Четверг, 18.04.2024, 23:31
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Октябрь » 19 » Крест на узоре
Крест на узоре
00:12

Analitika.at.ua. "Потомки насильственно ассимилированных армян в Турции стали проявлять интерес к своим армянским корням", - говорит в интервью корр. "ГА" картограф и путешественник Тигран БАБАЯН

 

- Тигран, на протяжении последних 16 лет вы много путешествуете, в частности, по Западной Армении. Какие встречи, впечатления вам запомнились более всего?

 

- Самое, конечно, интересное – это встречи с людьми, имеющими армянские корни. Многие из них не осознают себя в полной мере армянами, либо вовсе не говорят, либо почти не говорят на армянском, но в то же время сохраняют в своем быту традиции и обычаи, для нас зачастую оставшиеся в далеком прошлом. Мне нередко приходилось находить подтверждение того, что тот или иной встреченный мной в каком-нибудь глухом селении человек – этнический армянин, хотя таковым он себя и не воспринимает. Тем не менее подобные встречи происходили очень часто – как-то на уровне шестого чувства я понимал, что, например, вот в этом доме живут этнические армяне. И всегда это чувство подтверждалось.

 

- Каким образом?

 

- Например, они угощают тебя обедом, называя его "спасом" - как и мы, хотя то же блюдо на турецком языке называется совсем по-другому. Или женщина вяжет косынки, делая крестообразные узоры. И хотя вывязывает она их осознанно, но в то же время признается, что она – мусульманка. Потому что когда-то мусульманкой стала ее мать. Однако где-то внутри всех этих людей до сих пор сохранилась тоненькая, очень хрупкая ниточка, связывающая их с армянским геном. Достаточно много таких семей в Диарбекире. В домашней утвари мне не раз доводилось встречать "армянский след" семьи – например, гравировку армянского мастера на старой медной посуде армянскими буквами. Сохраняются и армянские обычаи, которые используются у нас в свадебных обрядах, и обращение "джан", которое они говорят и которое практически невозможно перевести ни на один язык мира. Последние несколько лет потомки насильственно ассимилированных армян в Турции стали проявлять интерес к своим армянским корням, находятся смельчаки, которые не боятся в открытую говорить о своей национальной принадлежности. В селе Бердаграк (это старое название, турки переименовали его) сельский учитель истории – этнический армянин - сказал мне, что мечтает видеть двух своих сыновей крещенными в армянской церкви. С этой просьбой он обратился к патриарху Константинополя. Сам же учитель – мусульманин, уверенный, однако, что должен дать сыновьям шанс стать теми, кем они есть на самом деле. То есть армянами и христианами. Он же хочет организовать в селе воскресную школу или кружок, где дети смогут учиться армянской азбуке. Кстати, их немало – родители порядка 35 детей этого села хотят обучить своих малышей армянскому языку. Я составил карту – в какой местности сколько живет этнических армян. Например, в Диарбекире можно найти около 40 семей с армянскими корнями. И, что важно, они говорят о своем армянском происхождении. И говорят не словами, но и делами…

 

- А именно?

 

- Они собрали деньги и полностью отремонтировали крышу церкви Сурб Киракос (ей около 250 лет) в Диарбекире. Кстати, в 2006 году я был там с группой армян из Канады, и среди туристов был человек, чей дед воздвиг колокольню этой церкви. Сегодня этой колокольни нет. Сама церковь на протяжении длительного времени разрушалась, она была полностью заброшена. А сейчас хоть крыша отремонтирована. Когда мы там очистили пол, то увидели надгробные плиты с армянскими надписями. Все это я снял на видео, сфотографировал. Там еще есть небольшая комната, где хранится кресло прекрасной ручной работы, а на стене висит фотография Католикоса Вазгена I, он на ней совсем молодой. А еще в церкви хранились два Евангелия – одно на армянском языке (издание конца XVII века), другое - на турецком, но написанное армянскими буквами (1848 года издание). Кстати, Евангелие на армянском языке в уникальной серебряной обложке забрали в Анкару, просто пришли и насильственно отобрали – непонятно, с какой целью.

 

- Нынче приходится слышать много споров, считать ли отуреченных армян, проживающих в Турции, собственно армянами, или они слишком уж ассимилировались и к тому же они мусульмане. А вы как думаете?

 

- Думаю, все зависит от критериев , по которым "вычисляется" армянин. Время многое меняет. Сегодня люди, которые действительно ассимилировались, приняли мусульманство, не знают армянского языка, начинают интересоваться своим происхождением, армянскими корнями, стремятся возродить уснувший армянский ген в своих детях - и это довольно интенсивный процесс. В то же время в глубинке, где нет армянских школ и негде учить язык, приобщаться к армянской истории и культуре, такой процесс может занять очень длительное время, прежде чем даст результаты. Но не везде одинаково. Еще 15 лет назад в Муше я встречался с людьми, которые умели говорить на армянском – плохо, но умели. И это были вовсе не старики. Сегодня в Сасуне много армян, которые не только говорят на родном языке, но уже побывали в Армении и даже сумели восстановить какие-то давным-давно утерянные родственные связи. Среди туристов, с которыми я работаю, часты случаи, когда совершенно незнакомые люди, чьи предки, например, когда-то жили по соседству, находят друг друга по переписке или интернету и назначают встречу на исторической родине.

 

- То есть, скажем, прабабушка одного и бабушка другого жили в одном селе, соседствовали и дружили?

 

- Да, да, именно так… А правнук и внук живут сегодня в разных концах земного шара – один в Австралии, другой в турецкой глубинке. И вот они встречаются и вместе идут на могилу предков отдать дань памяти. Это очень трогательно. Найти могилы зачастую невозможно – либо они разрушены, либо они не всегда с надписями. Как-то с одним крупным бизнесменом из России – армянином по происхождению и по духу - мы приехали в Алашкертское село, где были похоронены его предки. В селе, населенном в основном курдами, никто не мог поверить, что этот человек просто пришел помянуть и помолиться на могиле предков. Все думали, что мы ищем золото, зарытое в могилах. Кстати, именно так в Турции смотрят на армян, разыскивающих могилы предков. Им трудно понять, что века спустя можно приехать на историческую родину только для того, чтобы отдать дань памяти. Так вот оказалось, что кладбища, которое искал мой знакомый из России, давно уже нет – на его месте построили клуб. Но потом один из сельчан повел нас к месту, где сохранился небольшой кусок надгробной плиты с крестообразным орнаментом. И мы поставили на этом месте свечку, прочли молитву. Когда сталкиваешься с подобными случаями, а сталкиваюсь я с ними достаточно часто, то понимаешь, что эту тоненькую нить, связывающую поколения армян, насильственно изгнанных с родины, не так легко разорвать. Потому что на самом деле она подобна стальному канату… Зара ГЕВОРКЯН, golosarmenii.am

Категория: Культура | Просмотров: 767
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru