Пятница, 29.03.2024, 02:31
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Апрель » 8 » "Христос воскрес" - "Воистину воскрес!"
"Христос воскрес" - "Воистину воскрес!"
00:49

Analitika.at.ua. Сегодня один из самых светлых и радостных христианских праздников — Пасха. Причем для всех — и искренне верующих, и неопределившихся, и даже для прожженных атеистов. Истинно универсальный праздник. И все говорят друг другу, поздравляя, "Христос воскрес!” — "Воистину воскрес!” На разных языках, не всегда в унисон, но это суть не важно. Важно же, что идея воскресения является для всего христианского мира основополагающей, ведь ее смысл в переходе от смерти к новой жизни, от земли — к небу. Так что "Христос воскрес, воистину воскрес”. С праздником!

 

ПОД ЗВОН ПАСХАЛЬНЫХ  КОЛОКОЛОВ

 

Завтра все армянство и значительная часть христиан мира отметят Святую Пасху — Сурб Затик. Главное таинство — возгорание Благодатного огня произойдет в далеком Иерусалиме, общехристианском Святом граде. Это только кажется, что он далек от нас. Географически — да, но Иерусалим 16 столетий есть и будет частью армянского космоса, частью каждого из нас, частью армянской души и самосознания. Причем неважно — верующий ли человек или нет. Не особенно существенно в этом случае, как складываются официальные отношения между армянским и еврейским государствами. Незримые нити связывают армян с Иерусалимом наверное на подсознательном уровне, генетическом. Не случайно ведь этот город — один из центров армянской духовности и культуры, вне зависимости от исторической и политической ситуации.

А вчера, в Великую пятницу, прошли обряды распятия и погребения, после которых символическая могила Христа была пронесена вокруг Кафедрального собора. Церемонию возглавил Католикос. В канун светлого Христова воскресения в храмах празднуются богослужения. В воскресенье в честь Пасхи Христовой состоятся утренние богослужения, после чего будет отслужена Святая Патриаршеская литургия. Католикос в воскресенье направит свое патриаршеское послание армянскому народу.

 

Сегодня же, в вечер Великой субботы, в Первопрестольном Эчмиадзине пройдет Святая Литургия, после которой будет объявлена благая весть о Светлом Воскресении Христовом. "Христос воскрес” — "Воистину воскрес!” Впрочем, не только христианский. Пасху отмечают и иудеи. В чем же значение нашей Пасхи и чем она отличается от еврейской? В ветхозаветные времена Пасха (исход, избавление) была праздником иудеев и отмечалась в честь освобождения от египетского рабства. Примечательно, что еврейского пасхального агнца принято воспринимать как прообраз Иисуса Христа, который мученической смертью на кресте спас человечество от греха, проклятия и смерти. В Евангелии сказано: "Христос — Агнец Божий, который берет на себя грех мира. Его драгоценная кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от великого греха”. Кроме того, по еврейскому календарю распятие Христа произошло 14 числа месяца нисана — в пятницу после весеннего равноденствия в полнолуние. По этой причине и дата празднования христианской Пасхи тесно связана с Пасхой иудейской.

 

Армянская Апостольская Церковь отмечает Пасху в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия в период с 21 марта по 26 апреля. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа. С IV в. акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней по завершении Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, отмечали ее по иудейскому лунному календарю, а в Риме Пасха праздновалась в первое воскресенье после первого новолуния. Поскольку расчет даты связан с лунным календарем, то с годами она может изменяться. Вопрос был решен на Вселенском соборе, постановившем, что Пасху "следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия”.

Армянское слово "Затик” (Пасха) происходит, по мнению ученых, от слова "азатутюн, азатвел” (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. По другой версии, слово это происходит от глагола "зател” — т.е. разделять. Разделять ветхое от нового. Как накануне Богоявления, так и перед Пасхой совершается литургия Сочельника. На следующий же день после Пасхи — литургия Пасхи. Предвосхищает утреннюю службу Крестный ход — Андастан. На восточной, западной, южной и северной сторонах храма читается Евангелие о воскресении Христовом. Автором пасхальных гимнов является Степанос Сюнеци (VIII век).

