Analitika.at.ua. Итак, выступавшим против криминализации отрицания
геноцидов членам Сената Франции удалось-таки собрать необходимое количество
подписей для обращения в Конституционный совет страны. Вместо требуемых по
закону 60 под обращением поставили подписи 70 сенаторов, что следует признать
успехом турецкой дипломатии, прикладывающей поистине титанические усилия для
аннулирования законопроекта. Ведь еще в субботу большинство наблюдателей
полагали, что процесс сбора подписей обречен на неудачу, и прогнозировали
скорое подписание президентом принятого парламентом законопроекта.
По всей вероятности, не ожидал этого и сам Николя Саркози.
Во всяком случае он явно упустил момент (в его распоряжении была фактически
неделя) для промульгации законопроекта и тем самым дал возможность сенаторам
собрать подписи для обращения. Теперь уже президент не имеет права подписывать
документ и вынужден ждать решения Конституционного совета. По сообщениям
французской прессы, Саркози выразил недовольство решением сенаторов и заявил,
что ему оказывают медвежью услугу. Президент Франции к тому же предупредил, что
в случае признания неконституционным "армянского законопроекта" может
быть подано аналогичное обращение относительно криминализации отрицания
Холокоста.
В опубликованном вчера сообщении офиса Ай Дата представлены
возможные сценарии развития событий в Париже. Согласно сообщению, состоящий из
9 членов Конституционный совет (эта структура выполняет во Франции функции
Конституционного суда) в течение месяца обязан выразить свое мнение
относительно соответствия законопроекта Конституции страны, а в случае
требования правительства это может произойти в течение 8 дней. Существует три
возможных варианта решения совета. 1. Законопроект соответствует Конституции. В
этом случае после подписания президентом республики он вступит в силу как
закон. 2. Законопроект в какой-то части или частях не соответствует
Конституции. В этом случае он будет возвращен в Национальное собрание для
внесения поправок и приведения в соответствие с Конституцией. 3. Законопроект
полностью антиконституционен. Это означает, что документ больше не будет
обсуждаться и не получит силу закона, если президент страны не будет настаивать
на его повторном включении в повестку Национального собрания.
Отмечается также, что второй вариант может повлечь за собой
проблемы, связанные с тем, что через месяц Национальное собрание уйдет в отпуск
для подготовки к президентским выборам.
Таким образом, ситуация выглядит весьма напряженной.
Учитывая, что правительство в ходе обсуждения в Сенате выступало за принятие
законопроекта, можно предположить, что обращения с требованием рассмотреть его
за 8 дней не поступит. С другой стороны, если проблему не решить окончательно
до президентских выборов, дальнейшая ее судьба окажется под еще большим
вопросом и во многом будет зависеть от того, кто именно станет следующим
хозяином Елисейского дворца. Поэтому столь же вероятен вариант ускоренного
рассмотрения с тем, чтобы в случае благополучного исхода Саркози успел подписать
документ до выборов и тем самым выполнил свое ереванское обещание.
Автор законопроекта Валери Буайе между тем заявила на
страничке в Facebook, что "разочарована тем, что некоторые парламентарии
предпочитают законность вместо гуманизма". Депутат также отметила, что для
нее давление со стороны других государств не может превалировать над таким
понятием, как защита прав человека. "Я по-прежнему убеждена, что на
территории Франции недопустимо то, что память жертв геноцидов, которые признаны
нашей страной, не защищена равным образом. Это жестокая дискриминация, против
которой я буду бороться до конца", - отметила Валери.
Учитывая предупреждение Саркози, можно предположить, что
именно "неравенство" в защищенности двух равным образом признанных
Францией преступлений против человечества от отрицания станет наиболее сильным
и логически обоснованным аргументом сторонников законопроекта. И именно
гуманитарная и моральная составляющая вопроса в данном случае может и должна
стать фундаментальным фактором для того, чтобы оставить в силе решение Сената.
В противном случае Франция рискует оказаться в весьма неприглядной ситуации,
когда вслед за признанием "армянского законопроекта"
неконституционным будет подан иск о признании таковым и действующего Закона о криминализации
отрицания Холокоста.
В итоге Конституционный совет может быть поставлен перед
необходимостью убедительной аргументации разницы между двумя законами Франции –
о признании Холокоста и признании Геноцида армян. Более того, будет поставлена
под серьезное сомнение ведущая роль Франции как носительницы и авангарда
общечеловеческих и гуманитарных ценностей в Европе. Турки также осознают
вероятность цепной реакции в других странах ЕС – прежде всего в Германии, в
случае чего значимость удара по Анкаре уже двумя ведущими странами Евросоюза
трудно будет переоценить.
Так что для Франции и Турции на карту в данном случае
поставлено куда больше, нежели отдельно взятый вопрос криминализации отрицания
Геноцида армян. И намек Саркози на оказываемую ему медвежью услугу вполне можно
распространить не только на всю Францию, но и на весь Евросоюз, который в
случае аннулирования "армянского законопроекта", несомненно, ждет не
самая завидная судьба объекта дальнейшей ускоренной и усиленной турецкой
экспансии. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.