Analitika.at.ua. Недавно по приглашению Патриарха Грузии Илии Второго
состоялся визит Католикоса Всех Армян Гарегина Второго в Грузию. За шесть
рабочих дней два патриарха провели ряд встреч, участвовали в открытии памятника
армяно-грузинской дружбы, а также общались в непосредственной обстановке.
Спустя почти месяц после завершения визита на грузинской
политической арене замаячила новость, которая переполошила всю общественность и
поставила под серьезное сомнение представления о толерантности некоторых
представителей титульной нации к своим согражданам армянского происхождения.
Напомним, что при вступлении Грузии в Совет Европы
Парламентской ассамблеей СЕ была дана рекомендация в течение двух лет принять
закон "О меньшинствах", призванный урегулировать вопросы, связанные с
положением национальных и религиозных меньшинств. С тех пор прошло более
двенадцати лет, но представители религиозных меньшинств все еще ведут борьбу за
свои права. И вот наконец в мгновение ока был рассмотрен и принят законопроект
о регистрации религиозных объединений как лиц публичного права. По сведениям из
осведомленных источников, закон был принят по требованию и под давлением Европы
и различных европейских структур.
Принятый закон, особенно с учетом внесенных на следующий же
день поправок, ничего существенного за собой не влечет. Он лишь предоставляет
право религиозным объединениям зарегистрироваться в качестве юридического лица
публичного права. Никаких разъяснений относительно имущественных вопросов либо
налоговых обязательств закон на данном этапе не предоставляет. В чем же причина
поднявшейся в Грузии, как японское цунами, волны антиармянской пропаганды?
Георгий Майсурадзе в газете "Многонациональная
Грузия" пишет, что "армяне в представлении грузин являются своего
рода "образом врага", примерно таким же, как и во многих странах
евреи. Высказывания антиармянского содержания вдоволь встречаются как в бытовой
речи, так и в произведениях грузинских классиков, бульварной прессе и
политических дискуссиях. Если вы хотите кого-либо дискредитировать, достаточно
объявить его армянином". Громче всего это "страшное обвинение"
прозвучало из уст известного режиссера Роберта Стуруа, который заявил, что,
поскольку президент Грузии является армянином, то для него (Стуруа) он -
"чужой" (президент).
К сожалению, визит Католикоса Всех Армян в Грузию и принятие
упомянутого закона стали своего рода моментом истины, когда многие
"толерасты" скинули маски и высказали наконец свое истинное отношение
к согражданам, на протяжении веков вносившим весомый вклад в строительство
грузинской государственности. Во множестве грузинских газет практически
ежедневно печатаются материалы, разжигающие межнациональную рознь, на страницах
прессы и в названиях телепередач анонсируются громкие националистические
заголовки, за которыми, однако, следуют сообщения совершенно на другую тему.
Так, около года назад телекомпания "Рустави 2", кстати, являющаяся
проправительственной, грозилась показать сюжет о том, "как армяне
присвоили грузинские церкви в Иерусалиме", между тем в самом сюжете было
показано, как это сделали греки. По оппозиционному каналу "Маэстро"
недавно прошел репортаж об "археологическом открытии", "доказывающем"
грузинское происхождение Армянской церкви Мугну Геворг. В одном из последних
материалов в газете "Грузия и мир" за авторством Гулбаата Рцхиладзе
выделен заголовок: "Грузинское общество готово пойти намного дальше в
уступках абхазам и осетинам, с которыми у нас была война, чем армянам". И
такой выделенный абзац: "Армяне завидуют грузинам потому, что у них
практически не было аристократии, государственности и они почти целиком
занимались торговлей".
Но пальму первенства в печатной прессе надо, конечно,
присудить газете "Асавал-дасавали". Это поистине академическое
собрание шовинистических сочинений фашиствующих интеллигентов. Один из
"шедевров" доктора исторических наук, профессора Сухумского
университета Гурама Мархулиа был опубликован в №26 за июнь-июль 2011 года под
названием "Армянский заговор против Грузии". Вот некоторые тезисы
этого опуса, которые потом перекочевывают в уста обывателя и звучат в адрес
армян на улицах и транспорте, на базарах и в учреждениях. То, что армянскому
лобби не удалось сделать в 1918 году, получилось благодаря продажности
нынешнего грузинского правительства армянского происхождения. Армянские
требования признания Геноцида на самом деле являются надуманными, так как в
1915 году за несколько месяцев они злостно уничтожили 10 тысяч турок, за что и
были выселены с территории Османской империи. А действия турок, с точки зрения
профессора, были, разумеется, совершенно оправданны и являлись лишь реакцией на
действия "злостных" армян. Затем то же самое армяне якобы сделали в
1918 году, когда вырезали грузинское население Болнисского района. Теперь
"всемирный армянский заговор" заключается в том, чтобы удержать
Михаила Саакашвили в кресле президента. Если ныне хотя бы одну церковь признать
армянской, то завтра они выдвинут претензии и на весь Тбилиси. Раздосадованный
доктор исторических наук заключает: "Ничего не поделаешь, предатели есть
предатели". Лживая пропаганда кричит о претензиях армян на 600 церквей, в
то время как на официальном уровне говорится о 5.
Недавно на страницах той же газеты договорились до того,
что, раз Грузии так угрожает "армянская опасность", "наши ребята
соберутся, поедут в Ахалкалаки и покажут армянским сепаратистам свой
кулак". Призывы к насилию звучат и от представителей Грузинской
Православной Церкви. Так называемый арменолог Александр Абдаладзе в интервью
газете "Асавал-дасавали" оправдывает священнослужителя отца Абраама
Чадунели, заявившего в беседе с прихожанами, что следует кровью защищать от
продажи армянам грузинскую землю.
Подчеркнем: в Грузии немало представителей интеллигенции,
трезво и осуждающе относящихся к проявлениям национализма, которым больна часть
грузинского общества. На самом деле грузинский народ отличается простотой и
человечностью, и население Аджарии, например, очень доброжелательно относится к
отдыхающим здесь летом многочисленным армянским туристам.
Возвращаясь к закону, нельзя не отметить, что его принятие
как-то комфортно укладывается в контекст экономически непопулярных решений,
принятых властями Грузии в последнее время: подорожание транспорта и коммунальных
услуг, закрытие русских школ (контингент которых тоже, кстати, большей частью
армянский), сильное сокращение преподавательского состава школ и университетов,
закрытие и распродажа больниц и т.д. Остается думать, что закон о регистрации
церквей, как и история со шпионами-фоторепортерами, скорее всего, была
политтехнологическим приемом для отвода глаз от других, более проблемных
вопросов. А сразу после его принятия МВФ выделил Грузии 40 миллионов долларов.
Странное совпадение, не так ли?
Используя рычаг антиармянских настроений в грузинском
обществе для достижения своих политических целей, ни власть, ни оппозиция не
должны забывать, что другие заинтересованные политические игроки тоже могут
весьма эффективно использовать и повернуть их в свою сторону. И не в первую
очередь важно: на запад, на юг или север, главное - это будет отнюдь не в
интересах народа Грузии. Виктория МАКСОЕВА, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.