 

Армяне также красят пасхальные яйца — символ воскресения и зарождения новой жизни, организуют народные праздники. По традиции готовят сладкий плов с изюмом и рыбу. На праздничный стол ставят много зелени и обязательно красное вино. Традиция красить яйца связана с именем Марии Магдалины. По преданию, после воскресения Христа она пришла во дворец к императору. Последний не мог поверить в чудо воскресения. Тогда Мария Магдалина взяла лежавшее на столе вареное яйцо и, подав императору, сказала "Христос воскрес”. При этих словах белое яйцо в руках императора окрасилось в красный цвет. У армян красное яйцо символизирует землю, очищенную от греха пролитой кровью, животрепещущую кровь распятого Христа, пролитую во имя нашего спасения. Об окрашивании яйца в красный цвет Св.Григор Татеваци пишет: "Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную, скорлупа похожа на небо, пленка — на воздух, белок — на воду, а желток и есть сама земля. Когда мы берем в руки крашеное яйцо, мы провозглашаем наше спасенье”. Яйца можно приносить в церковь для их освящения. Кроме этого, во время праздничной трапезы на стол обычно ставится отварная рыба, плов с изюмом, блюдо из какой-нибудь зелени и красное вино. Стол накрывают в субботу после Св.Литургии, когда, собственно, и начинают разговляться после поста и отмечать Пасху.

 

К слову, не стоит злоупотреблять теми продуктами, по которым вы соскучились во время поста. Разговляться надо начинать с пасхального яйца. Есть и другой вариант — кусочек кулича. Запивать яйцо и кулич можно соком, минеральной водой или глоточком вина. Но только глоточком, а не стаканчиком.

Еще очень важный момент для постившихся — это сочетание продуктов. Нужно умеренно потреблять скоромные мясо и рыбу с привычными за время поста постными продуктами. Нельзя увлекаться жирной едой и молоком. И еще. Неправильно сразу же забывать о пище духовной. Перед тем как сесть за пасхальный стол, нужно непременно посетить церковь, прослушать богослужение и причаститься — только после этого можно считать Пост оконченным и приступать к ужину...

В понедельник Мерелоц (нерабочий день) — день поминовения усопших. В течение последующих 7 недель после Пасхи до Пятидесятницы длится празднование Христова воскресения. В этот период времени нет постов и дней памяти святых. Первое же воскресенье после Пасхи отмечено в календаре ААЦ как Антипасха. Праздник установлен в честь основания Церкви Христовой через проповедническую деятельность апостолов и признания язычников.

 

ПАСХАЛЬНЫЕ СТРАСТИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

 

В Иерусалиме армянская патриархия отмечает также и православную пасху, за день до которой — в Великую субботу Страстной недели в Храме гроба Господня произойдет возгорание Благодатного огня. Это одно из важнейших христианских таинств, в котором, по традиции, участвует и армянский патриарх. Церемонии выноса Благодатного огня время от времени омрачают инцидентами, ставшими следствием противостояния между Греко-Православной и Армянской Апостольской Церквами. Страсти кипят уже много лет...

 

Согласно многовековой традиции, свидетелями божественного чуда возгорания Благодатного огня у Гроба Господня могут быть только православный и армянский патриархи Иерусалима. Так было полторы тысячи лет. (Традиция утверждена так называемым статусом-кво, определенным еще турецким султаном. Это единственный документ, которым по сей день руководствуются в решении вопросов, связанных со взаимоотношениями конфессий.) Утром за день до православной Пасхи два патриарха входят в часовню Святого Ангела, что построена на том самом месте, откуда вознесся в небо Господь. За ними снаружи запирается дверь, которая опечатывается куском воска. И там происходит чудо — Всевышний дарит христианам Священный огонь, который греческий и армянский патриархи вместе выносят и раздают представителям других конфессий. (Согласно преданию, тот день, когда Благодатный огонь не сойдет, храм Гроба Господня будет разрушен.)

 

Несколько лет назад греко-православный патриарх Ириней Первый заявил, что он один должен присутствовать при возгорании огня, и армяне должны будут зажечь свою лампаду от греческой. Формальный повод — то, что от Апостольской Церкви в церемонии должен был присутствовать не патриарх, как это бывает обычно, а заменяющий его священнослужитель. Следуя предписанию патриарха Иринея, греческие монахи, сопровождавшие его в процессии, попытались пресечь вход в часовню армянского священнослужителя отца Баграта. У врат грота произошла откровенная драка. Не постеснялся применить кулаки и локти и сам греческий патриарх, с которого в результате потасовки упала митра. Армянский монах все-таки прошел к Гробу Господню и чудо возгорания Благодатного огня все же произошло в присутствии представителя Армянской Апостольской Церкви, как того и требовала традиция.

Вскоре после скандальной выходки православных иерархов армянская патриархия подала иск в Высший суд справедливости Израиля, оспаривая действия греческих священнослужителей. Но суд по сути отказался вмешиваться в спор.

