Analitika.at.ua. Судьба
захваченной сирийскими оппозиционерами армянской церкви остается неопределенной.
Захват вооруженными повстанцами армянской церкви города Хомс
превратил сирийских армян в невольных участников продолжающегося уже много
месяцев противостояния. Поддерживать нейтралитет с каждой неделей становится
все сложнее. Когда "человек с ружьем” захватывает твою святыню, невольно
хочется стать на сторону того, против кого это ружье было направлено. Но наши
сирийские соотечественники, к счастью, осознают, что открытая поддержка одной
из сторон конфликта чревата еще более серьезными последствиями. Глава Киликийского
престола Армянской Апостольской Церкви Католикос Арам Первый выступил с
заявлением, призвав армян Сирии сохранять спокойствие.
Патриарх выступил с обращением, находясь в Тегеране. Там же
он и получил известие о нападении на церковь города Хомс. Накануне захвата
храма Католикос Арам встретился с послом Сирии в Иране Хамидом Хасаном.
Дипломат заверял, что власти страны внимательны к проблемам христианских
меньшинств и готовы защитить армянскую общину от любых поползновений. При этом
посол заметил, что вооруженные террористы проникают на территорию Сирии из
Турции, намекая на то, что у двух народов есть общий традиционный недруг. Быть
может, именно из Турции и пришли боевики, захватившие в прошлую субботу в Хомсе
армянскую церковь и расположенную рядом с ней гимназию "Исаакян”. К счастью,
при захвате жертв не было. Защищать храм было практически некому. Священник,
как и большинство армян Хомса, покинули свои дома и временно перебрались в
Алеппо или Бейрут. Есть сведения о том, что церковь разграблена. Помещения
храма боевики преобразовали в госпиталь, а школьные классы отвели под казармы.
Покидать комплекс армянского центра вооруженные повстанцы, похоже, не
собираются, продолжая его обживать и окружать укрепительными сооружениями на
случай атаки со стороны правительственных войск. Армия не спешит вытеснять
боевиков из церкви, так как опасается массовых жертв среди мирного населения.
Вокруг есть жилые дома, жители которых поддерживают оппозиционеров и не желают
покидать город. В районе Хамидия, в котором расположена армянская церковь,
проживают в основном исповедующие православие арабы. К армянам они относятся
хорошо, но не настолько, чтобы взяться защищать их права и собственность.
Армянский епископ не может пока выйти на контакт с кем-либо из представителей
вооруженных повстанцев, полномочных вступить с ним в переговоры о судьбе церкви
и возвращении захваченного имущества.
Хотя в других городах страны обстановка менее напряженная,
чем в Хомсе, гарантии безопасности наших сирийских соотечественников с каждым
днем становятся все более призрачными. Уже двое армян убиты. Первым стал
рядовой сирийской армии Виген Айрапетян, погибший 10-го февраля в Алеппо в
результате взрыва автомобиля, начиненного взрывчаткой. Второй жертвой стал
57-летний Раффи Карджян, которого убили на прошлой неделе в Хомсе в собственной
квартире. Подробности случившегося неизвестны. До недавних пор целенаправленных
действий, направленных именно против армян, не было. Наши соотечественники
оказывались на мишени случайно, либо становились жертвами обычных бандитов и
мародеров, для которых гражданское противостояние всего лишь возможность
поудить рыбку в мутной воде. Но атмосфера всеобщего хаоса и безнаказанности
приводит к тому, что страдают даже самые осторожные и далекие от политики люди.
Десятки ресторанов, магазинов, лавок, принадлежащих сирийским армянам, были
разгромлены или разграблены. Было уже несколько случаев похищения армян с
требованием выкупа. Размеры требуемых сумм достигают астрономических цифр.
Волна террора, поднявшаяся в Хомсе, не миновала Алеппо и
Дамаск, где проживают три четверти наших сирийских соотечественников. Попытки
оппозиционеров привлечь на свою сторону армян успехом не увенчались.
Провоцировать их на антиправительственные действия — тратить время зря. Сирийские
армяне традиционно симпатизируют ныне правящему клану алавитов, которые
отличаются религиозной толерантностью и покровительствуют национальным
меньшинствам. И при президенте Хафезе Асаде, и при его сыне Башаре Сирии
удавалось сохранять мультиэтничность и поликонфессиональность. Потому
христианские общины, в том числе и армянская, хранят лояльность в отношении
правительства, но в гражданское противостояние при этом не вмешиваются.
Несмотря на это, ксенофобское отношение к христианам растет с каждой неделей.
На одном из митингов оппозиции исламисты подняли лозунг: "Всех алавитов — в
могилу, всех христиан — в Бейрут”. Сирийские армяне имеют все основания
беспокоиться о том, что в случае смены власти к штурвалу придут вовсе не
демократы, а радикальные исламиста. Опыт Египта свидетельствует о том, что
такая перспектива вполне реальна. Беспокоит армян и очевидная
заинтересованность Турции в свержении правительства Асада. Воюющие на стороне
оппозиции боевики финансируются из Турции, а их политические лидеры получают
указания из Анкары. Трудно представить себе армянина, который будет
симпатизировать силам, являющимся марионетками Эрдогана.
7 мая в Сирии прошли первые почти за полвека многопартийные
парламентские выборы. В отличие от прежних выборов армянская община вела себя
крайне пассивно, чему нетрудно найти объяснение. Среди кандидатов было всего
лишь трое армян, и все они потерпели поражение. Соотечественники не оказали
кандидатам-армянам поддержки, опасаясь возмездия со стороны их соперников. В
результате сформировался парламент, в котором нет ни одного армянина. В
недолгой истории сирийского парламентаризма такого еще ни разу не было. Но
общину сегодня беспокоит вовсе не это. Многие из армянских активистов даже
считают, что неучастие в политической жизни в сложившейся ситуации — наилучший
выход. Инстинкт самосохранения заставляет наших соотечественников работать на
то, чтоб об их существовании стороны гражданского конфликта вспоминали как
можно реже. Тактика, конечно, спорная, но понять ее можно. Чем ты дальше от
политики, тем целее будешь. А о большем думать сегодня, к сожалению, не
приходится. Артем Ерканян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.