Analitika.at.ua. Почти сто лет на территории Западной
Армении ни разу не звучала литургия. 19 сентября в храме Сурб Хач на острове
Ахтамар впервые прошла церковная служба. Споры о том, следовало ли армянам
участвовать в этой церемонии или тактика бойкота была верной, все еще не
утихают. Но, так или иначе, запах ладана, курившегося в воскресенье на
Ахтамаре, начал распространяться по всей Западной Армении. Пусть недруги наши
называют это заразой.
Пусть "Отче наш”, произнесенный в храме Сурб Хач армянским
патриархом, ознаменует собой начало долгого пути, ведущего хозяев в покинутый
ими не по собственной воле дом. Литургия продлилась почти два часа. Вел ее
исполняющий обязанности главы Константинопольского престола Армянской
Апостольской Церкви Арам Атешян. (Тяжелобольной патриарх Месроп Мутафян
присутствовать на службе не смог.) В своей проповеди архиепископ призвал к
братству и миру, выразил благодарность турецким властям за возможность раз в
год проводить в храме церковную службу. Ни словом не обмолвился о том, что
правители так и не сдержали слово и не установили на куполе церкви крест.
Паломникам крест показали. Он был выставлен на всеобщее обозрение рядом с
храмом. Можно его было даже потрогать и сфотографироваться на его фоне.
Губернатор Вана Мунир Караоглу накануне пообещал, что в течение полутора
месяцев крест будет непременно водружен на то место, где ему полагается быть.
Но, дабы избежать неприятных вопросов, Караоглу не решился присутствовать на
литургии. Лично осмотрев остров с вертолета за день до начала мероприятий,
губернатор предпочел следить за самой литургией по телевизору. Благо прямое
включение государственного телеканала TRT позволяло это сделать. Перед паломниками
за губернатора пришлось оправдываться служителям патриархии. Архимандрит Татул
Анушян пояснил, что господин Караоглу решил не приезжать, так как опасался, что
присутствие его многочисленных охранников в Доме Божьем будет шокировать
верующих.
Кстати, примечательно, что буквально за день до церемонии
патриархии все-таки предложили установить крест. Но вовсе не тот, который был
отлит в Армении в 2006-м из стали. Кто-то очень умный придумал, что на время
литургии стоит приколотить к куполу церкви деревянный крест, который затем
можно будет снова убрать. Тогда, мол, и волки будут сыты, и овцы целы.
Патриархия эту блестящую идею, конечно же, отвергла. Но деревянные кресты все
же были. Группа прибывших из Армении паломников в знак протеста против действий
обманувших их турецких правителей подняла над головами специально для этого
привезенные небольшие кресты, сделанные из дерева.
За церемонией литургии наблюдали, по разным данным, от двух
до шести тысяч человек. Подавляющее их большинство — граждане Турции. Чиновники
в Анкаре признались в том, что гостей из-за рубежа приехало во много раз
меньше, чем ожидалось. По сведениям турецкой газеты "Хюрриет”, нетурецких
граждан было не больше 350-400 человек. Стамбульских армян было около семисот.
Из Армении приехали лишь 150-200 паломников, включая журналистов. Причем, имея
в виду обстоятельства, изменившиеся после решения турецких властей, отказавших
в установке креста, в Константинопольской патриархии полагали, что гостей из
Еревана будет еще меньше. В этом признался архимандрит Татул Анушян. Не ждали
служители Константинопольского престола и коллег из Киликийского католикосата и
Иерусалимской патриархии. Глава Торгово-промышленной палаты Вана Захир
Кандашоглу заявил, что 90 процентов иностранцев, намеревавшихся участвовать в
литургии, узнав о ситуации, сложившейся вокруг установки креста, отменили
гостиничные брони.
Несмотря на всю очевидность провала, муниципальные власти
Вана создавали видимость того, что праздник удался. Впервые заработала на
полную мощность установленная недавно на острове солнечная электростанция,
благодаря которой электрический свет на Ахтамаре отныне будет круглосуточно.
Остров был украшен многочисленными скульптурами, привезенными из Анкары на
время мероприятий. Улицы Вана были украшены транспарантами, гласившими: "Добро
пожаловать, армяне!”, "Наши дорогие армянские гости, милости просим в город
терпимости!” На армянском языке в воскресенье вышла местная газета. Но вот
ванские торговцы были разочарованы. В надежде поживиться благодаря наплыву
многочисленных армянских туристов они даже размножили ценники на армянском
языке. Но труды их оказались напрасными. Не оказалось спроса и на услуги
частных гостиниц. Всего месяц назад, когда турецкая пропаганда предсказывала,
что гостей соберется не меньше десяти тысяч, местные активисты призывали
жителей Вана принимать армян на ночлег в своих домах. Желающих "приютить” у
себя гостей из Армении оказалось немало. Спецслужбы сразу же заинтересовались
этническим происхождением тех, кто решил проявить столь активное
гостеприимство. Тема угрозы турецкой государственности, исходящей от
исламизированных криптоармян, стала в последнее время весьма популярной.
Кстати, для участия в литургии на остров прибыло несколько сот курдоязычных
граждан Турции из Вана и соседних провинций. Некоторые из них с трудом скрывали
неумелые попытки креститься. Можно не сомневаться в том, что для многих
отуреченных и окурдившихся армян литургия станет импульсом, стимулировавшим
пробуждение национального самосознания.
Никаких инцидентов в ходе церемонии не было. Если не считать
попытки священников препятствовать профессиональной деятельности журналистов.
Отстаивая монопольное право канала TRT на съемку некий весьма активный дьякон
пытался вытолкать из храма корреспондента Associated Press, осмелившегося
снимать событие на видео. Что же касается полицейских, то они вели себя
корректно. Согласно официальным сведениям, безопасность на острове обеспечивали
500 сотрудников правоохранительных органов в форме и еще 50 работников
спецслужб в гражданской одежде, находившихся среди толпы. Были привлечены и
специально обученные собаки, специализированные на поиске мин и взрывчаток. К
счастью, работы для четвероногих полицейских не нашлось. Хотя провокации и
планировались, воскресный день прошел мирно как на Ахтамаре, так и в Ване.
Созданный игдырскими азербайджанцами Союз по борьбе с необоснованными
претензиями армян намеревался провести в городе акцию протеста против приезда
армян. Но мэрия эту попытку пресекла, предупредив, что несанкционированная демонстрация
будет разогнана со всей суровостью. Не решились препираться со спецслужбами и
лидеры Партии великого единства, которые тоже призывали к проведению акций
протеста. Кстати, эта партия была одной из инициаторов демонстрации,
проведенной у ахтамарской пристани 31 марта 2007 года — в день торжественного
открытия отреставрированной церкви Сурб Хач.
В рамках мероприятий, приуроченных к литургии, в Ване прошло
немало разных выставок, концертов, фестивалей. Среди них — организованный в
местной гостинице "Тамара” вечер армянской кухни. Повар, приехавший из Еревана,
удостоился внимания журналистов не столько из-за того, что приготовил
бесподобную долму, сколько из-за весьма примечательного ответа на вопрос — как
он себя чувствует в Ване? "Чувствую себя спокойно, поскольку нахожусь на своей
земле. Ван — это армянская земля”. Так, может быть, действительно стоило
поехать на Ахтамар только для того, чтобы вслух произнести эти слова?.. Артем
Ерканян, Новое время
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.