Главная » 2011»Январь»27 » Конъюнктурные колебания Азербайджана и ситуация в регионе
Конъюнктурные колебания Азербайджана и ситуация в регионе
00:32
Analitika.at.ua. Южный Кавказ в последние годы стал фактически одной из
ключевых зон геополитического противостояния в мире: на этот регион
ориентированы приоритетные интересы главных субъектов современного миропорядка.
Понятна и объективная мотивация их интересов - уникальность геостратегического
положения региона и доступ к значительным энергоресурсам. Существующая же здесь
сложная сеть реальных и потенциальных конфликтов облегчает державам возможности
манипулирования ситуацией в регионе. Все это служит превращению региона в
полигон конфронтации различных интересов. Как следствие, состояние и
перспективы региона определяются во многом "суммарным" влиянием
внешних факторов, а не желанием самих кавказских народов. Несовпадение и даже
полярность интересов держав усложняет геополитическую ситуацию и удерживает
регион в состоянии неопределенности. При этом, наличие конфликтов и рост
энерго-транзитной значимости Южного Кавказа повышают остроту геополитической
борьбы за доминирование в регионе. Россия контролируемыми конфликтами и военным
присутствием в регионе стремится сохранить рычаги давления на ситуацию, а Запад
активным энергетическим внедрением пытается оттеснить её на периферию. Вплоть
до середины 2008 года эти два параллельных и конкурирующих геополитических
потока "мирно" сосуществовали, благодаря чему, в регионе царила
ситуация динамичного равновесия, служащая оплотом хрупкой безопасности.
После событий августа 2008 года в Грузии ситуация в
значительной мере изменилась. Зыбкая конфигурация безопасности оказалась
разрушенной, а геополитическое противостояние в регионе перешло вновь в опасную
и неопределенную фазу. Южный Кавказ вновь стал ареной острой геополитической
борьбы значимых фигур мировой политической системы (США, ЕС, НАТО, Турции, с
одной стороны и России, Ирана, ОДКБ, с другой) за обеспечение доминирующего
контроля над политико-экономическими процессами, ресурсами,
транспортно-энергетическими маршрутами и имеющимися в регионе конфликтами. С
2008 года Россия начала затяжную "газовую осаду" Азербайджана и
военно-политическую атаку на Грузию, стремясь остановить прозападный дрейф этих
стран и скорректировать геостратегическую конфигурацию Южного Кавказа под стать
своим интересам. В свою очередь Запад - усилиями США, ЕС, НАТО, ТНК и Турции -
начал сложную контр-игру по защите своих геополитических, военных и энергетических
интересов в регионе. Если Москва сосредоточила основной удар на Грузии -
форпосту США, ЕС и НАТО на Южном Кавказе, то Запад сделал главной задачей
переманивание на свою сторону Армении - форпоста России в регионе.
Одновременно, Запад и Россия стали предпринимать в последние годы активные шаги
для включения в орбиту монопольного влияния Азербайджана - в силу своего
положения и потенциала самого значимого субъекта Южного Кавказа, проводящего, в
отличие от соседей, более осторожную и сбалансированную внешнюю политику.
Таким образом, острая борьба за новую конфигурацию
безопасности, за новый миропорядок на Кавказе вступила в новую фазу. В схватку
между державами и их альянсами активно втянуты и сами субъекты Южного Кавказа.
Причем они зачастую ориентируются на разные геополитические альянсы и
отстаивают различные проекты безопасности и интеграции региона. Все это создает
предпосылки для роста напряженности и привносит импульс неопределенности в
геополитические перспективы региона. Кавказ манипулиpуется опасными
конфронтационными процессами и при этом, внутри каждой кавказской страны
имеются политические центры сил, ориентированные на конфликтующие
геополитические альянсы. Ситуация провоцирует негативные импульсы, углубляющие
сепаратизм и нестабильность. Плюс - не сняты угрозы новых конфликтов и войн. По
этой причине крайне трудно предсказать развитие ситуации.
Как показали события последних двух лет, именно динамика и
сложные коллизии отношений в треугольнике
"Турция-Армения-Азербайджан", а также в опоясывающем его более
масштабном треугольнике "США - Франция (Евросоюз) - Россия", оказали
и продолжают оказывать самое значимое воздействие на общую динамику
политических процессов в регионе. В том числе и на чувствительную сферу
внешнеполитических приоритетов официального Баку.
В последние годы власти Азербайджана старательно
осуществляли мультивекторный внешнеполитический курс, маневрируя между
конкурирующими военно-политическими, энергетическими, экономическими и прочими
интересами основных геополитических субъектов. Такой конъюнктурно
сбалансированный курс приносил официальному Баку реальные
политико-экономические дивиденды и до недавнего времени в целом устраивал всех
ключевых партнеров (США, ЕС, НАТО, Россию, Турцию, Иран). В отличие от
однозначно "геополитически маркированных" соседей (пророссийской
Армении и прозападной Грузии), Азербайджан представляет собой некую модель
"общего государства", обслуживающего в контексте собственных
тактических целей интересы чуть ли не всех заинтересованных игроков. Благодаря
такой конъюнктурно вариабельной и прагматически мультиориентированной политике
Азербайджану в течение последних лет удавалось позиционировать себя в различных
и зачастую несовместимых ипостасях:
- осуществлять в рамках Совета Европы, Евросоюза, НАТО, ГУАМ
прозападный курс и одновременно налаживать мосты активного сотрудничества с
"оппонирующими" Западу режимами внутри СНГ и в различных регионах
мира,
- участвовать в альтернативных энерготранзитных проектах
Запада и вместе с тем углублять энергетическое партнерство с Москвой и Ираном,
- интенсифицировать стратегические отношения с Турцией в
рамках формулы "один народ - два государства" и в то же время прямо
или косвенно препятствовать усилению турецкого фактора в
социально-экономической и общественной жизни страны,
- углублять сотрудничество с исламским миром и одновременно
блокировать всеми доступными средствами усиление исламского фактора внутри
страны,
- активно содействовать обновлению и модернизации всех сфер
жизни в стране и при этом цепляться за отжившие советские стили, формы, методы
работы и управления,
- имитировать приверженность демократическим принципам и в
полном противоречии с этим наращивать очевидные антидемократические тенденции.
Пока сохранялся определенный баланс (равновесие) между
конкурирующими геополитическими интересами в регионе, такая политика
официального Баку давала возможность для конъюнктурного маневрирования и
приносила реальные дивиденды. Вместе с тем, в связи с тенденцией роста
геополитической значимости кавказско-каспийского ареала и усиления в самое
последнее время роли Запада (США, ЕС, Турции) в борьбе за доминирование в
регионе, возможности для конъюнктурного маневрирования постепенно сужаются,
обрекая "блуждающие" страны (в частности, Азербайджан) на выбор более
четкой внешнеполитической парадигмы развития. По мере реализации глобальной
"коридорной стратегии" Запада, предполагающей "геополитическую
перезагрузку" ситуации в регионе, урегулирование всех имеющихся конфликтов
и разблокирование границ, ресурсов для проведения равноудаленной и
равновыгодной мультивекторной политики будет становиться объективно всё меньше.
События показывают, что Южный Кавказ реконфигурируется в первую очередь для
реализации глобальных энергетических, транспортно-коммуникационных и геостратегических
целей - как единый диверсифицированный коридор. В этом контексте, прагматичный
мир заинтересован в постепенном (поэтапном) снятии всех конфликтов (в
частности, темы геноцида, карабахской проблемы, иранской угрозы и т.д.), во
многом уже сыгравших свою геополитическую роль, с тем, чтобы ЮК стал эффективно
работающим коридором. Так что, страны региона не могут не учитывать императивы
этой "коридорной логики".
Тем удивительнее наблюдать в последнее время демонстративный
рост антизападных выпадов и явных промосковских реверансов в риторике и в
политическом поведении представителей правящей элиты Азербайджана. Все чаще в
официальных СМИ и в выступлениях представителей азербайджанского истеблишмента
озвучивается недовольство политикой западных стран и влиятельных международных
организаций. Почти на "ровном месте" предпринимаются порой активные
шаги к ухудшению имиджа Турции и отношений с этой страной. На фоне активизации
политико-экономического и энергетического партнерства с Россией и Ираном, сохраняется
двусмысленность и неопределенность в отношении проекта Набукко, перспектив
членства в ЕС и НАТО.
В определенном смысле, такое поведение власти можно
воспринимать как обычную тактическую игру и защитный маневр от взросшего
"демократического прессинга" Запада, периодически практикуемые и в
прежние годы. Вместе с тем, в прежние годы флирт с Москвой и пренебрежение
требованиями Запада никогда не заходили столь далеко. Конъюнктурные
внешнеполитические колебания официального Баку усилились после "грузинских
событий и "газового шантажа" Москвы. Они приобрели особенно нервный и
зачастую "демаршевый характер" в контексте турецко-армянского диалога
и активизации переговорного процесса по урегулированию карабахской проблемы.
Риторика и поведение официального Баку всё чаще стали демонстрировать
нетерпимое раздражение к США, Западу и даже Турции, на фоне подчеркнуто
лояльного и конструктивного отношения к России, Ирану и иным возможным векторам
сотрудничества. Исходя из фактов роста антизападной риторики, периодических
эксцессов с Турцией и демонстрируемой готовности к энергопереориентации на
север, юг или восток, многие поспешили заявить о ревизии внешнеполитического
курса страны.
Вместе с тем, наблюдаемая конъюнктурная динамика
внешнеполитических колебаний официального Баку пока ещё не дает оснований для
выявления каких-то устойчивых тенденций, позволяющих говорить о реальной
ревизии геополитических ориентаций. Демонстративный и "демаршевый"
характер многих действий или заявлений официального Баку как раз таки свидетельствует
о превалировании имитационно-ролевого начала и конъюнктурных тактических
соображений. Правда, у любого имитационно-ролевого поведения есть одно опасное
свойство - при частом повторении оно может закрепиться, пустить глубокие корни
и постепенно трансформироваться в реальное поведение. Так как определенная
часть правящей элиты Азербайджана по своей политической ментальности не очень
настроена на углубление партнерства с Западом и Турцией, то сохраняется риск
использования ею тактических игр для ревизии внешнеполитического курса страны.
Стратегическое усиление роли Турции, США и ЕС в регионе (и в решении проблем
Азербайджана) пугает эту часть правящей элиты, так как может изменить
внутриполитическую и внешнеполитическую конфигурацию курса страны в
дискомфортном для неё направлении. Поскольку же геополитические и
энергетические игры в регионе далеки от завершения, а последующее развитие
турецко-армянского диалога и карабахского урегулирования чреваты новыми
непредсказуемыми коллизиями, то это способно спровоцировать официальный Баку на
очередные "демаршевые действия", которые, в свою очередь, могут
значимым образом повлиять на внешнеполитические приоритеты страны. А также на
весь ход событий в регионе. Зафар Гулиев, Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.