Analitika.at.ua. Ковроткачество
испокон веков было национальным ремеслом Арцаха-Карабаха. Ковры являются
неотъемлемой частью истории и быта края, символом благоденствия семейного
очага. Его ткали все женщины независимо от возраста, семейного и общественного
положения.
"В Карабахе ковры ткали на всем протяжении истории, и не
только в специализированных мастерских и школах, но и в домах. Для девушек
ковроделие являлось обязательным условием в плане замужества. Если девушка не
умела ткать ковер, то ее трудно было выдавать замуж”, – утверждает учредитель
единственного в Карабахе Музея ковра Вардан Асцатрян.
Вардан коллекционирует ковры с 18 лет и прекрасно знает их
язык, "читает” знаки и символы, содержащиеся в них. "В отличие от персидских и
туркоманских ковров, на которых изображались симметричные и однородные
орнаменты, карабахские ковры представляют целостную картину, имеют направление
просмотра и, самое главное, отображают божественные и природные явления, –
говорит он. – Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических
форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета.
Каждый орнамент и цветовая гамма имели свое значение”.
Армянские, в частности, карабахские ковры отличаются
богатством символов. Наиболее распространенными среди них являются символы
Божества – крест и крестообразные знаки, включая свастику и многолучевые
звезды.
Интересны сюжетные композиции ковров. Например, ковер "Один
день солнца” изображает утро, день, вечер – путь, который проделывает солнце за
один день. На одном из ковров музея изображены дни сотворения Богом земли и
человека. Есть ковры с сюжетами из Ветхого Завета.
На карабахских коврах много животных и птиц. Орел,
считающийся святой птицей, символизирует связь между Богом и человеком. Верблюд
– символ богатства. На коврах часто встречаются пчелы, драконы, мифические
существа. Изображаются и злые силы. В Карабахе были очень развиты технологии
изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. Цветовая гамма ковров разнообразна
и что любопытно, отражает местность, где ковры производились. К примеру,
гадрутские ковры – желтого цвета, мартунинские – ярких цветов.
Некоторым экспонатам музея 180-200 лет. Они представляют
собой уникальную ценность. Сегодня музей в Шуши посещают армяне со всего мира,
туристы из различных стран, удостаивая его хороших отзывов. Основной целью
создания музея, по словам его учредителя, является восстановление исторической
справедливости и бренда. Ковры заказывали и вывозили из Карабаха с давних времен.
Большое количество заказывалось европейцами и русскими. В самой Персии работы
армянских мастериц очень ценились.
"В 20-ом веке огромное количество ковров было вывезено
азербайджанцами. Пожилые люди рассказывали, как азербайджанцы ходили по домам и
спрашивали, нет ли старых ковров? Взамен скупщики предлагали новые изделия
фабричного производства. "Старье” реставрировали и включали в списки "шедевров
азербайджанского декоративно-прикладного искусства”. В основном брали те, где
не было изображения креста”, – рассказывает Асцатрян.
По его словам, это была четко спланированная на
государственном уровне работа. "Вывезли целую культуру. Если русские и
европейцы приобретали ковры для обустройства собственного быта, то
азербайджанцы – для создания собственной культуры ковроделия, фальсификации и
создания собственной "истории”, подтверждения "древности” и автохтонности
формирующегося народа, а также недопущения формирования бренда "карабахский
ковер”. Сегодня первая леди Азербайджана организовывает выставки ковров, на
которых 80% экспонатов – карабахские ковры. Однако в каждом ковре –
тысячелетняя культура, а культуре невозможно обучить, она формируется в течение
тысячелетий”, – утверждает Вардан Асцатрян.
После войны много ковров было вывезено из Карабаха в
Армению, а оттуда и в другие страны. В частности, немалое количество
карабахских ковров сегодня находится в США, Ливане и др. Сейчас вывоз ковров из
НКР запрещен на государственном уровне.
Помимо выставочного зала, где экспонированы антикварные
ковры ARTSAKH, PETAK KHACHAKARPET, MELIK-ARTSAKH, ARTSVAGORG и др., в музее
действует и зал для продажи, в котором в основном выставлены новые ковры ручной
работы, не представляющие исторической ценности. Причем, не только карабахские,
но и дербентские, афганские и др. Подробнее о музее можно узнать по ссылке http://artsakhgorg.com.
Ашот Бегларян, Arminfo
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.