 

Несомненно, это был не случайный инцидент, а проявление тенденции, свидетельствующей о попытках греческой церкви ограничить в Иерусалиме влияние армянской патриархии. Ириней Первый в свое время прославился заявлением о том, что ответственность за хранение христианских традиций на Святой земле лежит только и только на Греко-Православной Церкви. Подобного рода заявления не могут не вызывать раздражение у армянской патриархии. Впрочем, говоря о действиях Иринея, по-видимому, не совсем верно делать выводы о подходах всей Греко-Православной Церкви. Ведь провокационная инициатива принадлежала лично патриарху, едва ли не все действия которого в последнее время оспариваются Священным Синодом греческой церкви. Противостояние между Синодом и Иринеем достигло апогея, когда иерархи Иерусалимского престола приняли решение о низложении патриарха. Он был обвинен в аморальности, психической неуравновешенности и продаже еврейским бизнесменам церковных земель. Избранный преемник патриарха Феофил Третий гораздо более корректен в вопросах межцерковных отношений. Диалог с ним у представителей армянской патриархии складывается гораздо более успешно.

Но все дело в том, что сам Ириней не признал законность решения Священного Синода и продолжает считать себя единственным законным главой иерусалимского престола греческой церкви.

Суть инцидента останется непонятой, если не напомнить предысторию и не разъяснить причины затяжного противостояния между армянской патриархией Иерусалима и местными иерархами Греческой Православной Церкви. Дело в том, что греки уже много столетий тщетно пытаются добиться обретения в Храме Гроба Господня особого статуса. Между тем равенство трех основных конфессий — Греко-Православной, Армянской Апостольской и Римско-Католической — официально закреплено принятым еще в годы Османского правления соглашением. Этот "статус-кво” действует и поныне. Он фиксирует в том числе и равные права на время и продолжительность церковных служб на всей территории храма, включая и часовню Гроба Господня. Но греки апеллируют к фирману, подписанному в VIII веке османским султаном, согласно которому православным вменено в почетную обязанность обеспечивать охрану часовни. Этого права греки удостоились за то, что в свое время потушили пожар, едва не спаливший Гроб Господень. Как Армянская Апостольская, так и Римско-Католическая церкви признают это право, но не приемлют попытки греков обрести едва ли не полный контроль над главной христианской святыней. При этом из-за претензий греческой патриархии на особый статус страдают обычно именно армяне, так как, согласно принятому регламенту, армянская процессия обходит святые места Храма сразу после греческой.

 

ЛЕСТНИЦА ПРЕТКНОВЕНИЯ

 

Греческая Православная и Армянская Апостольская Церкви давно и безуспешно пытаются найти оптимальную схему взаимоотношений, которая бы позволила избежать конфликтов вокруг принадлежности отдельных участков храма Рождества. Дело в том, что купол над армянским приделом храма принадлежит грекам. Конфликт обостряется обычно в те дни, когда накануне Рождества и Пасхи представители обеих конфессий берутся за уборку принадлежащих им помещений. Греки запрещают армянам чистить потолок, объясняя это тем, что купол принадлежит им. Армянские священники не имеют ничего против того, чтобы православные собратья при наведении чистоты заходили в армянский придел. Но при этом настаивают на том, чтобы они чувствовали себя как в гостях. Почти два столетия назад представители конфессий приняли своеобразный устав, регулирующий взаимоотношения в святых местах. Согласно этому документу, который называют "статус-кво”, греки дважды в год имеют право прислонять лестницу к стене армянского придела для того, чтобы чистить принадлежащий им потолок. Но там нет речи о том, что армяне должны на это время покидать помещение своего придела и оставлять процесс уборки без контроля. Между тем греки, пренебрегая буквой устава, стремятся добиться права хозяйничать в армянском приделе.

 

Санитарно-гигиеническое проявление конфликта не скрывает его сути. А суть в том, что Греческая Православная Церковь претендует на особый статус во всех вопросах, касающихся христианских святынь Иерусалима и Вифлеема. Некоторые греческие иерархи полагают, что только православие может считаться на Святой земле истинной верой и представители всех других христианских конфессий должны это признать. Завладев часовней Гроба Господня в храме Воскресения Христова , православные сочли возможным закрепление за ними исключительных прав на территории всего храма. То же самое касается и вифлеемского храма Рождества Христова, где Апостольская Церковь владеет третью всей площади. Пренебрегая традициями, закрепленными "статус-кво”, греческие ортодоксы стремятся продемонстрировать свою способность быть хозяевами на территории всех трех приделов храма. Между тем иерархи Армянской Апостольской Церкви, имеющей не меньше заслуг в деле сохранения христианских святынь, не намерены никому уступать принадлежащие им по праву позиции.

Символом древнего спора между греками и армянами становится лестница, с помощью которой святые отцы поднимаются под купол для чистки сводов храма. До недавних пор греки довольствовались предоставляемой им армянами возможностью дважды передвигать лестницу в приделах армянской части церкви. Место установки лестницы четко регламентировано.

 

Таким образом, становится ясно, что регулярное и демонстративное нарушение греческими священнослужителями действующего не первый век регламента, определяющего очередность проведения церемоний, не может не восприниматься в контексте древнего спора относительно равноправия конфессий. Армянские иерархи имели все основания воспринимать поведение православных собратьев как демарш, призванный продемонстрировать пренебрежение требованием "статус-кво”. А практика показывает, что если хоть раз одна из конфессий что-то уступает другой конфессии, это входит в правило. Как это ни прискорбно, но подобные суровые законы действуют даже в Храме Божьем. Так что армянские священники, призывающие греков к порядку, действуют строго согласно принятым правилам, осознавая свою ответственность за неприкосновенность прав Апостольской Церкви.

 

КАК ОТМЕЧАЮТ ПАСХУ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

 

Помимо общих для всех христиан пасхальных традиций, в каждой стране существуют свои собственные традиции празднования Пасхи, связанные с культурой этой страны. Сегодня Страна Советов расскажет о том, как отмечают Пасху в разных странах.

 

В Болгарии, например, отмечают Пасху практически так же, как и у нас. Болгары пекут большой пасхальный каравай и красят куриные яйца. Пасхальные яйца принято выкладывать вокруг каравая, а потом устраивать "бои”: два участника боев выбирают себе по яйцу и ударяют их друг о друга, пока на одном из яиц не появится трещина. При этом соперники желают удачи друг другу. Пасхальный стол в Болгарии не обходится без жареной ягнятины. Если нет возможности подать к столу ягненка, зажаренного целиком, болгары довольствуются "чеверме” (бедром) или "шиш” (шашлыком из ягнятины).

 

В Польше отмечают Пасху шумно и весело. Проводятся массовые народные гулянья с песнями-хороводами вокруг костров. В этот день принято умываться в ручье, чтобы весь следующий год были силы и здоровье. На праздничный стол принято подавать бабы и мазурики (особые виды пирогов), мясные блюда (в частности, знаменитую белую свиную колбасу с пряностями) и хрен со свеклой (цьвиклу). Выпечку принято готовить в четверг. Народное поверье гласит, что если какая-то хозяйка решит печь в Страстную пятницу, то всю деревню постигнет неурожай и засуха. Чтобы этого избежать, нужно замочить в озере корыто, в котором она месила тесто. В Германии пятница, суббота и воскресенье — официальные выходные. Вечером в субботу разжигают большой костер, который символизирует окончание зимы, кроме этого считается, что на этом костре сгорает все плохое. В Германии отмечают Пасху прежде всего как семейный праздник, поэтому в субботу утром вся семья собирается за праздничным завтраком. Перед завтраком глава семьи прячет от детей корзинки с шоколадными яйцами, сладостями и подарками, а те их ищут. Детям говорят, что эти подарки им принес пасхальный заяц. После обеда принято ходить в гости к друзьям и родственникам. Гостей угощают чаем и шоколадным печеньем.

В Америке принято ходить в церковь на пасхальную службу во славу Иисуса Христа, воскресшего из мертвых. Обычна утренняя пасхальная служба в американской церкви сопровождается коллективным пением. После этого семья собирается за пасхальным обедом. Дети получают подарки, которые им, как и немецким детям, дарит пасхальный заяц. Обычно такой подарок имеет вид корзинки, в которую сложены разноцветные яйца и сладости. Традиционное пасхальное развлечение в Америке — это катание яиц по наклонному газону. Больше всего участников собирает катание яиц на газоне возле Белого Дома. На главных улицах городов проводят пышные уличные шествия.

 

В Великобритании Пасха — один из самых важных праздников, так что там отмечают Пасху с особым размахом. На рассвете в воскресенье проходят церковные службы. За пасхальным завтраком, как и в Германии, собирается вся семья. Традиционно британский пасхальный завтрак включает в себя крестовые булочки. Праздничный стол принято украшать шоколадными яйцами и гнездами для яиц, сделанными из теста зайчиками. Детям в этот день дарят игрушки и конфеты, а родственникам и друзьям - шоколадный яйца со спрятанными внутри сладостями. Дети играют в традиционную игру с пасхальными яйцами: на них пишут имена, складывают в сито и трясут. Победителем считается тот, чье яйцо дольше оставалось целым.

В Италии многие отмечают Пасху на главной площади Рима, чтобы лично услышать поздравление Папы Римского. К праздничному столу подают салат из помидоров, оливок и сладкого перца, баранину с жареными артишоками и соленый пирог с сыром и яйцами. Кроме этого, итальянцы пекут коломбу. Эта традиционная итальянская пасхальная выпечка чем-то напоминает наши куличи, но в нее для аромата добавляют лимон и украшают миндальной глазурью и ядрами миндаля. На следующий день после Пасхи итальянцы выбираются на пикники с друзьями и соседями. Карен Микаэлян, nv.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1848
Календарь новостей
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru