Analitika.at.ua. Земля Дагестана хранит в своей истории следы многих эпох
и цивилизаций. Сведения о некоторых из них мы находим в истории древнего
государства Кавказская Албания (Алуанк), как его называли историки того
времени. Кавказская Албания существовала со II века до н.э. между Кавказским
хребтом и реками Курой, Алазанью и Самуром.
С началом нашей эры и возникновением христианства одним из
первых мест, куда его последователи несли христианские идеи, стал южный
Дагестан, в то время - территория Кавказской Албании и ее соседей.
Именно здесь в начале IV века произошла одновременно
трагическая и светлая история, свидетельствующая о величии человеческого духа,
озаренного светом веры в Бога. Она дошла до нас в произведениях выдающихся
средневековых историков – Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда, Мовсеса
Каланкатуаци.
Как пишет Хоренаци в «Истории Армении», правители
северо-восточных государств Кавказа обратились к армянскому царю Трдату III
Великому (285-330), при котором в 301 году христианство было провозглашено
государственной религией Армении, выразив желание перейти в христианство. Они
сказали Трдату: «Если ты хочешь надлежащим образом вести те края по пути этой
веры, то пошли туда епископа из рода святого Григора...».
Выбор царя остановился на внуке Григория Просветителя –
15-летнем отроке Григорисе. Хоренаци пишет: «Хотя у царя и были сомнения в
правильности этого шага, вызванные несовершеннолетним возрастом (Григориса),
но, видя величие его души и вспомнив царствование двенадцатилетнего Соломона
над Израилем, он отправил его с большой уверенностью...». Каланкатуаци в
«Истории страны Алуанк» пишет, что юный Григорис был рукоположен в «епископы
Иверии и Алуанка» и отправился туда, чтобы утвердить эти страны в христианской
вере. Бузанд в «Истории Армении» так описывает личность Григориса, которого он
именует «Католикосом Иверии и Албании»: «Он был проповедником истинной
христианской веры и поражал и изумлял всех своим строгим, нестерпимо трудным
аскетическим образом жизни, постом, святостью, бесконечными бдениями и
неустанными горячими молитвами к Господу Богу за всех людей...».
После проповедей в Иверии и в ряде районов Кавказской
Албании епископ Григорис, по словам Бузанда, «прибыл в стан аршакидского царя
мазкутов, имя которого было Санесан». Хоренаци пишет, что Трдат послал вместе с
Григорисом своего родственника Санатрука. Современные историки считают, что
Санесан и Санатрук – это один и тот же человек, правитель или армянский
наместник маскутов. Маскуты, или массагеты, – это племя проживало от реки Куры
до реки Самур, а также и до Дербента. Армянский географ Анания Ширакаци писал,
что маскуты «живут у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где
воздвигнута Дербентская стена, громадная твердыня в море».
Фавстос Бузанд пишет: «И он пошел, и представился
маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ними и
стал проповедовать Христово Евангелие, говоря им: «Познайте Бога!».
Каланкатуаци повествует: «Но злейший сатана, прокравшись в сердца их, стал
подстрекать воспротивиться животворному повелению слова Господа. И те стали
клеветать на истинно поучительные слова блаженного, ибо в своих проповедях он
выражал волю милостивого Бога не грабить, не похищать и не красть, но трудиться
руками своими и наслаждаться по-человечески, быть угодным Богу».
Слова Хоренаци, «отца армянской истории», рисуют нам картину
мученического конца святого Григориса и позволяют определить время его
трагической гибели: «Но когда пришла весть о кончине Трдата, варвары, по проискам
самого Санатрука и некоторых других погрязших в постоянной лживости алванских
мужей, убили блаженного, растоптав его копытами лошадей на поле Ватнеан близ
моря, называемого Каспийским». Как известно, Трдат умер в 330 году,
следовательно, гибель Григориса произошла ненамного позднее. Каланкатуаци
заключает: «Так был увенчан святой». Ученики перевезли тело Григориса в
монастырь Амарас (совр. Нагорный Карабах) и похоронили его там, впоследствии
его могила была утеряна. Мощи святого были вновь обретены в 489 г. албанским
царем ВачаганомIII (Благочестивым),
происходившим из армянского княжеского рода Араншахик. А на месте гибели
Григориса была возведена часовня его имени, которая по воле Божьей сохранилась
до наших дней южнее Дербента и Белиджи, у села Нюгди (Мола-Халил).
В этих местах до 1796 года жила большая община армян, но они
были вынуждены переселиться в Кизлярский уезд.
О том, что дербентские армяне, а также их соотечественники
из других регионов раз в год приезжали на поклонение к часовне Святого
Григориса, написал в «Истории Дербента» 1906 года Евгений Козубский.
Как отмечает профессор Муртазали Гаджиев (Дагестанский
Научный центр РАН), это место было одним из самых почитаемых среди армян всего
Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века. По данным другого современного
исследователя, Кафлана Ханбабаева, автора работы «Христианство в Дагестане в
IV- XVIII вв.», место гибели св. Григориса «локализуется недалеко от Дербента…
здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников». Над одним из
входов в храм сохранилась надпись на армянском языке: «Храм построен на месте
мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя,
отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря
Петросовичей, в год Господень 1916».
Примечательно, что и мусульмане чтили это место, иначе вряд
ли в наши дни мы могли бы увидеть святыню. Один из местных жителей хранил у
себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке, он завещал
сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время, этот камень «хозяевам».
Сегодня надпись на камне переведена, и он находится в
часовне. Стало известно, что и в 1879 году в часовне велись восстановительные
работы на пожертвования Елизаветы Кочкачевой.
В советский период часовня была признана памятником истории,
но внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение.
Замысел современной реставрации возник, когда после падения
атеистической власти люди стали возвращаться к вере своих предков. Последние
несколько лет работы по восстановлению святыни возглавил председатель
дагестанского регионального отделения Союза армян России и лидер армянской
общины Дербента Виктор Данилян при поддержке местных властей и
единомышленников. Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены
двери и окна. Руками энтузиастов сделано уже очень много: огорожен участок
земли вокруг храма, поставлена ограда. На территории высажены 150 хвойных и
много фруктовых деревьев, проводятся ремонтно-восстановительные работы. Жители
села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте
реки находятся затопленные ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря
и другие каменные атрибуты собора. Радует, что в этом благородном деле
принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что
свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.
С начала 1990-х годов возродилась традиция, по которой армянская община
Дербента и армянские семьи из других местностей ежегодно приезжают к храму
поклониться св. Григорису.
В этом году в церемонии, которая состоялась 22 августа,
участвовал вице-президент Союза армян России по связям с регионами Герман
Ананянц, от имени президента САР Ара Абрамяна он вручил дагестанским армянам и
представителям других народов, проживающих в республике, памятные медали «10
лет Союзу армян России». Среди награжденных были: заслуженные ветераны,
трудившиеся на благо Дагестана и его жителей; ученые-историки, изучающие истоки
дагестанских народов, в том числе историю армянской общины Дагестана; строители
и реставраторы, участвующие в восстановлении храма Св. Григориса в Нюгди.
По приглашению организаторов – руководителей армянской
общины Дербента – в мероприятии участвовали руководители Народного Собрания
Дагестана, города Дербента, священники и прихожане Русской Православной Церкви,
представители мусульманской и иудейской общин города. Поклонение святому
Григорису в Нюгди – это не только религиозный ритуал, переживший века, но и
событие, объединяющее местных армян, которое позволяет им ощутить себя единым
народом, достойно живущим на земле Дагестана в дружбе и согласии со всеми его
народами. Дмитрий Геворкьян, noev-kovcheg.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.