Analitika.at.ua. В последнее время президент Азербайджана Ильхам Алиев
оказался в центре внимания религиозных лидеров Ирана. На протяжении всего
нескольких дней сразу три влиятельных аятоллы Исламской Республики Иран
потребовали от лидера Азербайджана не закрывать и не разрушать шиитские мечети.
При этом, соблюдая приличия, иранские священнослужители вначале отправили
Алиеву конфиденциальное послание, и лишь после невыполнения их требований
перешли к открытому предупреждению о возможности принятия фетвы сопротивления
разрушениям мечетей в Азербайджане. Аятоллы также сообщили, что готовы объявить
шахидами всех тех, кто погибнет на этом пути.
Первымк президенту
Азербайджана обратился аятолла Сафи Голпайгани, который в адресованном Алиеву
письме подверг последнего резкой критике за разрушение в Баку мечетей. Спустя
несколько дней еще один влиятельный иранский священнослужитель, аятолла Макарем
Ширази четко заявил, что если в Азербайджане продолжат разрушать мечети, то
иранское духовенство издаст указ войны, и тот, кто погибнет во время этой войны,
станет шахидом. «Мы пока не издали указ. В противном случае ситуация в
Азербайджане дестабилизируется... Мы передали наше обращение дипломатическим
путем, но сегодня я четко заявляю, хорошего будущего у вас не будет», - заявил
Макарем Ширази. На сегодня, пока еще, третье предупреждение Алиеву прозвучало
уже в ультимативном виде из уст аятоллы Зейн-ол-Абеддина Горбани. Во время
пятничной молитвы он затронул также вопрос шиитских мечетей в Азербайджане, и,
обратившись к президенту этой страны, заявил: «Я выдвигаю вам ультиматум: не
делайте так, чтобы оказаться на свалке истории вместе с шахом Муххамедом Резой
и Саддамом Хусейном».
Подобные обращения представителей высшего духовенства Ирана
не могли не иметь воздействия на президента Азербайджана Ильхама Алиева,
который отлично понимает: если против него будет объявлена фетва, то
обязательно найдется верующий мусульманин, который сможет «обеспечить» себе
место в раю. Однако никаких комментариев со стороны президента Азербайджана,
либо его администрации по поводу разрушения шиитских мечетей в Баку не
последовало. Вместо этого с заявлением выступил госкомитет по работе с
религиозными структурами Азербайджана. Решение о сносе незаконных сооружений,
«построенных под видом мечетей», были вынесены судами, говорится в сообщении
вышеуказанного ведомства. «Недопустимо придавать политическую окраску этим
решениям. Каждый должен знать и принимать, что Азербайджан – светское
государство и управляется светскими законами. Одновременно никто не должен
допустить мысль об экспорте государственно-религиозных отношений других стран в
Азербайджан».
Что ж, ответ госкомитета можно считатьдовольно храбрым, однако есть одно но.
Действия президента Азербайджана никак не подтвердили «мужество»
азербайджанского госкомитета. Ильхам Алиев пошел на попятную, и отказался от
мысли завершить начатое «дело». Президент Азербайджана отменил судебные решения
о сносе мечети «Фатмеи Захра» в поселке Ени Гюнешли Сураханского района Баку.
Одновременно было сочинено обращение шейх уль-ислама Паша-заде с просьбой о
передаче приговоренной к разрушению мечети в ведением управления мусульман
Кавказа, которое тут же было «удовлетворено». Обо всей этой, прямо скажем,
гнусной операции рассказывается в распространенном 13 мая официальном сообщении
Управления мусульман Кавказа (УМК).
Конечно, власти Азербайджана пробуют скрыть связь между
«гуманным» решением Алиева о сохранении шиитской мечети «Фатмеи Захра» и
угрозами иранского духовенства. Все преподноситсяв качестве великодушного отношенияглавы Азербайджана к религиознымценностям страны. Но тогда как быть с уже
разрушенными шиитскими мечетями на «Нефтяных Камнях» и «Пророка нашего
Мухаммеда», который располагался в Баку на улице Муртузы Мухтарова, 190? Как
быть с остальными девятью шиитскими мечетями, попавшими, по воле Алиева под нож
бульдозера. Или же «великодушие» Алиева пробудилось после заявлений
представителей духовенства Ирана? В любом случае события последнего года дали
возможность лучше понять истинное лицо президента Азербайджана. Как в его отношении
к классическому Исламу, так и по поводу постоянно декларируемого «мужества»
Ильхама.
Необходимоотметить,
что религиозные проблемы Азербайджана не ограничиваются вышеописанными
случаями. По данным 2009 года в Азербайджане функционируют 998 мечетей, из
которых регистрацию прошли религиозные общины всего 500 мечетей. Остальные
мечети фактически оказались вне закона, что стало причиной возникновения
конфликтной ситуации между прихожанами мечетей и властями Азербайджана.
Насегодняшний день,
религиозные общины Азербайджана являются одним из самыхорганизованных структур страны. При этом,
руководство деятельностью этих общин зачастую осуществляется из за рубежа (в
Азербайджане действуют около 100 построенных иностранцами мечетей). Кроме того,
имея в виду присущую мусульманам религиозную солидарность, многие эксперты и
аналитики уже пишут о том, что в скором будущем в Азербайджане возможна
религиозная революция. Конечно, в настоящее время подобное развитие событий
выглядит маловероятным. Но то, что религиозные общины Азербайджана уже
превратились также в политическую силу, притом способную повлиять на
центральные власти, является неоспоримым фактом. «Великодушие» Алиева тому
пример.
Однаков некоторых
регионах Азербайджана религия играет также националистическую роль. Речь идет о
севере страны, гдеживут аварцы,
лезгины, цахуры и другие коренные народы. Не имея никакой возможности для
политической активности, широкие массы данных народов сплотились вокруг своих религиозных
лидеров, тем самым превратив местных дибиров в мишень восхваленной
«толерантной» политики Азербайджана. Суннитские священнослужители часто
обвиняются в религиозном экстремизме, ваххабизме и других смертных грехах, чему
следует многолетний арест или же простая физическая расправа.
Докаких пор
противостояние религии и властей Азербайджане будет продолжаться в тлеющем
виде, покажет время. Сегодня же можно с уверенностью сказать, что между кланом
Алиева и шиитами Азербайджана назревает война. При этом, теперь уже нет
сомнений, на стороне шиитов будут верующие братья из Ирана.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.