Четверг, 28.03.2024, 12:06
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Октябрь » 10 » Храм у истоков нашей веры
Храм у истоков нашей веры
17:01

Analitika.at.ua. Земля Дагестана хранит в своей истории следы многих эпох и цивилизаций. Сведения о некоторых из них мы находим в истории древнего государства Кавказская Албания (Алуанк), как его называли историки того времени. Кавказская Албания существовала со II века до н.э. между Кавказским хребтом и реками Курой, Алазанью и Самуром.

 

С началом нашей эры и возникновением христианства одним из первых мест, куда его последователи несли христианские идеи, стал южный Дагестан, в то время - территория Кавказской Албании и ее соседей.

 

Именно здесь в начале IV века произошла одновременно трагическая и светлая история, свидетельствующая о величии человеческого духа, озаренного светом веры в Бога. Она дошла до нас в произведениях выдающихся средневековых историков – Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда, Мовсеса Каланкатуаци.

 

Как пишет Хоренаци в «Истории Армении», правители северо-восточных государств Кавказа обратились к армянскому царю Трдату III Великому (285-330), при котором в 301 году христианство было провозглашено государственной религией Армении, выразив желание перейти в христианство. Они сказали Трдату: «Если ты хочешь надлежащим образом вести те края по пути этой веры, то пошли туда епископа из рода святого Григора...».

 

Выбор царя остановился на внуке Григория Просветителя – 15-летнем отроке Григорисе. Хоренаци пишет: «Хотя у царя и были сомнения в правильности этого шага, вызванные несовершеннолетним возрастом (Григориса), но, видя величие его души и вспомнив царствование двенадцатилетнего Соломона над Израилем, он отправил его с большой уверенностью...». Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» пишет, что юный Григорис был рукоположен в «епископы Иверии и Алуанка» и отправился туда, чтобы утвердить эти страны в христианской вере. Бузанд в «Истории Армении» так описывает личность Григориса, которого он именует «Католикосом Иверии и Албании»: «Он был проповедником истинной христианской веры и поражал и изумлял всех своим строгим, нестерпимо трудным аскетическим образом жизни, постом, святостью, бесконечными бдениями и неустанными горячими молитвами к Господу Богу за всех людей...».

 

После проповедей в Иверии и в ряде районов Кавказской Албании епископ Григорис, по словам Бузанда, «прибыл в стан аршакидского царя мазкутов, имя которого было Санесан». Хоренаци пишет, что Трдат послал вместе с Григорисом своего родственника Санатрука. Современные историки считают, что Санесан и Санатрук – это один и тот же человек, правитель или армянский наместник маскутов. Маскуты, или массагеты, – это племя проживало от реки Куры до реки Самур, а также и до Дербента. Армянский географ Анания Ширакаци писал, что маскуты «живут у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербентская стена, громадная твердыня в море».

 

Фавстос Бузанд пишет: «И он пошел, и представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ними и стал проповедовать Христово Евангелие, говоря им: «Познайте Бога!». Каланкатуаци повествует: «Но злейший сатана, прокравшись в сердца их, стал подстрекать воспротивиться животворному повелению слова Господа. И те стали клеветать на истинно поучительные слова блаженного, ибо в своих проповедях он выражал волю милостивого Бога не грабить, не похищать и не красть, но трудиться руками своими и наслаждаться по-человечески, быть угодным Богу».

 

Слова Хоренаци, «отца армянской истории», рисуют нам картину мученического конца святого Григориса и позволяют определить время его трагической гибели: «Но когда пришла весть о кончине Трдата, варвары, по проискам самого Санатрука и некоторых других погрязших в постоянной лживости алванских мужей, убили блаженного, растоптав его копытами лошадей на поле Ватнеан близ моря, называемого Каспийским». Как известно, Трдат умер в 330 году, следовательно, гибель Григориса произошла ненамного позднее. Каланкатуаци заключает: «Так был увенчан святой». Ученики перевезли тело Григориса в монастырь Амарас (совр. Нагорный Карабах) и похоронили его там, впоследствии его могила была утеряна. Мощи святого были вновь обретены в 489 г. албанским царем ВачаганомIII (Благочестивым), происходившим из армянского княжеского рода Араншахик. А на месте гибели Григориса была возведена часовня его имени, которая по воле Божьей сохранилась до наших дней южнее Дербента и Белиджи, у села Нюгди (Мола-Халил).

 

В этих местах до 1796 года жила большая община армян, но они были вынуждены переселиться в Кизлярский уезд.

 

О том, что дербентские армяне, а также их соотечественники из других регионов раз в год приезжали на поклонение к часовне Святого Григориса, написал в «Истории Дербента» 1906 года Евгений Козубский.

 

Как отмечает профессор Муртазали Гаджиев (Дагестанский Научный центр РАН), это место было одним из самых почитаемых среди армян всего Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века. По данным другого современного исследователя, Кафлана Ханбабаева, автора работы «Христианство в Дагестане в IV- XVIII вв.», место гибели св. Григориса «локализуется недалеко от Дербента… здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников». Над одним из входов в храм сохранилась надпись на армянском языке: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916».

 

Примечательно, что и мусульмане чтили это место, иначе вряд ли в наши дни мы могли бы увидеть святыню. Один из местных жителей хранил у себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке, он завещал сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время, этот камень «хозяевам».

 

Сегодня надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Стало известно, что и в 1879 году в часовне велись восстановительные работы на пожертвования Елизаветы Кочкачевой.

 

В советский период часовня была признана памятником истории, но внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение.

 

Замысел современной реставрации возник, когда после падения атеистической власти люди стали возвращаться к вере своих предков. Последние несколько лет работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения Союза армян России и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке местных властей и единомышленников. Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены двери и окна. Руками энтузиастов сделано уже очень много: огорожен участок земли вокруг храма, поставлена ограда. На территории высажены 150 хвойных и много фруктовых деревьев, проводятся ремонтно-восстановительные работы. Жители села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте реки находятся затопленные ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря и другие каменные атрибуты собора. Радует, что в этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана. С начала 1990-х годов возродилась традиция, по которой армянская община Дербента и армянские семьи из других местностей ежегодно приезжают к храму поклониться св. Григорису.

 

В этом году в церемонии, которая состоялась 22 августа, участвовал вице-президент Союза армян России по связям с регионами Герман Ананянц, от имени президента САР Ара Абрамяна он вручил дагестанским армянам и представителям других народов, проживающих в республике, памятные медали «10 лет Союзу армян России». Среди награжденных были: заслуженные ветераны, трудившиеся на благо Дагестана и его жителей; ученые-историки, изучающие истоки дагестанских народов, в том числе историю армянской общины Дагестана; строители и реставраторы, участвующие в восстановлении храма Св. Григориса в Нюгди.

 

По приглашению организаторов – руководителей армянской общины Дербента – в мероприятии участвовали руководители Народного Собрания Дагестана, города Дербента, священники и прихожане Русской Православной Церкви, представители мусульманской и иудейской общин города. Поклонение святому Григорису в Нюгди – это не только религиозный ритуал, переживший века, но и событие, объединяющее местных армян, которое позволяет им ощутить себя единым народом, достойно живущим на земле Дагестана в дружбе и согласии со всеми его народами. Дмитрий Геворкьян, noev-kovcheg.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 670
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru