Понедельник, 25.11.2024, 17:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Август » 5 » Конфронтация с Россией грозит Грузии потерей новых территорий
Конфронтация с Россией грозит Грузии потерей новых территорий
00:09

Analitika.at.ua. Интервью депутата Национального собрания Армении, председателя земляческого союза «Джавахк» Ширака Торосяна агентству АрмИнфо.

 

Г-н Торосян, на днях в ходе встречи со своим азербайджанским коллегой президент Грузии Михаил Саакашвили в очередной раз озвучил идею создания конфедерации с Азербайджаном. Насколько это реально, и какую цель преследует грузинский лидер?

 

Мне кажется, что инициатива, выдвинутая Саакашвили в ходе встречи в Батуми с Ильхамом Алиевым, никогда не может реализована. Я считаю это ситуативным заявлением, не имеющим реальных перспектив осуществления в будущем, но оно призвано решить ряд задач. Имея серьезные проблемы с Россией, грузинское руководство находится в поисках средств нейтрализации т.н. «российской угрозы». Очевидно, что кроме тесных контактов с Западом, он стремится привлечь на свою сторону соседей. Формально, предлагая создать конфедерацию с Азербайджаном, президент Грузии имеет в виду, в первую очередь, альянс экономического характера, связанный, в частности с транзитом азербайджанских энергоносителей по территории Грузии. Но в действительности, в намерении Саакашвили установить конфедеративные отношения есть и политическая подоплека. У Тбилиси существует проблема Абхазии и Южной Осетии, схожую проблему имеет и Баку в вопросе Нагорного Карабаха. Неслучайно грузинская сторона неоднократно заявляла о том, что карабахский конфликт должен быть урегулирован в соответствии с принципом «территориальной целостности» Азербайджана. Это открытая демонстрация позиции, отвечающей интересам Тбилиси.

 

И в этом плане, я думаю, что инициатива направлена также против Армении, что полностью вписывается в контекст армяно-азербайджанского и российско-грузинского противостояния.

 

Но вместе с тем должен отметить, что Грузия никогда не сможет втянуть Азербайджан в антироссийскую игру - такой сценарий полностью исключается. У Баку существуют свои интересы в отношениях с русскими, и вообще ему сегодня далеко не выгодно их ухудшение. Азербайджан развивает серьезные отношения с Москвой, которые почти находятся на уровне стратегического партнерства, и принести это сотрудничество в жертву грузинским интересам – дело абсурдное.

 

Чем наверное и объясняется отсутствие у Алиева энтузиазма по поводу идеи создания конфедерации..

 

Действительно, Алиев очень сдержанно отреагировал на эту идею Саакашвили, который озвучил ее на совместной пресс-конференции. То же самое можно сказать об азербайджанских политологах и экспертах, которые, конечно, приветствуют эту инициативу, считают ее положительной, придают ей антиармянские оттенки, но которые отмечают, что конфедеративные отношения между Баку и Тбилиси будут формироваться в конкретных аспектах. Таким образом, по их мнению, это будет не конфедерацией в глобальном смысле этого слова, а установление стратегического партнерства по целому ряду вопросов. В этом контексте главной целью, преследуемой Баку, является вытеснение Армении в коммуникационную периферию в регионе, ее изолирование, и с точки зрения Баку возможный азербайджано-грузинский союз полностью оправдывает себя. Должен также отметить, что инициатива создания конфедерации не является новой – с аналогичным предложением меньшевистская Грузия выступила и в 1919 г., но по понятным причинам она так и осталась идеей.

 

Что же касается отношений Грузии и Армении в этом контексте, то я считаю, что общих интересов между нашими странами много, и здравомыслящие политики прекрасно это осознают. Конечно, формально отношения между Ереваном и Тбилиси - лучше не бывает, но в реальности, анализируя действия Тбилиси, нетрудно заметить его стремление маргинализировать своего южного соседа.

 

Парламент Грузии принял закон, фактически дающий возможность приватизации грузинского участка газопровода «Север-Юг». На Ваш взгляд, кто в конечном итоге приобретет газопровод – Москва или Баку? Каково соотношение их возможностей?

 

Я думаю, что Грузия будет заигрывать между двумя потенциальными покупателями, стремясь извлечь максимальное количество дивидендов. Но с учетом того, что львиная доля энергоресурсов в регионе находится в распоряжении России, то последняя приложит все усилия, чтобы овладеть данным отрезком газопровода. В конце концов, если проходящий через трубу газ поступает из России, то следовательно, эксплуататор трубы, автоматически становится зависимым от России. С этой точки зрения было бы целесообразно, если бы именно Москва стала владельцем газопровода. Сегодня многие политологи и эксперты в Армении опасаются перспективы приобретения Азербайджаном грузинского участка трубы, но думаю, что реальной угрозы оно не содержит. Во-первых, как известно, существуют жесткие правила использования газопровода, т.е. Баку не сможет использовать его, чтобы надавить на Армению, во-вторых, у нас есть альтернативная труба Иран-Армения, которая в случае необходимости, вполне способна заменить газопровод «Север-Юг».

 

В последнее время в зарубежных СМИ активно муссируются слухи о том, что Москва и Вашингтон пришли к определенному консенсусу в вопросе Грузии. Насколько это вероятно, и какой будет политическая судьба Саакашвили в этом случае?

 

Вообще, анализируя итоги правления Саакашвили, возникает справедливое ощущение, что никакой пользы Грузии и ее народу он не принес. Он начал ряд реформ, но не довел их до логического конца, и ощутимых результатов они не дали. Во внешней политике он потерпел полное фиаско, так как проблема номер один Грузии была решена в ущерб ей. Я имею в виду вопрос Абхазии и Южной Осетии, которые, думаю, навсегда потеряны для Тбилиси. И если грузинский президент продолжит нынешний курс, то, я уверен, что он столкнется с новыми вызовами. А потенциальных очагов конфликтов в Грузии много – это и Аджария, и Мингрелия, и Квемо-Картли, которые в любой момент способны расшатать и без того хрупкую стабильность государства.

 

Грузия нуждается в правильном внешнеполитическом курсе. Вражда с Россией ничего положительного Грузии не сулит, и я надеюсь, что Тбилиси впредь будет проводить политику комплементаризма. Определенные признаки сегодня уже намечаются. Примечательно, что о необходимости налаживания отношений с Москвой недавно заявил и экс-президент Эдуард Шеварнадзе, который отметил, что ключи к решению проблем в регионе находятся в руках России.

 

Вместе с тем, Саакашвили сегодня хочет удержать свою власть, и в настоящее время в повестку дня парламента внесен проект изменений в Конституцию страны. Согласно этим изменениям, форма правления страной должна стать парламентской. В этом случае правительство подотчетно не президенту страны, а парламенту. Саакашвили будет стремиться обеспечить поддержку большинства членов парламента, став премьер-министром, и таким образом сохранить власть в своих руках. Процесс уже стартовал, но даст ли он результаты, зависит как от грузинского народа, так и от глобальных игроков. Если последние закроют глаза на внутриполитические процессы, то Саакашвили сможет осуществить свои планы с помощью фальсификации выборов.

 

На фоне серьезных подвижек в формировании демократических институтов в Грузии, в джвахкской проблеме воз и ныне там. Чем можно объяснить этот факт, и можно ли говорить о пассивности международных структур в решении данного вопроса?

 

Это не безразличие как таковое, а конкретная политика. Провозгласив Грузию «оплотом демократии» в регионе, Запад закрывает глаза на действия режима Саакашвили, в том числе и из-за того, что он проводит антироссийскую политику. Мне кажется, что стереотип «демократа-Саакашвили» в скором времени будет разрушен. Сегодня в европейские организации поступает энное количество жалоб от рядовых граждан Грузии. Все эти жалобы связаны с ущемлением прав граждан со стороны властей, притеснениями нацменьшинств, незаконными судебными процессами над политическими деятелями, в частности, джавахкским политическим активистом Ваагном Чахаляном. Я думаю, что в один прекрасный день созреет необходимость поднять вопрос доверия к власти.

 

А какой должна быть позиция официального Еревана в джавахкском вопросе?

 

Если мы имеем транзитную зависимость от Грузии, то, в свою очередь, она также зависит от нас именно в связи с проблемой в Джавахке. Это очень сильный козырь в руках Армении. Используя коммуникационную зависимость Армении, Тбилиси пытается устранить джавахкскую проблему посредством деарменизации региона, рассчитывая на молчаливое согласие Еревана. После этого, считают власти Грузии, Джавахк не сможет быть политическим фактором. Но я думаю, что в повестке дня официальных отношений с Тбилиси руководство РА должно постоянно акцентировать свое внимание на джавахкском вопросе. Если там будут проживать армяне, то руки Тбилиси будут связаны, и, наоборот, деарменизация грозит усилением произвола Грузии в выполнении своих функций как транзитера.

 

Ашот Сафарян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 872
Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru