Analitika.at.ua. Все верующие понимают, что Великий пост – время
искушений. Если эти люди к тому же прихожане своих храмов (в отличие от простых
"захожан"), то скорее всего слышали проповеди о том, что христианам
предписано всячески сопротивляться духовным напастям. Тем не менее скандальная
выходка коллектива под названием Pussy Riot настолько сплотила сообщество
"православных по рождению" вокруг осуждения девиц, что теперь на
московских приходах можно добровольно подписать письмо во имя привлечения по
статье 282 УК всех причастных к акции, коли таковые отыщутся.
Тут есть несколько возможных журналистских подходов. Самый
удобный, который мы видим каждый день по ящику, – формат ток-шоу. Ты как бы
стоишь над схваткой и информируешь зрителя: один гость думает так, другой этак.
Эксперт прокомментировал, другой ему возразил. Выводы, дорогие друзья, делать
вам, и, конечно, берегите себя...
Второй, которому следует ваш корреспондент, прямо
противоположный. Я вообще не считаю возможным посмотреть на этот случай
объективно, и вот почему. Этот казус смешал несколько дискурсов, ложно приводя
наблюдателей к обобщению. Принципиальная логическая ошибка привела к тому, что
никому доселе неизвестная женская группа в клоунских нарядах в одночасье стала
популярна на весь мир. Собственно, на это и был расчет.
Не буду вдаваться в тонкости культурных провокаций
"совриска", но многие художники раздевались догола в общественных
местах, изображали животных, ели фекалии, жгли себя, вешали, резали, кусали за
ноги прохожих – и не получали тысячной доли того отклика, который достался
"пуськам", всего лишь наложившим антипутинскую панк-кричалку на
минутный скачок по амвону ХХС. То есть, с точки зрения художественной акции,
это ноу-хау сработало не на сто, а на тысячу процентов. Каюсь, я не хотел
писать об этом в тот момент, когда событие произошло, считая выходку как
минимум бездарной. Думал, чтобы лишний раз не рекламировать, ан просчитался как
критик. Но общество решило мою культурологическую ошибку исправить и все
сделало за меня.
Если откинуть предположение, что акция Pussy Riot была
санкционирована какими-то провластными структурами, чтобы отвлечь людей от
"болотной" активности (хотя широко гуляет такое мнение), то стоит
удивляться тупости идеологов режима, которым было достаточно просто не заметить
ролика в Интернете. Но история тем и интересна, что порой непредсказуема.
Мелкое, минутное даже не хулиганство, а просто озорство вылилось в скандал
общенационального масштаба и раскололо общество.
Последующие действия властей отрезали путь к нормальному
диалогу: двух девиц, между прочим, отрицающих свое участие в акции, посадили
под арест, грозятся дать семь лет и лишить материнства. Третью вызвали на
допрос – и тоже в кутузку. Власть явно нервничает, десятки оперов занимаются
расследованием преступления, не имеющего вообще никакой общественной опасности.
Всем понятно, что девиц собираются судить за панк-молитвословие, где есть фраза
"Богородица Путина прогони".
Люди, называющие себя православными христианами и даже
имеющие сан, постоянно и публично фантазируют о разного рода извращениях,
которым они бы предались в случае, если бы им было дозволено самолично
наказывать узниц. Вся средневековая мерзость и жестокость, копившаяся в недрах
квазирелигиозного сознания некоторых наших сограждан (к несчастью, довольно
большого числа), вдруг полезла как тесто из кастрюли, заливая садистической
пеной любые ростки здравого смысла. Самое малое, чем стращают
"Взбунтовавшихся кисок", – отдать на растерзание мусульманам, как
будто мы живем в стране, где действуют законы шариата.
Все культурные контексты смешались в коктейль, из которого
трудно вычленить ингредиенты: бывшие комсомольцы и члены КПСС, годами при
советской власти испражнявшиеся в общественных туалетах, которые были
организованы ими же на месте церквей, вдруг обрели пафос защитников Святой Руси
и призывают жечь каленым железом память своих недалеких предков, взорвавших тот
самый, только не новодельный, ХХС.
На другой стороне оказались те, кто пытается вяло возражать
по поводу несоразмерности преступления и наказания, призвать девушек к покаянию
и даже апеллирует к руководству РПЦ, которое пока глухо к зову милосердия. Вообще
эта демонстрация оскорбленной невинности со стороны Чистого переулка вызывает
оторопь: всем известно, что в ХХС можно устраивать коллективные пьянки, снимая
зал Церковных Соборов за деньги, демонстрировать архиереям танцы официальных
женских коллективов с задиранием юбок (поищите в Интернете), и единственное
оправдание этому – мол, ну не перед алтарем же! Ну так и выступление Pussy Riot
не успело оскорбить ни одного верующего непосредственно. Мало того, что оно
состоялось на Масленицу, когда подобные карнавальные выходки на Руси были не
редкость, так и не во время службы. Я вообще не вижу здесь не то что состава, а
даже события преступления. Максимум, что можно предъявить участницам, –
неуважение к посетителям музея. И тем не менее даже защитники девиц почему-то
как один признают некую сакральную составляющую их выходки.
Господа, у вас на главной площади страны лежит чучело,
которому принято было всенародно поклоняться, да и сейчас эта традиция не
прервана! Вы уж выберите, как в анекдоте, что-то одно: или трусы наденьте, или
крест снимите. Вы в светском государстве живете? Тогда за что так жестоко
судите панкушек, обвиняя в святотатстве? Или поменяйте официальную религию,
поскольку христианство (да и все традиционные религии в России) запрещают
языческие камлания и почитание скотомогильников.
Если же говорить о религиозном аспекте события, то
выступление Pussy Riot, вне зависимости от намерений и веры каждой из девушек,
есть не что иное, как юродство, призванное как раз дать понять обществу, что
насколько глубоко оно пало. Они провоцируют у своих единоверцев (а многие
наблюдатели отметили, что в группе состоят прихожанки РПЦ) те же реакции,
которые заставили древних иудеев распять Христа. С этой точки зрения их посадка
– блестящее подтверждение той катастрофе, что творится в современном
религиозном сознании россиян.
В этом "девчачьем" казусе высветился весь
трагический разлад в душе современного постсоветского общества. Оно мучительно ищет
и не находит никаких ценностей, за которые можно уцепиться, как за якорь. Некогда
попранная и убитая вера при казалось бы полной свободе попирается сращиванием
государственных и церковных структур, полностью противоречащим евангельским
заповедям. Любой протест оборачивается звериным оскалом тех, кому вверено право
судить и вязать. И самый печальный вывод заключается в том, что наш народ готов
снова наступить на те же грабли, что почти сто лет назад. От полного
расцерковления и атеизма вдруг оголтело броситься в объятия госрелигии, чтобы в
какой-то момент осознать пропасть между декларируемыми ценностями и их реальным
воплощением. Все это грозит русскому социуму новыми потрясениями, при которых
мифическая "оранжевая угроза" покажется детским лепетом.
Единственным выходом, как при любом акте юродства,
сопровождающемся провокацией, а затем естественной гиперреакцией на нее,
духовные люди считали усиление молитвы. Это не относится к тем, кто
рассматривает панк-молебен Pussy Riot только в искусствоведческом или
криминальном свете.
Но даже последним можно посоветовать осознать, что градус
агрессии в обществе таков, что людей надо призывать к миру и спокойствию,
кормить блинами и объяснять, что хорошо, а что бездарно, а не жечь каленым
железом и сажать в тюремные клоповники, "чтоб неповадно было".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.