Analitika.at.ua. Тема крипто-армян в современной Турции всегда исследовалась
в ряде стран, а также занимала определенное место в работе разведывательных
служб, которые располагают достаточной информацией. Как
научно-исследовательская проблема тема крипто-армян обозначена в хорошо
известных востоковедческих учреждениях Германии, США и Франции. Хотя эти
исследования проводятся в рамках тюркологии, но занимают особое место. В Турции
всегда, так или иначе, занимались этой темой на уровне правительственных
учреждений, но в последние 10 – 14 лет эта тема оказалась в фокусе деятельности
соответствующих структур. Эта тема довольно сложная и деликатная, поэтому, по
моему мнению, нет необходимости без конкретных целей затрагивать ее, не понимая
ни перспективы, ни самой сути этой проблемы. Хотелось бы отметить некоторые
обобщения, сделанные в результате отдельных наблюдений на протяжении 10 лет.
Следует отметить, что пока не совсем понятно, какие именно
группы населения следует относить к крипто-армянам, которые включают довольно
различные массивы населения, с учетом их общественного сознания, исторической
памяти, лингвистических особенностей, отношения к религии, а также к армянскому
этносу в целом. Можно было бы выделить следующие группы: принявших ислам
задолго до 1915 года, в различные эпохи, а также в течение 19 века; принявших ислам
в течение событий начала 20 века и несколько позже; исповедующих ислам
суннитского толка и относящихся к так называемой «официальной религии»,
исповедующих некоторые формы шиизма, прежде всего, алавитов, стоящих
обособленно к большей части анатолийских мусульман; практически не принявших
ислам, но считающихся мусульманами и продолжающих исповедовать христианство в
форме примитивных сект; интегрированных с курдским населением и турецким
населением, но сохраняющих армянское самосознание; более чем лояльных турецкому
государству и считающих Турцию своей родиной; весьма индифферентно относящихся
к интересам и ценностям турецкой государственности и национальным интересам.
Как видим, даже данные, весьма дилетантские наблюдения,
сделанные в Западной Армении, в регионах Давриги, Малатии, Мараша, Мардина,
Анталии, Артвина, Гиресуна и Трапезунда, Константинополя, а также в городах
Германии, говорят о сложной мозаике этого явления, каким представляются
крипто-армяне. Если говорить о некой этнической общности, то по праву можно
утверждать, что сформировался некий курдо-армянский этнос, несколько
дистанцированный от других групп крипто-армян, которые составляют значительную
часть населения Южной и Западной части Западной Армении. Турецкие власти хорошо
знают о географии расселения различных групп крипто-армян и активно используют
их настроения и предпочтения в своей региональной политике. Хорошо известно,
что часть крипто-армян совершенно не приемлют курдское движение, а другая часть
интегрирована в различные курдские политические организации.
Я уже писал на эту тему и продолжаю утверждать, что было бы
неверным рассматривать армян мира как единый и однородный этнос. Нет никаких
сомнений, что в современной Турции сложились три или четыре армянских
этнических сообщества, численность которых насчитывает не менее 1,0 млн.
человек каждое. Наблюдаются во многом различные настроения этих людей. Можно
отметить следующее: сложился огромный интерес к Армении и к политическим
процессам, связанным с ней; карабахская проблема находится в центре внимания
этого населения; независимо от искренности их религиозных предпочтений,
абсолютно все крипто-армяне с огромным уважением и благоговением относятся к
Армянской апостольской церкви, к католикосу всех армян и святому Эчмиадзину;
достаточно несерьезно они относятся к отдельным группам армян, проживающим в
Константинополе или в Европе; более-менее образованные люди хорошо осведомлены
о положении дел в Армении, на Кавказе, в отношении карабахской проблемы, о
деятельности армянских организаций на Ближнем Востоке и на Западе; так или
иначе в среде крипто-армян всегда существовала некая общественная субъектность,
и эта субъектность усиливается.
По моему мнению, сложился определенный армянский этнос,
который в значительной своей части рассматривает свое будущее как составную
часть турецкого общества и стремится в той или иной форме включиться в
политические и общественные процессы в Турции. Часть из данного армянского
населения настроена весьма радикально в политической сфере. Это все очень похоже
на ситуацию начала 20 века, когда к власти в Турции пришли «революционеры», и
многие группы населения восприняли это как сигнал к либерализации жизни.
Возможно, через некоторое время придется увидеть два основных типа армянских
этнических групп в Восточных регионах Турции: армян-мусульман и армян, вновь
принявших христианство. Но эти наблюдения могут оказаться ошибочными, и
перспектива может быть совершенно иной. Поэтому к этому вопросу нужно
отнестись, прежде всего, как к научно-исследовательской проблеме.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.