление режима прекращения огня и обеспечение безопасности в приграничных
регионах, однако стороны испытывают трудности при принятии этих предложений.
ПОЗЖЕ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС ДРУГОГО АРМЯНСКОГО ЖУРНАЛИСТА, и
Гилмор, и Заньер (последний уже в кулуарах) особо подчеркнули твердую
приверженность ОБСЕ формату Минской группы и сопредседателей и отсутствие
каких-либо планов и намерений по смене этого формата. Стоит между тем отметить,
что в азербайджанских СМИ появилась информация о том, что предложение
организовать встречу всех членов Минской группы исходило от председателя
Парламентской ассамблеи ОБСЕ Рикардо Мильори. Эту информацию генсек Заньер
отказался комментировать, посоветовав обратиться к самому Мильори и подчеркнув,
что Минская группа является единственно согласованным форматом урегулирования,
и если стороны желают его изменить, то они должны прийти к согласию, чего в
настоящее время он не видит.
Из принятых в Дублине документов и заявлений отметим
декларацию о фундаментальных правах в эпоху цифровых технологий, решения о
противостоянии ОБСЕ транснациональным вызовам и угрозам и о запуске процесса
"Хельсинки + 40", декларацию о повышении эффективности управления и
борьбе с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма (переводы
документов наши. – М.Г.).
Таким образом, Ирландия передала председательство в ОБСЕ на
2013 год Украине. Это значит, что следующая встреча Совета министров состоится
через год в Киеве. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.