Среда, 24.04.2024, 19:31
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 4 » Константин Затулин: Петербургские предложения стали для Алиева последней каплей
Константин Затулин: Петербургские предложения стали для Алиева последней каплей
00:15

Analitika.at.ua. Интервью первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директора Института стран СНГ Константина Затулина информагентству АрмИнфо.

 

Константин Федорович изменила ли ситуацию в карабахском урегулировании Петербургская встреча и заявление президентов США, РФ и Франции в ходе саммита в Канаде?

 

Думаю, что ситуация все-таки не является статичной. А наиболее важным событием за последнее время, на мой взгляд, стала не трехсторонняя встреча в Петербурге со всеми ее плюсами и минусами и даже не печальный факт азербайджанской диверсии, а все-таки заявление президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ сделанное в рамках саммита «восьмерки» в Канаде. Заявление это очень важно, хотя бы потому, что на фоне конфликтов и войн, существующих сегодня в мире, президенты этих ведущих стран «восьмерки» избрали тему именно Нагорного Карабаха для своего заявления. Мне кажется это важным в контексте происходящего обострения ситуации в регионе, пропагандистских, милитаристских речей, которые в последнее время особенно участились с азербайджанской стороны.

 

А в Баку это приняли к сведению?

 

Думаю, что в Баку возникло серьезное беспокойство в связи с армяно-турецкими отношениями и, развив пропагандистское наступление на Турцию и добившись фактического срыва армяно-турецкого процесса, Азербайджан в определенном смысле закусил удила и решил, что, развивая эту тему, он сможет склонить мировое сообщество в пользу своего варианта решения карабахского конфликта. А поскольку уверенности в этом у Баку нет, то продолжается и военная риторика. В этом плане заявление трех президентов чрезвычайно важно, так как подчеркивает то, что их внимание приковано к этому региону и Россия, США и Франция не будут поощрять попытку военного решения карабахской проблемы. При этом, несмотря на то, что позиции стран-сопредседателей не полностью совпадают с официальной позицией армянской стороны, тем не менее, они намного ближе к позиции армянской стороны чем, безусловно, позиции Азербайджана. Я говорю это, так как сопредседатели очень четко разделяют вопросы территорий и самого Нагорного Карабаха, отдельно оговаривают вопрос коридора между НКР и Арменией, и, наконец, упоминают проведение референдума с участием беженцев, не во всем Азербайджане, а именно в Нагорном Карабахе.

 

То есть, это заявление исходит из интересов армянской стороны?

 

Принятие этого заявления для Армении действительно важно и выгодно, при этом, оно, безусловно, нервирует Азербайджан, даже если допустить, что сценарий, который предлагают сопредседатели, автоматически предусматривает вопрос сдачи территорий и предоставления статуса Карабаху. Если бы страны-сопредседатели взяли на себя гарантии, и было бы четко сказано, что референдум пройдет в сжатые, четкие сроки, а не затянутые до бесконечности, это бы почти соответствовало интересам армянской стороны. Так как, по сути, это бы означало ту самую сделку статус в обмен на территории, которая является вполне реальной, хотя на пути ее стоят эмоциональные и всякие другие предрассудки как армянской, так и азербайджанской стороны. Я считаю, что вариант, когда НКР обретает независимость, а Армения получает коридор, связывающий ее с Карабахом, отдавая взамен территории вокруг Карабаха, является для Армении и Нагорного Карабаха вполне приемлемым. Вопрос в том, насколько в этом случае будет необходимо введение миротворческого контингента в регион, думаю, что это будет зависеть от уровня доверия между сторонами.

 

Последняя азербайджанская диверсия мало располагает к возникновению такого доверия…

 

К сожалению, у меня гораздо меньше оптимизма, когда я рассматриваю позицию Азербайджана, я вижу, что в Баку не готовы к такому разговору, о чем свидетельствуют некоторые нервные выходки со стороны Азербайджана. Прежде всего – это военный инцидент, это необычайно нервная реакция на участие наблюдателей в ходе выборов в НКР, одной из жертв которой стал я сам. Я много раз участвовал в качестве наблюдателя, но подобная реакция Азербайджана была впервые. Тем самым Азербайджан идет по пути обострения ситуации, хотя в том же самом Северном Кипре проблем с общением турецкой и греческой общины нет. Кроме того, отмечу поспешное бегство Алиева из Петербурга, последовавшее после встречи с Медведевым и Саргсяном, которое произвело неблагоприятное впечатление.

 

Что такого ужасного могло быть сказано Алиеву в Петербурге?

 

Думаю, что речь шла о Кельбаджаре, что оказалось для Алиева последней каплей, которую он уже не смог перенести. То есть, речь шла не только о статусе НКР, но и о необходимости коридора. Но это, между прочим, было повторено уже после Петербурга президентами США, России и Франции в Канаде. То есть, эту точку зрения Азербайджан волей-неволей должен учитывать.

 

Какую роль в неуступчивости Азербайджана играет Турция, оказавшаяся в стороне от карабахского урегулирования после прекращения армяно-турецкого процесса?

 

Безусловно, Азербайджан надеется, что Турция будет стоять за его спиной во всем, что касается Карабаха. Тем более, что Турция заняла эту позицию пожертвовав своим имиджем в Европе, своими европейскими планами и своими хорошими отношениями со всеми спонсорами армяно-турецкого урегулирования. Поэтому азербайджанские надежды не беспочвенны, хотя я не представляю себе каким образом Турция, вопреки всем своим перечисленным планам и интересам может помочь Азербайджану в этом вопросе. Кроме того, между этими странами есть целая куча обстоятельств, которые не совпадают с интересами обеих стран. Например, Азербайджан не признает республику Северного Кипра, хотя Турция настаивает на ее признании. Кроме того, одним из способов проявления азербайджанского недовольства по поводу предпринятого им пропагандистского наступления по карабахскому вопросу стало предоставление 200 миллионного кредита Алиевым Лукашенко. Я думаю, что вряд ли Алиев пошел на этот шаг в условиях когда бы он был удовлетворен позицией России по карабахскому вопросу. Все в мире взаимосвязано, хотя Беларусь и не имеет никакого отношения к Карабаху. Это просто стало очередным демаршем Алиева.

 

Недавно состоялся визит Роберта Гейтса в Баку, в начале июля регион посетит Хиллари Клинтон. Откуда вдруг такое усиление интереса к нам?

 

Думаю, что на всех участников Минской группы исход армяно-турецкого урегулирования произвел крайне неблагоприятное впечатление. Кроме того, крайне важен тот факт, что Турция сорвала переговоры, фактически пойдя на поводу у Азербайджана. Просто так взять и отбросить в сторону то, что казалось важным и для американцев и для европейцев просто недопустимо. Кроме того, я думаю, что для США армяно-турецкое урегулирование было крайне необходимо еще и в контексте того, что оно давало Обаме возможность уклониться от выполнения своих предвыборных обещаний признать Геноцид армян. Он просто с чистой совестью говорил и мог и дальше говорить, что в условиях налаживания диалога между Арменией и Турцией, признавать Геноцид просто нецелесообразно. Теперь же Турция, заблокировав армяно-турецкий процесс, вырвала у него из рук такой козырь.

 

То есть, 24 апреля Обама уже не сможет говорить по-армянски?

 

Естественно. Поэтому я думаю, что на Западе объективно существует определенное раздражение позицией Турции, а также стремление развязать нагорно-карабахский узел. Оно существует и в России, так как для развития отношений с Арменией и Азербайджаном на свободной основе нам нужен мир между вашими странами. Так как развитие отношений Россией с Арменией ревностно воспринимается в Азербайджане и наоборот.

 

И все-таки, что могло значить упоминание Азербайджана в письме Обамы Алиеву исключительно в качестве транспортного коридора?

 

По-моему это вполне прагматическое выражение, призванное охладить какие-то эмоции в Азербайджане. По сути, это так, поскольку Азербайджан действительно важен для Запада как дорога к ресурсам Центральной Азии, как ресурсная база. А Центральная Азия и Азербайджан рассматриваются Западом в одном пакете, как возможность переустроить ситуацию в Евразии. Вот почему Азербайджан продолжает оставаться нужным Западу.

 

А визит Хиллари Клинтон в регион имеет другие причины?

 

Хиллари Клинтон является одним из тех авторов-политиков, которые поставили на армяно-турецкий процесс и его неоднократно комментировали. Сейчас же, после заявления президентов стран-сопредседателей такая поездка в регион вполне логична, хотя она и была задумана до него. Кроме того, Клинтон стремится почувствовать в какой мере эта и нагорно-карабахская проблема решаемы. В какой мере Армения и Азербайджан считают приемлемыми позиции Вашингтона по карабахскому урегулированию, что нужно сделать, чтобы ее приняли. Кроме того, обязательно будет обсуждаться вопрос отношений Армении, Грузии и Азербайджана с Ираном, поскольку американская администрация по-прежнему интересуется иранской проблемой, хотя и не зацикливается на ней по примеру прежней. Между прочим, Азербайджан важен для США не только как транспортный коридор, но и как коридор в случае обострения отношений с Ираном, особенно в контексте наличия в ИРИ многомиллионной азербайджанской общины.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 669
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru