Analitika.at.ua. Главный вопрос минувшей среды – что означает жесткое
заявление Дмитрия Медведева по ПРО? Хорошего ответа на него нет: подобные
демарши, как правило, совпадают с нагнетанием вполне реальных угроз. Мюнхенская
речь Путина, с которой уже сравнили выступление Медведева, была произнесена на
фоне публичных разговоров о скором размещении элементов американской ПРО в
Чехии и Польши и подковерной работы над планом атаки на Иран. Тогда все
обошлось.
На этот раз ситуация в мире гораздо серьезней, и дело не
только в том, что Америка начала новый этап реализации проекта ПРО, подключив к
нему ту же Польшу, Румынию, Турцию и Испанию. Есть еще обширная
радиолокационная система, включающая объекты слежения на западном побережье
США, в Гренландии, в Афганистане, на Аляске и новые военные базы в Косове,
Болгарии и Румынии. Есть проект водного базирования РЛС и ракетных носителей.
Уже были сообщения о появлении подобных платформ в Беринговом море и информация
о планах распространить эту практику на Северный Ледовитый океан. Военные
корабли, снабженные противоракетными системами, проводят учения в Средиземное
море. Минувшим летом американский крейсер "Монтерей", оборудованный
противоракетным комплексом "Иджис", заходил в Черное море.
При таких темпах американской экспансии Россия очень скоро
окажется в осаде. Ее ресурсы ядерного сдерживания будут парализованы, и ей
можно будет предъявлять любые требования, угрожая в случае чего массированной
атакой с использованием всех видов вооружений. В такой ситуации разговоры о
сохранении ядерного паритета окончательно потеряют смысл.
В этом контексте достаточно странно выглядят попытки Москвы
добиться каких-то гарантий того, что американская ПРО не будет направлена
против России. Будет, для того она и создается, а все разговоры о
сотрудничестве – это блеф. Даже когда год назад Медведева заманивали на
Лиссабонский саммит и на кону стояла ратификация договора по СНВ в американском
сенате, приглашение к сотрудничеству по ПРО сопровождалось откровенным
давлением. России объясняли, что ее положение в мире крайне непрочно. Ей
постоянно повторяли, что опасаться следует не Запада, а Китая. Ее
предупреждали, что без углубления сотрудничества с Брюсселем и Вашингтоном не
может быть и речи о прогрессе по проблеме ядерного разоружения.
Последний тезис был адресован лично Медведеву,
позиционирование которого в российской и мировой политике во многом зависело от
того, как будет проходить ратификация договора по СНВ. И он поехал, чтобы еще
раз предложить своим западным партнерам "строить общеевропейскую систему
безопасности". Но не получилось. Некоторые российские эксперты уверяли
публику, что гарантий не будет не из-за злокозненности американской стороны, а
якобы потому, что обеспечить дифференцированное наведение ресурсов ПРО – чтобы
они не были нацелены на Россию – невозможно по техническим причинам. Эти
рассуждения звучали неубедительно, потому что при программировании систем
локационного ориентирования и ракетного наведения можно поставить ограничения
по дальности и радиальным секторам.
Но сегодня это уже не важно. После того, что случилось с
Ливией, после грязных игр вокруг Бахрейна, Сирии и Ирана, на фоне наглого
цинизма американских и европейских политиков вообще не очень понятно, о чем с
ними можно договариваться и зачем это нужно. Чтобы быть обманутыми? Средиземное
море уже превратилось в "озеро НАТО", а Черное – в один из затонов, и
эта тенденция будет развиваться на всех морях, океанах и направлениях.
Комментируя выступление Медведева, пессимисты заговорили о
неизбежной войне, сравнив нынешнюю ситуацию с тем, что происходило перед Второй
мировой войной: наглость агрессора, податливость оппонентов и полная импотенция
международных институтов: тогда – Лиги наций, сегодня – ООН. Оптимисты проводят
параллель с холодной войной. Но в любом случае ничего хорошего ждать не
приходится. Похоже, что именно понимание реального положения, помноженное на
осознание того, что тебя грубо кинули, подвигло российское руководство
отредактировать Мюнхенскую речь Путина в сторону усиления алармизма, но
оставить пути к отступлению.
