Главная » 2011»Июль»9 » Кому выгоден скандал вокруг средневекового храма Гандзасар?
Кому выгоден скандал вокруг средневекового храма Гандзасар?
00:15
Analitika.at.ua. В армянских СМИ и социальных сетях продолжается бурное
обсуждение так называемой "проблемы Гандзасара". Напомним, что
несколько дней назад фотограф Арег Балаян опубликовал в соцсети Facebook
фотографии жемчужины армянского средневекового зодчества - монастыря XIII века
Гандзасар, который находится в Нагорном Карабахе. По фотографиям видно, что
стены монастыря облицовываются травертиновыми плитами. Молодежная инициатива
"Не будем молчать" ударила в набат, опубликовав сообщение, согласно
которому эти работы проводятся по указанию известного московского бизнесмена и
благотворителя, уроженца здешних мест Левона Айрапетяна.
С разъяснениями выступил и начальник управления по охране и
изучению исторических памятников при правительстве Нагорно-Карабахской
Республики Слава Саркисян. Он сообщил, что еще в мае нынешнего года в
управление поступило письмо из Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви,
в котором в качестве лица, готового финансировать эту идею, значилось имя
Левона Айрапетяна. Управление тогда отказало в ходатайстве, поскольку облицовка
стен Гандзасара могла повредить историческому духу комплекса. Саркисян отметил,
что облицовочные работы являются незаконными. По его мнению, облицовка может
помешать комплексу войти в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Молодежная инициатива "Не будем молчать"
обратилась к Левону Айрапетяну с призывом срочно пресечь осуществляемый в
Гандзасаре вандализм, с осторожностью удалить "безвкусные плиты, вернув
стене ее исторический вид". В сообщениях молодежных активистов говорится,
что им удалось связаться с Левоном Айрапетяном, который сообщил, что
"стена, окружающая Гандзасар, возведена вовсе не в раннем средневековье, а
некачественно построена в 80-ых годах XX столетия". "По словам
Айрапетяна, к настоящему времени стена начала рушиться, для предотвращения чего
он и решил облицевать ее травертиновыми плитами из того месторождения, камнями
которого в 13-ом веке был возведен Гандзасарский монастырь", пишут
инициаторы акции "Не будем молчать".
"Вызывает недоумение тот факт, что начальник управления
по охране и изучению исторических памятников при правительстве НКР в своих
интервью армянским СМИ периодически подтверждает принадлежность стены к XIII
веку. Тем временем, глава Арцахской епархии ААЦ Паргев Мартиросян вместо того,
чтобы оповестить прессу о том, что стена была возведена лишь 30 лет назад, и
тем самым угасить возникший бессмысленный шум, воздерживался от комментариев,
что, согласно бытующим в Карабахе слухам, обусловлено его разногласиями с
Левоном Айрапетяном. Фактически, предстоятелю Арцахской епархии просто была на
руку дискредитация мецената. А то, что главу Арцахской епархии, как впрочем, и
большинство высших сановников ААЦ, больше интересуют не христианские заповеди,
а девицы с пышными формами и последние модели элитных иномарок, в Армении
известно всем. Как ни парадоксально звучит, но крест на груди служит для них
своего рода индульгенцией для безнравственного образа жизни", - отмечают
молодежные активисты в защиту храма.
В этой связи возникает несколько вопросов. Во-первых,
опубликованные снимки обнаженной кладки стены совершенно не производят
впечатления "советского новостроя". Напротив, кладка весьма
напоминает именно образец средневекового строительного мастерства. Собственно, именно
об этом говорится и в комментарии специалиста - руководителя республиканского
управления по охране и изучению исторических памятников. Непонятно, почему его
мнение с порога отвергается.
Во-вторых, удивляет нетерпимый, разнузданный тон, взятый в
отношении предстоятеля Арцахской епархии. Не приходится спорить, что в
последнее время некоторые иерархи Армянской Апостольской церкви действительно
совершили ряд действий, которые никак не укладываются в традиционно высокий
духовно-нравственный облик священнослужителя. Но как раз к пастырю Арцахской
епархии, архиепископу Паргеву Мартиросяну это ни в коей степени не относится.
Арцахский предстоятель не замечен в богопротивных деяниях, которые ему огульно
и бездоказательно пытаются приписать.
Кстати, пресс-канцелярия Арцахской епархии ААЦ сообщила, что
"проводятся дополнительные консультации с управлением по туризму при
правительстве НКР, связанные с проблемой облицовки монастыря XIII века
Гандзасар". Чем бы ни закончилась данная история, ее негативные последствия
очевидны уже сейчас. Достаточно сказать, что попытка представить тот или иной
фрагмент храма XIII века в качестве недавней постройки способна дать богатую
пищу для комментариев представителям тех сил, которые постоянно пытаются
доказать, что армяне в Карабахе являются "пришлым элементом" и
говорить об исторической принадлежности этого края армянскому миру не
приходится. Поэтому вполне допустимо предположение, что скандал получит свое
продолжение, причем выйдет за пределы чисто локального происшествия. Ануш
Левонян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.