Analitika.at.ua. Воплощение своего чудовищного плана физического уничтожения
армянского народа младотурецкие руководители решили начать с коварной расправы
над интеллигенцией. Они считали, что народ без интеллигенции - это тело без
головы, стадо без пастуха. С этой целью заблаговременно были составлены два
списка, в которые были включены имена видных армянских писателей, публицистов,
врачей, юристов, учителей. Один из этих черных списков был послан в Айаш,
второй - в Чангер.
ПОПАВШИЕ В ПЕРВЫЙ СПИСОК БЫЛИ УБИТЫ СРАЗУ ЖЕ. Тех, кто попал
во второй список, ждали заключение, ссылка вглубь страны и мученическая смерть.
Комитас и многие другие видные армянские интеллигенты, деятели науки, культуры
и искусства, а среди них великие писатели, Григор Зограб, Рубен Севак, Сиаманто
и Даниел Варужан, оказались во втором списке...
К тому времени имя Комитаса уже было широко известно во всей
Европе. Вспомним главные вехи его творческой биографии.
В 1893 году, после окончания духовной академии Геворкян,
будущий великий композитор назначается преподавателем музыки и хормейстером
кафедрального собора Эчмиадзина.
В 1894г. он рукополагается в духовный сан, и Согомон
Согомонян становится Комитасом. Еще через год он получил звание архимандрита
(вардапета) и его стали называть Комитас-вардапет.
В 1896-99гг. он изучает историю и теорию музыки в Берлине. В
эти же годы становится одним из первых членов Международного музыкального
общества. Комитас-вардапет в 1899 году возвращается в Эчмиадзин, где
возглавляет музыкальные классы и хор духовной академии, пишет стихи, песни и
духовные гимны. Ему удается расшифровать хазы (древнеармянские музыкальные
ноты) и восстановить старинные духовные напевы.
С хорами "Колоин" и "Ламурье", а также с
лекциями об армянской народной песне, о духовных песнопениях в 1906г. Комитас
выступает в ряде городов Швейцарии - Женеве, Лозанне, Цюрихе, Берне, в
крупнейших залах Берлина, Парижа, Венеции, Еревана, Тифлиса и Баку, а еще
некоторое время спустя - во многих городах Западной Армении. Творчество
Комитаса высоко оценивали писатель Ромен Роллан, композиторы Морис Равель, Габриэль
Форе, Камиль Сен-Санс и Клод Дебюсси. После одного из парижских концертов Клод
Дебюсси взволнованно воскликнул: "Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь
перед вашим музыкальным гением!" Дебюсси принадлежит и другая, столь же
знаменательная оценка: "Если бы Комитас написал только "Антуни",
то и этого было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным
художником".
В 1910г. КОМИТАС ПЕРЕЕЗЖАЕТ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ, ГДЕ
ОРГАНИЗУЕТ большую капеллу "Гусан" из 300 человек. Концерт капеллы 25
октября 1913 года, посвященный 1500-летию изобретения армянской письменности и
400-летию армянского книгопечатания, явился знаменательным культурным событием.
Мировая пресса отметила высокий профессионализм капеллы.
Пик славы и всеобщего признания армянского композитора приходится
на 1914 год. В это время Комитас переживает блестящий триумф. Его лекции и
концерты в Париже вызывают всеобщее восхищение.
17 и 18 апреля 1915 года, рокового для всего армянского
народа, в Константинополе, в армянской церкви квартала Галатия в исполнении
мужского хора впервые прозвучало одно из самых замечательных произведений
Комитаса - "Патараг". Следующая премьера произведения была назначена
на 3 мая, но, как в армянской пословице, "пятница пришла раньше
субботы"...
Арест сопровождался грубым, бесчеловечным насилием и
унижениями. Вместе с другими блестящими представителями армянской интеллигенции
Комитас был сослан вглубь Анатолии. Началась его умопомрачающая Голгофа. На его
глазах подвергались нечеловеческим истязаниям и погибали мученической смертью
люди, которых он хорошо знал, знакомством с которыми гордился. Погибали тысячи
беззащитных людей, в большинстве своем женщины, дети и старики. История
сохранила слова Комитаса, сказанные по поводу увиденного и испытанного:
"Стадо без пастуха, потерянное и сбившееся... невидимые, но бурные волны
сотрясают плачевную историю жизни моего народа. В сети бездушных охотников
попали наивные рыбки. Атмосфера пышет ядом - спасения нет. Разруха, ужас и
насилие, с одной стороны, а с другой - безразличие и бездушные сердца.
Тщеславие и сноровка с одной стороны, с другой - немощность и незнание. Каждый
чувствует свою должность как облачение для сокрытия наготы своего ума от глаз
наивных. Наше тело сгнило, душа осквернена, жизнь покрыта трупами... Где наш
мудрый Хоренаци, пусть восстанет из пропитанной кровью земли и оплакивает души
и сердца, умы и дела наших потомков. Наши предки исполняли свою миссию с
самопожертвованием, а мы - с нищетой и убожеством. Сердце мое
разрушено..."
ИСТОРИЯ СОХРАНИЛА ЕЩЕ ОДНУ ФРАЗУ, СКАЗАННУЮ КОМИТАСОМ В ЭТИ
ЖЕ ДНИ, когда благодаря вмешательству европейских послов удалось чудом спасти
жизнь великого музыканта и вызволить его из адовой мясорубки: "Никто не
знает раны нашей национальной трагедии... эти волнения сведут нас с ума!"
Волнения эти действительно свели его с ума. Пережитые ужасы
и кошмары нанесли душе Комитаса сильнейшую травму. Травму, от которой он так и
не излечился до конца своей жизни.
Скончался Комитас 22 октября 1935 года в Париже, в больнице
для душевнобольных, куда он был переправлен в 1919-м благодаря усилиям близких
и друзей.
Последними словами Комитаса были: "Пусть вечно живет
мой народ, в его памяти я всегда буду жить". История позаботилась о том,
чтобы и эти его слова, сказанные в минуты просветления, стали своеобразной
эпитафией ко всей его жизни.
Через год прах великого Комитаса был перевезен в Ереван и
захоронен в пантеоне, носящем сегодня его имя. Гурген КАРАПЕТЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.