Analitika.at.ua. Турция начинает испытывать пресс серьезного давления так
называемого «христианского клуба» со стороны ЕС.
То канцлер Германии Ангела Меркель обвиняет Анкару в
нежелании урегулировать кипрскую проблему и выставляет это в качестве «главного
препятствия» на пути ее вступления в ЕС. То президент Франции Николя Саркози
пытается определить место этой страны в так называемом «втором европейском
эшелоне» путем интеграции в существующий пока на бумаге «средиземноморский
союз». То в европейских СМИ поднимается проблематика положения в Турции
христианского меньшинства. Причем некоторые политики ЕС при посещении этой
страны демонстративно участвуют на богослужениях в греческих или армянских
храмах. Более того, эти процессы происходят на фоне определенного крена
турецкого руководства в сторону исламского Востока, отказа от идейного наследия
Мустафы Кемаля, оставившего своим потомкам светское государство.
Теперь на Турцию обрушилась еще одна напасть. Греция и
Болгария заявили о желании отгородиться от Турции пограничной стеной. Афины это
делают под предлогом перекрытия «коридора миграции», идущего через Турцию в
страны ЕС. София объявила, что «вынуждена принимать меры против распространения
ящура». И в первом и во втором случае проблемы можно было бы решить
бюрократическими средствами. Тем более что речь идет о стране, являющейся
ассоциированным членом ЕС, официально заявляющей о том, что вступление в
Евросоюз для нее - проблема номер один. Поэтому Турция, пожалуй, впервые после
XIX века, сталкивается с самым сильным для себя вызовом. Суть его, по выражению
директора турецкого Центра международных отношений и стратегического анализа
Синана Огана, в том, что «вдоль турецкой границы Европейский союз прокладывает
линию - «Берлинскую стену» - между христианством и мусульманством». Добавим к
этому и провал турецкой политики на кавказском направлении. Совершив
исторический шаг в сторону примирения с христианской Арменией, подписав с ней
цюрихские протоколы, Турция повела себя в отношении этой страны с позиции силы,
и, похоже, попала в исторический капкан. Теперь армянский вопрос интегрирован в
сложную систему современных международных отношений. Образовался феномен
сообщающихся сосудов, когда кипрское урегулирование, нормализация отношений с
Грецией, выяснение отношений с Арменией выстроились в единый комплекс проблем.
Не случайно турецкий политолог Мустафа Ярдымчи констатирует, что исчерпан
ресурс турецкой дипломатии - договариваться с каждой из христианских стран
поодиночке, и что Анкаре придется смириться с мыслью, что разделительные
границы вдоль ее границы осуществляются с санкции ЕС.
Конечно, за этими проблемами скрывается сложнейший процесс
трансформации Турции в новых условиях глобализации. Объявленная нынешним
руководством страны модернизация по «евростандартам» привела к неожиданному для
многих экспертов феномену: возрождению неосманизма. Под этим термином
подразумевается усиления влияния Турции в границах бывшей Османской империи. Но
если мыслить только этими категориями, то неизбежно возникает проблема
сосуществования многонационального этноса, жившего когда-то в Порте и
изгнанного с ее территории. Более того, христианские народы, бывшие подданные
Османской империи, отказывают турецкому руководству в праве приватизировать
оставшееся на территории страны их историческое наследие. Неслучайно в США
начались процессы представителей армянской диаспоры по возвращению им не только
«османского гражданства», но и оказавшейся в других руках их частной
собственности.
В этой связи Анкара стала серьезно готовиться к следующему
шагу Европы. Турецкие СМИ сообщают, что разработал план «борьбы с лжегеноцидом
армян, основанный на научных трудах». По мнению турецких экспертов, он
рассматривается в качестве противодействия «вызовам тюркскому миру». Однако
Турция в буквальном смысле становится «заложницей» своих амбиций, поскольку
предшествующий опыт показывает: она неизменно терпела политико-дипломатические
поражения на этом направлении. Более того, актуализация проблемы Геноцида - в
любой ее интерпретации - вводит ее в повестку дня большой политики. Если, к
примеру, рассуждать о турецкой империи, то неизбежно возникает проблема
национальных меньшинств, к числу которых относятся армяне, греки, курды, айсоры
и т.д. С другой стороны, если акцентировать внимание на примате национального
турецкого государства, то национальные меньшинства имеют право на раздел
достояния этой империи. Так что активность Анкары в сторону написания «новой
истории» вряд ли укрепят ее международный имидж. К тому же есть основания
предполагать, что число стран, признавших события в Османской империи в 1915
году геноцидом армян, будет увеличиваться. Дело может дойти до того, что вслед
за «Берлинской стеной» Европа начнет ограничивать свои политические,
экономические и культурные связи с Турцией, окончательно причислив ее к разряду
исламских государств. С другой стороны, отказ Анкары от евростандартов
активизирует процесс трансформации ее политики в сторону Востока. Так что в
Малой Азии назревают серьезные перемены... Станислав Тарасов, «Ноев ковчег»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.