Выступление Медведева четко распадается на две части. В
первой он сетует на обман, во второй рассказывает, что будет предпринято в
ответ. Всего семь пунктов, и даже указан порядок срочности этих мероприятий.
Калининградская РЛС вводится в боевой состав, т.е. ставится
на боевое дежурство – "незамедлительно". Усиление прикрытия объектов
стратегических ядерных сил – "в первоочередном порядке". Оснащение
баллистических ракет, поступающих на вооружение Ракетных войск стратегического
назначения и ВМФ, комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными
боевыми блоками – неизвестно когда. Ресурсы, способные разрушить информационные
и управляющие средства чужой ПРО – будут разработаны, пока только поставлена
задача. Размещение на западе и на юге страны ударных систем вооружений,
способных обеспечить огневое поражение европейского компонента ПРО, в том числе
"Искандеров", – "если вышеперечисленных мер будет
недостаточно". Другие мероприятия – "по мере необходимости".
Легко видеть, что прямо сейчас будет отмобилизована только
Калининградская РЛС; "Искандеры", которых все так испугались три года
назад, начнут размещать только в том случае, если не помогут меры, которые еще
только начнут разрабатывать. А для тех, кто не понял, Медведев пообещал
"отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и контроля над
вооружениями" и "выйти из Договора об СНВ", но только если
возникнут основания. И тут же, буквально в следующем абзаце предложил
"продолжить диалог". Стоит ли удивляться, что никто не испугался?
Американцы сначала ответили, что "внимательно
изучат" заявление Медведева. Прочтя его с карандашом в руке, отделив пафос
от реального содержания, они обнаружили, что этот текст похоже на
"тридцать третье китайское предупреждение". И тогда официальный
представитель Совета национальной безопасности Томми Витор озвучил позицию Вашингтона:
"мы никому не угрожаем" и "не намерены менять наших
планов", т.е. вы там можете говорить, что угодно, а мы тут будем делать
свое дело.
Впрочем, раздрая по поводу ПРО оказалось мало. За несколько
часов до выступления Медведева в Вашингтоне вдруг вспомнили о том, что Россия
ввела мораторий на выполнение ДОВСЕ и решили принять ответные меры. Бредовость
ситуации состоит в том, что из 30 стран, подписавших этот договор еще в 1990
г., ратифицировали и выполняли его только Белоруссия, Казахстан, Россия и
Украина. С приемом в НАТО бывших членов Варшавского договора изменилась
блоковая конфигурация. Россия оказалась в крайне невыгодной ситуации, а ее
партнеры саботировали как ратификацию, так работу над новой, отвечающей
современным реалиям версией ДОВСЕ. Т.е. Россия наложила мораторий в ответ на
ущемление своих прав, а через четыре года ей ответили по принципу "если вы
так, тогда мы тоже".
Но речь сейчас не об этом, а о том, что совпадение двух
скандалов в сфере большой политике не может быть случайностью, и остается
только гадать, что произошло на самом деле: то ли американцы, узнав о
готовящемся заявлении Медведева, решили принять превентивные меры, то ли Москва
ответила на ДОВСЕ атакой по линии ПРО. В любом случае, с
"перезагрузкой" в ее нынешнем виде покончено. Обстановка накаляется,
и в такой ситуации для России очень важно дать понять, что ее руководство
является достаточно сильным для того, чтобы, отбросив лицемерные условности,
жестко ответить на нарастающие угрозы. А в тактическом смысле не менее важно,
чтобы вернувшийся в Кремль Путин мог начать с чистого листа в качестве
"доброго следователя". Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.