Пятница, 29.03.2024, 02:51
Главная » 2010 » Декабрь » 23 » Край Вселенной найдут на Южном полюсе?
Край Вселенной найдут на Южном полюсе?

Analitika.at.ua. В Антарктиде завершилось строительство уникального научного объекта - нейтринной обсерватории IceCube.

Оригинальность проекта заключается далеко не только в специфической географической дислокации. Основная часть обсерватории заключена в толще ледника на Южном полюсе. Она состоит из пробуренных во льду отверстий глубиной около 2,5 км, в которые спущены 86 тросов с 60 оптическими датчиками на каждом.

В IceCube используется абсолютная прозрачность глубинного льда в качестве естественного "наполнителя" детектора, необходимого для того, чтобы засечь столкновения нейтрино и атомов. Буквально несколько дней назад пресс-служба проекта сообщила, что на станции были смонтированы последние оптические сенсоры, IceCube практически готова к запуску.

"Благодаря тому что станция расположена на "краю света", IceCube позволяет проверить передовые предположения об особенностях фундаментальных частиц, которые рождаются при самых удивительных событиях во Вселенной. Современные оптические сенсоры, "вмороженные" в чистейший лед на планете Земля, фиксируют редкие столкновения между молекулами воды и нейтрино - крошечными, практически невесомыми субатомными частицами, которые проходят незамеченными сквозь большинство сред", - говорится в пресс-релизе проекта.

Программа IceCube была разработана международной группой под руководством специалистов университета штата Висконсин, основное направление работы обсерватории - поиск нейтрино, которые образуются в результате самых мощных катаклизмов Вселенной, таких как взрывы и вспышки гамма-излучения, взрывы сверхновых звезд. Исследование нейтрино позволит ученым глубже проникнуть в тайны процесса появления самых высокоэнергетических частиц в природе, пишет РИА "Новости". Стоимость проекта IceСube превысила $270 миллионов.

Создание высокотехнологичной станции в необычных климатических условиях было сопряжено с рядом трудностей. Так, оборудование, продовольствие и компоненты установок доставлялись к прибрежной антарктической станции Макмурдо, а затем с помощью самолета переносились на Южный полюс, расположенный в 800 км вглубь материка. Строительство велось в круглосуточном режиме только антарктическим летом - с ноября по февраль, - во время полярного дня.

Нейтрино - это нейтральные субатомные частицы, которые образуются в момент преобразования нейтронов в протоны, что происходит во время ядерных реакций. Они движутся по прямой линии на скорости, близкой к скорости света, и являются настолько маленькими, что проходят сквозь любую материю практически незамеченными. Эти уникальные характеристики делают обнаружение частиц чрезвычайно сложным занятием. Исследования, связанные с изучением нейтрино, продолжаются с 1950-х годов.

Одно из перспективных направлений использования элементарных частиц, которые собираются "ловить" на Южном полюсе - это нейтринная астрономия. Известно, что звезды кроме света излучают значительный поток нейтрино, которые возникают в процессе ядерных реакций. Эти потоки без поглощения проходят огромные расстояния, что позволяет обнаруживать и изучать самые отдаленные объекты в нашей Вселенной.

В ближайшие месяцы самый большой в мире электромагнитный уловитель элементарных частиц должен заработать в Индии. Основной задачей обсерватории стоимостью более чем $250 млн станет "ловля" и изучение нейтрино в атмосфере Земли. Причем, в отличие от уже существующих обсерваторий в Канаде и Альпах, здесь физики смогут видеть еще и антинейтрино. В уловителе частиц используется магнитное поле, создаваемое слоями намагниченного железа весом до 50 тыс. т - это самый большой магнит на Земле. Utro.ru