Пятница, 29.11.2024, 03:22
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Декабрь » 12 » Ковры – история и быт Арцаха-Карабаха
Ковры – история и быт Арцаха-Карабаха
01:08

Analitika.at.ua. Ковроткачество испокон веков было национальным ремеслом Арцаха-Карабаха. Ковры являются неотъемлемой частью истории и быта края, символом благоденствия семейного очага. Его ткали все женщины независимо от возраста, семейного и общественного положения.

 

"В Карабахе ковры ткали на всем протяжении истории, и не только в специализированных мастерских и школах, но и в домах. Для девушек ковроделие являлось обязательным условием в плане замужества. Если девушка не умела ткать ковер, то ее трудно было выдавать замуж”, – утверждает учредитель единственного в Карабахе Музея ковра Вардан Асцатрян.

 

Вардан коллекционирует ковры с 18 лет и прекрасно знает их язык, "читает” знаки и символы, содержащиеся в них. "В отличие от персидских и туркоманских ковров, на которых изображались симметричные и однородные орнаменты, карабахские ковры представляют целостную картину, имеют направление просмотра и, самое главное, отображают божественные и природные явления, – говорит он. – Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели свое значение”.

 

Армянские, в частности, карабахские ковры отличаются богатством символов. Наиболее распространенными среди них являются символы Божества – крест и крестообразные знаки, включая свастику и многолучевые звезды.

 

Интересны сюжетные композиции ковров. Например, ковер "Один день солнца” изображает утро, день, вечер – путь, который проделывает солнце за один день. На одном из ковров музея изображены дни сотворения Богом земли и человека. Есть ковры с сюжетами из Ветхого Завета.

 

На карабахских коврах много животных и птиц. Орел, считающийся святой птицей, символизирует связь между Богом и человеком. Верблюд – символ богатства. На коврах часто встречаются пчелы, драконы, мифические существа. Изображаются и злые силы. В Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. Цветовая гамма ковров разнообразна и что любопытно, отражает местность, где ковры производились. К примеру, гадрутские ковры – желтого цвета, мартунинские – ярких цветов.

 

Некоторым экспонатам музея 180-200 лет. Они представляют собой уникальную ценность. Сегодня музей в Шуши посещают армяне со всего мира, туристы из различных стран, удостаивая его хороших отзывов. Основной целью создания музея, по словам его учредителя, является восстановление исторической справедливости и бренда. Ковры заказывали и вывозили из Карабаха с давних времен. Большое количество заказывалось европейцами и русскими. В самой Персии работы армянских мастериц очень ценились.

 

"В 20-ом веке огромное количество ковров было вывезено азербайджанцами. Пожилые люди рассказывали, как азербайджанцы ходили по домам и спрашивали, нет ли старых ковров? Взамен скупщики предлагали новые изделия фабричного производства. "Старье” реставрировали и включали в списки "шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства”. В основном брали те, где не было изображения креста”, – рассказывает Асцатрян.

 

По его словам, это была четко спланированная на государственном уровне работа. "Вывезли целую культуру. Если русские и европейцы приобретали ковры для обустройства собственного быта, то азербайджанцы – для создания собственной культуры ковроделия, фальсификации и создания собственной "истории”, подтверждения "древности” и автохтонности формирующегося народа, а также недопущения формирования бренда "карабахский ковер”. Сегодня первая леди Азербайджана организовывает выставки ковров, на которых 80% экспонатов – карабахские ковры. Однако в каждом ковре – тысячелетняя культура, а культуре невозможно обучить, она формируется в течение тысячелетий”, – утверждает Вардан Асцатрян.

 

После войны много ковров было вывезено из Карабаха в Армению, а оттуда и в другие страны. В частности, немалое количество карабахских ковров сегодня находится в США, Ливане и др. Сейчас вывоз ковров из НКР запрещен на государственном уровне.

 

Помимо выставочного зала, где экспонированы антикварные ковры ARTSAKH, PETAK KHACHAKARPET, MELIK-ARTSAKH, ARTSVAGORG и др., в музее действует и зал для продажи, в котором в основном выставлены новые ковры ручной работы, не представляющие исторической ценности. Причем, не только карабахские, но и дербентские, афганские и др. Подробнее о музее можно узнать по ссылке http://artsakhgorg.com. Ашот Бегларян, Arminfo

Категория: Культура | Просмотров: 722
Календарь новостей
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru