Analitika.at.ua. На международной конференции в Степанакерте, посвященной
20-летию провозглашения НКР, среди прочих была представлена и статья кандидата
политических наук, доцента Хачика ГАЛСТЯНА "Косовский прецедент и
перспективы международного признания НКР". Вниманию читателя предлагается
заключительная, итоговая часть этого содержательного материала.
К КАКИМ ВЫВОДАМ МОЖНО ПРИЙТИ, ОБСУЖДАЯ КОСОВСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ?
Прежде всего следует констатировать, что нынешние тенденции в урегулировании
конфликта в Косово уже наложили свой отпечаток на ситуацию в конфликтных очагах
на постсоветском пространстве в том смысле, что полученный сторонами мощный
импульс стал проявляться в практической политике. А это означает, что время
"дипломатического жеманства", если можно так выразиться, прошло, и в
особенности армянские стороны должны вести наступательную дипломатию. Кстати,
со стороны политической элиты Армении уже прозвучали, по разным поводам,
заявления в поддержку вышеуказанной политики.
Другая важная особенность, которая чревата в будущем
масштабным эффектом, касается обстоятельства, которое один из российских
аналитиков охарактеризовал "сепаратизмом мигрантов". Дело в том, что
прецедент Косово - не столько проявление права на самоопределение, сколько
отражение того явления, когда оказавшиеся на территории другого народа мигранты
через сравнительно краткий исторический отрезок времени провозглашают здесь
свою независимость. Если и дальше следовать подобной логике, то, с учетом того
что в мире осталось очень мало моноэтнических государств, любое национальное
или этническое меньшинство в любой точке мира может попытаться провозгласить
рождение нового государства независимо от того, есть ли на то какие-либо
исторические, правовые, моральные и прочие основания. Это может привести к
хаосу, и очень большой вопрос, смогут ли в дальнейшем авторы этого прецедента
продолжать осуществление разработанной ими концепции "управляемого
хаоса"?
Другой важный вывод касается международно-правовых основ
урегулирования конфликтов. С течением времени все явственнее ощущается, что
решения ООН, ОБСЕ и других международных структур теряют свое значение и
авторитет. Чем дальше, тем принцип политической целесообразности берет верх над
правовой легитимностью. Именно с позиций целесообразности ООН в 1992 году
приняла в свой состав Азербайджан в советских границах. Ведь тогда мировое
сообщество было заинтересовано в первую очередь перспективами по возможности
спокойного, без потрясения, распада обладающего ядерным оружием Советского
Союза с исключением возможностей распространения этого самого оружия.
По вопросу Косово, как не раз подчеркивали эксперты,
провозглашение независимости было шагом, продиктованным целесообразностью, так
как эта проблема касалась границ Европы, являясь внутриевропейским делом. В
этой реальности намечаются положительные, обнадеживающие тенденции. Быть может,
тогда, когда мы станем ближе к Европе, а точнее, ее границы приблизятся к нам,
появятся серьезные предпосылки для международного признания НКР.
Так что следует еще раз вспомнить истину о том, что в
политике не бывает невозможных ситуаций. А бывают лишь неиспользованные
возможности. Поэтому надо вооружиться терпением и продолжить последовательную
работу по осуществлению чаяний армянского народа. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.