Analitika.at.ua. Между США и Францией сложились
напряженные отношения в целом, и кавказские проблемы могут еще более усугубить
эти отношения, если в сфере карабахского урегулирования произойдет резкий
провал. Пока США и Франция пытаются демонстрировать единство позиций и
подходов. Следует отметить, что это действительно так, но единство позиций и
подходов в части технологий урегулирования конфликта, сценариев и схем
урегулирования не означают единства целей. США и Франция стремятся усилить свои
позиции в Каспийском бассейне, особенно, после того, как Франция укрепила
позиции своего капитала в нефтебизнесе в Западном Казахстане (месторождение
Качаган).
По прогнозам европейских аналитиков, ближайшее десятилетие
ознаменуется повышением уровня геополитического и геоэкономического
соперничества между США и Францией–Германией. Вполне понятно, что без
значительного политического влияния в Каспийском бассейне сложно отстаивать
экономические интересы и успешно осуществлять инвестиционные программы.
Франция, которая с самого начала проникновения западного капитала в Каспийский
бассейн оказалась вытесненной из нефтяного бизнеса, стремится теперь
параллельно обеспечить свое политическое и экономическое влияние.
Урегулирование карабахского конфликта позволит Франции заявить о своем
значительном политическом присутствии в регионе.
США стремятся проигнорировать Россию и ее интересы в
процессе карабахского урегулирования. Впервые это делается американцами
совершенно неприкрыто. На саммите в Ки-Уэсте Россия присутствовала, практически,
как наблюдатель. Россия очень неуютно чувствовала себя в этой роли и избрала
ложный путь минимального участия в процессе урегулирования, которое происходит
на чужом поле. Выжидательный подход России всем вполне понятен и имеет свои
преимущества в создавшейся ситуации. Однако не ясны перспективы и место России
в будущем раскладе сил в регионе.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что США не обладают
эффективными инструментариями, позволяющими оказывать давление, например, на
Армению, прежде всего, по вопросам ее безопасности и ряду национальных проблем.
США не будут осуществлять политического и экономического давления на Армению,
возможно, только некоторое дипломатическое заявление. Армения это хорошо
понимает и рассчитывает на это в своей политике. Это понимает и Азербайджан,
поэтому то он и стремится добиться ощутимых результатов на данном этапе
процесса урегулирования.
В Абхазии сложилась новая ситуация в связи с признанием ее
суверенитета. Практически уже давно не происходит процесса урегулирования.
Грузия находится в состоянии политического и экономического упадка, и
грузинская политическая элита не в состоянии переосмыслить технологии и подходы
в решении абхазской проблемы. Политическое руководство Грузии и ведущие силы
оппозиции продолжают придерживаться принципов территориальной целостности и
статуса автономии для Абхазии, что возвращает ситуацию к советскому периоду.
Политические группы в Грузии, предлагающие раздел Абхазии между грузинами и
абхазами, занимают маргинальное положение в грузинском истеблишменте. Абхазы не
пойдут на раздел Абхазии, так как при этом они теряют значительный ареал
абхазского населения в Очамчире, контроль над Ингури ГЭС, выгодную
оборонительную позицию по реке Ингури и земледельческий равнинный Гальский
район.
Абхазия все больше интегрируется в Россию, и так или иначе
Россия должна была согласиться на создание правовых оснований отношений с
Абхазией. Очень многие наблюдатели на Западе склоны представлять, что на данном
историческом этапе Абхазия утрачена для Грузии. Кроме того, ни Россия, ни
Турция не заинтересованы в разблокировании сухумского «прохода».
Вопреки многим экспертным оценкам, Грузия стремится не
прерывать обязывающие политические контакты с Россией и готова начать новый
диалог, в том числе, подписать новый договор о сотрудничестве. Вместе с тем,
российские базы и процесс их вывода остаются единственным аргументом Грузии в
отношениях с Россией. Но твердое решение Грузии вступить в НАТО делает
перспективы сближения позиций с Россией призрачными.
Грузинские конфликты, за исключением проблемы Аджарии, никак
не сопрягались с нефтяными интересами Запада, что обусловливало столь
ограниченное инициирование им процесса решения данных проблем. После абсорбции
Батумско-Супсинского транспортного узла и всей Аджарии, как наиболее важной
геополитической и геоэкономической «точки», Великобританией, проблемы Южной
Осетии и Абхазии еще более были деактуализированы. Все декларации США и
Европейского Союза сводятся к имитации процесса урегулирования. Все, что не
вмещается в логику и проблемы безопасности энергетического комплекса, не
рассматривается как серьезная проблема.
Политика России на Южном Кавказе стала более осмысленной,
многонаправленной и многофакторной. Самой сильной стороной новой политики
России в этом и в других регионах СНГ стала приоритетность экономической и
геоэкономической политики, в сфере которой у России оказались несомненные
преимущества. Важным представляется то, что Запад выяснил, что Кавказ и
Центральная Азия геополитически специфичные регионы. Они являются внутренними
регионами Евразии, и господство России, Турции и Китая здесь очевидно. Вместе с
тем, любые попытки России решить карабахскую проблему без участия Запада будут
провалены американцами при поддержке европейцев.
Следует отметить, что часть американских и европейских
экспертов считает, что США и Европа, несмотря на активность, не имеют четко
разработанного плана проникновения и контроля над данными регионами. Создается
впечатление, что ни США, ни Европа не собираются проводить в этих регионах
последовательную, многошаговую политику. Время от времени будет проводиться
политика «многосложных» и «хитроумных» проектов, направленных на достижение
своих целей. Вместе с тем, некоторым государствам этих регионов, вопреки Западу
и России, удавалось проводить относительно самостоятельную внешнюю политику.
Следует отметить, что часть консервативно настроенных
экспертов Запада считают, что Южный Кавказ не столь ценный регион, к которому
стоит проявлять повышенное внимание. По проблемам урегулирования конфликтов в
Южном Кавказе и в Центральной Азии эксперты придерживаются достаточно
консервативных взглядов, что чрезмерное вмешательство Западного сообщества в
данные регионы нецелесообразно и весьма опасно. По их мнению, до сих пор путем
мирного урегулирования и исходя из принципов права не удалось решить ни одну
региональную проблему, разрешить ни один конфликт. Более того, начиная с мирных
подходов процесса урегулирования, Запад вынужден непременно применять силу, что
в ряде мест вообще не представляется возможным, и конфликты получают дальнейшее
развитие. По мнению экспертов, конфликтные ситуации не сворачиваются, а
находятся на первых стадиях. Имеется значительный конфликтный потенциал, и
вмешательство в эти регионы может привести к военно-политической катастрофе для
Запада. В настоящее время применение военной силы в очагах конфликтов на
Кавказе и в Центральной Азии вообще невозможно. Вообще применение сил быстрого
реагирования в столь глубинных регионах вообще проблематично. Запад должен
оказать военно-техническую и финансовую помощь таким государствам, как
Узбекистан и Таджикистан, выработать подходы в части борьбы с терроризмом с
радикальными движениями в отдаленных и особенно глубинных регионах, но не
должен системно участвовать в военных операциях. Видимо, одной из важных задач
является зарезервировать вариант оправдания и выигрышной ситуации для США,
после того, как, скорее всего, окончательно выяснится, что процессы
урегулирования провалены (США необходимо с честью выйти из данной ситуации).
Скорее всего, после исчерпания диалога, когда выяснится, что
взаимные предложения не приемлемы, США попытаются продлить иллюзию процесса
переговоров и предложат Минской группе и ООН начать разработку новых
предложений, и в этом случае вновь может стать активной Россия, у которой
появятся новые возможности обозначить свое политическое присутствие. В Европе у
многих создается впечатление, что данный этап переговоров приблизил регион к
войне, и вполне вероятно возникновение военных действий с начала небольшого
вооруженного конфликта или в момент ожидаемой дезорганизации власти в
Азербайджане. По абхазской проблеме, эксперты однозначно высказываются как о
тупиковой ситуации, которая не имеет перспектив к разрешению в ближайшее время.
Воля политического руководства Грузии парализована, и оно не в состоянии
предложить новые подходы и принципы в урегулировании абхазской и других
конфликтов. Абхазская проблема не рассматривается ни в одной из возможных арен
урегулирования конфликтов в мире. В настоящее время ни США, ни ЕвроСоюз не
заинтересованы в активизации процесса урегулирования в Абхазии. Важным фактором
этой незаинтересованности является то, что на Западе нет понимания того, на что
способно политическое руководство Грузии в политико-дипломатической сфере. Активизация
процесса урегулирования абхазской проблемы может нанести значительный
политический ущерб режиму М.Саакашвили и потребовать от Запада новых
дополнительных усилий и, кроме того, приведет к усилению конфронтации с
Россией, что особенно не в интересах ЕвроСоюза. В политических кругах Европы
можно услышать, что рассмотрение абхазской проблемы предполагается после
урегулирования карабахского конфликта. Остается непонятным, насколько эти
намерения серьезны.
Политика Великобритании на Кавказе и в Каспийском бассейне
является в настоящее время приоритетной. Великобритания имеет в этом регионе
особые интересы. Насколько было возможно, Лондон обозначил свое политическое и
экономическое присутствие в части разработки и транспортировки нефти, в
некоторых небольших экономических проектах, в участии в программе НАТО
«Партнерство во имя мира». В целом, Великобритания идет в фарватере
американской политики, рассчитывая на политические возможности США. У
Великобритании почти нет никаких экономических интересов в Грузии и в Армении,
но принципиальные интересы имеются в Азербайджане и в Западном Казахстане, но и
они не могут никак сравниться, например, с интересами в Ираке, на Ближнем
Востоке, в Юго-Восточной Азии и, конечно же, в России. В политических,
аналитических и в военных кругах Великобритании сложилось мнение, что в
Центральной Азии и в Южном Кавказе нет стабильной политической ситуации, и эти
регионы характеризуются большим уровнем рисков, чем принято считать в США или в
Европе.Каспийский бассейн, особенно,
его северная и южная окраины характеризуется плохой геологической изученностью,
что привносит неуверенность в имеющиеся проекты по разработке нефти и газа.
Нефтяные компании нередко пытаются выдать технологические риски за
политические, чтобы обвинить свои правительства в недостаточном обеспечении
безопасности их бизнеса.
На самом деле, США и Великобритания, а также их ведущие
компании не рассматривают каспийский бассейн как приоритетный в разработке
нефти и газа. Газовые месторождения Ирана и Туркменистана имеют большее
значение для Европы, чем нефтяные месторождения каспийского бассейна. В
настоящее время не существует достаточно разработанного стратегического плана,
отражающего энергетические интересы США и Великобритании в каспийском бассейне
на более отдаленную перспективу. На данном этапе развитие конструкции
энергетического комплекса в регионе уже завершено и требует лишь незначительных
добавлений. В западном направлении будет транспортироваться до 130 – 160 млн.
тонн нефти и около 8 – 10 млрд. куб.м. природного газа, но при наиболее
благоприятных условиях, на протяжении относительно недлительного времени –
20–25 лет. Новым толчком к развитию энергетического комплекса могут стать
ресурсы природного газа в Туркменистане, особенно, после политических событий,
связанных со смертью президента Т.Ниязова. Можно лишь сказать, что США и
Великобритания пытаются согласовать свою позицию по проблемам каспийского
бассейна. Между ведущими нефтяными компаниями США и Великобритании также не
наблюдается заметных противоречий по этому региону.
С решением вопроса о сооружении газопровода NABUCCO будет
завершено формирование энерго-транспортной системы в регионе. Данный проект не
менее драматичен, но, скорее всего, он не отразится на усилении конфликтности в
Южном Кавказе. Запад, Россия, Иран и страны регионов прошли период острой
борьбы в сфере геоэкономики и научились более спокойно решать подобные вопросы.
Подрыв плана сооружения «Южного потока», несомненно, приведет к некоторым
конфронтационным шагам России в отношении Грузии и Азербайджана, на этот раз, в
особенности Азербайджана, но эти отношения будут осуществляться в рамках
взаимной ответственности.
Возможно, в последние годы, особенно, после завершения
сооружения нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, произошли некоторые изменения
в намерениях США и Великобритании. Если ранее США и Великобритания вовсе не
пытались форсировать добычу нефти на месторождениях Каспийского моря,
рассматривая их как резервные на будущие десятилетия, с учетом высокой
себестоимости их добычи и транспортировки, то ситуация изменилась и возникли
новые задачи по нефтяным ресурсам Каспия. Видимо, имеются намерения ускорить и
нарастить добычу нефти. Такая возможность имеется только в Западном Казахстане,
но это обстоятельство затронет и Южный Кавказ как транзитный регион. Рассуждая
о многовекторной системе транспортировки нефти и газа из каспийского бассейна,
нужно иметь в виду, что речь идет о достаточно отдаленной перспективе. В
настоящее время в данном регионе и в заинтересованных государствах нет
финансовых, инвестиционных и политических условий для решения этой задачи. Для
этого должна измениться в значительной мере и энергетическая ситуация в мире.
Сейчас многие ожидают экономических и политических результатов работы
нефтепровода Тенгиз – Новороссийск. От этого будет зависеть многое в принятии
правительственных решениях и в планах нефтекомпаний. Следует отметить, что в
данный проект заложены весьма высокие параметры эффективности работы.
Великобритания стала инициатором долговременной концепции
мультивекторной транспортировки нефти и газа Каспийского бассейна, несмотря на
то, что в совершенном мире данный проект может быть осуществлен только
американцами. Данная концепция получила признание после восстановления
дипломатических отношений между Великобританией и Ираном. На реализацию данной
концепции пока не затрачивается значительных финансовых и политических
ресурсов, но попытка карабахского урегулирования представляется первым и
интересным элементом данной концепции. В этом смысле Великобритания, не являясь
сопредседателем Минской группы, играет важную роль в формировании подходов и
принципов системного отношения к кавказско-каспийскому региону.
Вместе с тем, Великобритания сыграла существенную роль на
кавказско-каспийской политической арене. Она первой стала серьезно заниматься
геолого-разведывательной и эксплуатационной деятельностью на Каспийском шельфе,
первой обеспечила транспортировку нефти по маршруту Баку – Супса, впервые тесно
увязала важнейшие экономические и политические решения руководства Грузии и
Азербайджана. Великобритания восстановила дипломатические отношения с Ираном.
При этом, ставя приоритетные экономические задачи и цели, Великобритания
сыграла важную роль в обеспечении безопасности и мира в данном регионе.
Некоторые СМИ приводят материалы о якобы имеющих место тайных договорах между
правительством Азербайджана и «БиПи» (а также другими британскими нефтяными компаниями),
к которым причастно британское правительство. Но это обычные экономические и
политические договоренности, которые сакрализируются в связи с нефтяными
интересами и карабахским конфликтом. Тем не менее, Великобритания выступает
теневым инициатором активизации процесса карабахского урегулирования, что, так
или иначе, приводит к усилению конфронтации.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.