Главная » 2010»Май»24 » Киро Маноян: Обновленные Мадридские принципы, еще не родившись, приказали долго жить
Киро Маноян: Обновленные Мадридские принципы, еще не родившись, приказали долго жить
14:48
Analitika.at.ua. Интервью руководителя Центрального офиса Ай Дата по
политическим вопросам АРФ Дашнакцутюн Киро Манояна агентству АрмИнфо
Г-н Маноян, на днях лидеры России и Турции заявили о готовности
развивать стратегическое партнерство. Как это партнерство может отразиться на
Армении – другом стратегическим партнером Москвы?
Россия является стратегическим партнером Армении именно и в
первую очередь, учитывая угрозы, идущие со стороны Турции. Поэтому заявления
Москвы и Анкары, согласно которым они на практике в свою очередь уже являются
стратегическими партнерами, должны в определенной степени вызывать
озабоченность в Армении. Тем более, учитывая, что ранее российско-турецкое
сотрудничество уже имело место за счет интересов Армении.
В 1923-ем?
Не только в 1923-ем, то же самое было и в 1920-м. И это
последовательно развивающееся сотрудничество реально может превратиться в
стратегическое. Соответственно, мы должны быть к этому готовы и иметь
альтернативные, четкие планы. При этом, поводов для паники я не вижу, особенно,
учитывая, то, что в вопросе Нагорного Карабаха президент Медведев озвучил в
Анкаре явно не то, чего от него ожидал Эрдоган. Медведев просто объявил о
готовности Москвы приложить все усилия для достижения урегулирования, а также о
готовности консультироваться в этом вопросе с Анкарой. А это вовсе еще не
означает, что Россия готова разделить все подходы Турции в этом вопросе.
Истинную позицию России также прекрасно отражает заявление российского премьера
Путина, сделанное в ходе визита Эрдогана в Москву, согласно которому
армяно-турецкие отношения и проблему Карабаха связывать нецелесообразно.
Вы отметили необходимость альтернативных планов для Армении. Означает
ли это возврат республики к комплементарной политике времен Вардана Осканяна?
Я не имею в виду поиска новых альтернатив, имея в виду
сохранение старых. При этом, я думаю, что комплементаризм продолжает оставаться
одним из приоритетов внешней политики Армении. То есть, хорошие отношения с
Западом, в частности, с США для Армении сегодня необходимость с той точки
зрения, что Армения должна быть готова к любому развитию событий и ситуации в
регионе. Сегодня понятно одно – развитие отношений между Россией и Турцией, по
крайней мере, сейчас, ни в коем случае не приведет к присоединению Москвы к
призывам США, а еще точнее давлению на Армению в вопросе установлений отношений
между Анкарой и Ереваном. В Москве понимают, что установление нормальных
отношений между Арменией и Турцией непременно отразится самым негативном
образом на позициях Москвы в регионе. Россия вообще не проявляла до сих пор
особого энтузиазма в вопросе армяно-турецких отношений, думаю, что согласование
позиций между Москвой и Анкарой также не приведет к его появлению.
На днях в Баку Алиев и Эрдоган в очередной раз поклялись друг другу в
вечной преданности и дружбе. Насколько их клятвы отражают реальное состояние
азербайджано-турецких отношений?
Тот факт, что Азербайджан деятельно сотрудничает с силами
оппозиционно настроенными по отношению к АКП, является дополнительной причиной
для беспокойства Эрдогана, как ее лидера в контексте будущего отношений между
Баку и Анкарой. При этом, отношения между Турцией и Азербайджаном продолжают
оставаться тем, чем они всегда были, хотя Алиев в свою очередь и демонстрирует обиду
на старшего брата в контексте армяно-турецкого процесса. Именно поэтому он уж
более года не посещает Турцию, несмотря на все приглашения из Анкары. При этом,
стратегическое сотрудничество, особенно военное, между Турцией и Азербайджаном
не только не прекращается, но и развивается, хотя говорить о том, что между
ними все так гладко не приходиться. Уже один тот факт, что договор о
строительстве газопровода Набукко так и не был подписан, позволяет нам говорить
об этом. Именно поэтому, наличие военно-стратегического сотрудничества между
Турцией и Азербайджаном должно заставить Армению более трезво оценивать и
смотреть на все еще существующие в реальности Протоколы с Турцией. Пока
Протоколы существуют, Турция в любой момент может реализовать все опасные положения,
заключенные в этих документах. Поэтому, учитывая азербайджано-турецкие
отношения, Армении следует обеспечить Протоколам, помимо физической, еще и
юридическую кончину. Единственным же путем для этого является отзыв Арменией
подписей под этими документами.
На днях Ахмед Давудоглу сделал весьма интересное заявление относительно
«прав и обязательств Турции в отношении Нахиджевана». Чем оно могло быть
продиктовано, по Вашему мнению?
Поводом для озвучивания этого заявления стал визит спикера
парламента Нахиджевана Васифа Талыбова в Турцию. При этом, никакой
необходимости в этом заявлении я не вижу, и поэтому думаю, что оно могло быть
обращено скорее против Армении с целью надавить на нас и с Нахиджевана, чем,
собственно, Азербайджана. При этом, заявления Давутоглу с юридической точки
зрения полностью лишены обоснования. В частности, ссылка Давутоглу на Карсский
договор в контексте «прав и обязательств Турции в отношении Нахиджевана» сама
по себе является давлением на Армению, не признающую этого договора. Кроме
того, я полагаю, что в реальности влияние Ирана на Нахиджеван гораздо более
велико, чем это нам кажется. Я имею в виду инфраструктуры, топливо и т.д. в
этих вопросах Нахиджеван намного более зависим от Ирана, чем от Турции. Именно
поэтому Турция не только не скрывает, но и периодически озвучивает свои
аппетиты в отношении Нахиджевана.
Аппетиты Турции не ограничиваются Нахиджеваном. В последнее время турки
рвутся и к сопредседательству в Минской группе…
Рвение Турции в этом направлении не новость. Новость в том,
что в условиях наличия в обращении Протоколов Турция получила рычаг для того,
чтобы постоянно озвучивать это свое желание. Не думаю, что когда-нибудь Турцию
примут в сопредседатели Минской группы и не только из-за нежелания Армении, но
и самих стран-сопредседателей. Враждебное отношение Турции в отношении Армении
и непрекращающееся военное сотрудничество с Азербайджаном не очень способствуют
планам Анкары. Однако, до тех пор пока Турции будут напоминать о необходимости
ратификации Протоколов с Арменией, Анкара будет напоминать миру о необходимости
разрешения карабахского конфликта в пользу Азербайджана. Это является еще одной
причиной для того, чтобы Армения приблизила юридическую кончину Протоколов. Это
позволит нам вернуться к ситуации, когда Турция, имея желание говорить о
Карабахе, не имела для этого возможности.
Сейчас в Азербайджане очень много говорится о решении карабахской
проблемы на основе так называемых обновленных Мадридских принципов. О чем
вообще идет речь, учитывая, что их содержание неизвестно?
Обновленные Мадридские принципы, еще не родившись, умерли.
Поскольку принципы могут существовать лишь при согласии обеих сторон, на то
чтобы они служили основой для карабахского урегулирования, а этого нет,
поскольку Армения, однозначно их не одобрила. Именно поэтому, как вы заметили,
помимо Азербайджана никто, даже сами сопредседатели об обновленных принципах не
говорят. Взамен, урегулирование идет лишь вокруг Мадридских принципов, о
которых известно общественности. При этом, мы выступаем против этих принципов,
поскольку они игнорируют ряд событий, имевших место начиная с 1988 года. В
частности, того, что карабахский народ уже 2 раза выражал свою свободную волю
относительно желания жить в составе Азербайджана. Того, что именно Азербайджан
развязал агрессию против Карабаха и соответственно, воздавать Азербайджану
какие-то территории в ответ на агрессию просто нелепо, хотя именно это и лежит,
по сути, в основе Мадридских принципов. Если бы Азербайджан не отреагировал
агрессией на мирные требования карабахцев в 1988 году ситуация была бы сегодня
качественно иной, так что Азербайджана получил то, чего он заслуживает.
Есть ли какие-то подвижки в вопросе продвижения 252-й резолюции в
Конгрессе США?
Уже понятно, что Белый Дом не поддерживая 252-ю резолюцию, в
то же время и не чинит активных препятствий на ее пути. Председатель палаты
представителей Конгресса США Нэнси Пелоси уже заявила, что как только число
конгрессменов-соавторов достигнет необходимого, она выставит резолюцию на общее
голосование. Учитывая то, что администрация Обамы выступает против 252-й, это
является довольно трудной задачей. В реальности, Белый Дом, не демонстрируя
внешней активности в этом вопросе, пассивно препятствует увеличению числа
конгрессменов-соавторов. Однако в ноябре в США пройдут выборы в Конгресс, и в
этой связи мы ожидаем положительных подвижек в вопросе 252-й резолюции.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.