Analitika.at.ua. Итак, в председательстве ОБСЕ произошла традиционная для
этой евроструктуры ежегодная ротация – эстафетную палочку от Литвы приняла
Ирландия. И опять же по традиции Действующий председатель ОБСЕ, в данном случае
- вице-премьер, министр иностранных дел и торговли Ирландии Эймон Гилмор, в
начале года выступая перед Постоянным советом ОБСЕ, представил приоритеты
организации на 2012 год и подходы к военно-политическому,
экономико-экологическому и человеческому измерениям безопасности. При этом г-н
Гилмор особо подчеркнул, что в период своего председательства Ирландия будет
искать пути достижения прогресса на стезе прочного урегулирования затяжных
конфликтов в зоне ОБСЕ.
В силу понятных причин мы, разумеется, из череды заявленных
"измерений" остановимся на проблеме урегулирования карабахского
конфликта и попытаемся понять нового Действующего председателя ОБСЕ в его
намерениях решить проблему. К чести главы МИД Ирландии, он не стал завышать
планку своих обязательств в вопросе разрешения конфликта и, соответственно,
планку ожиданий от процесса урегулирования в 2012 году, проявив по примеру
Литвы похвальную сдержанность.
Думается, такая сдержанность основана на реалистичной оценке
нынешней ситуации в переговорном процессе. Практически всем трезво мыслящим
политикам и экспертам очевидно, что на той основе, которая предлагается
посредниками от Минской группы ОБСЕ для разрешения проблемы, и при той
несовместимости позиций сторон конфликта, которая существует по сей день,
продвижение практически невозможно. Скорее всего, это понимание присутствует
также у Действующего председателя ОБСЕ, который предложил сфокусироваться на
укреплении режима прекращении огня и достичь договоренности по отводу снайперов
с линии соприкосновения. Здесь уместно напомнить, что подобные призывы
международных структур звучат не впервые, и Армения с Нагорным Карабахом, в
отличие от Азербайджана, неизменно отвечали на них согласием. Иными словами,
новому председательству ОБСЕ в лице Эймона Гилмора целесообразнее
"сфокусироваться" по конкретному адресу и направить усилия на то,
чтобы добиться такого же согласия от бакинских властей.
Стабилизация ситуации на линии соприкосновения, конечно же,
очень важна, однако этот вопрос все же относится к разряду производных. Главной
же проблемой тем не менее остается концепция урегулирования, на основе которой
посредники намерены разрешать конфликт. С начала современного этапа
карабахского конфликта, который, как известно, до 1988 года носил латентный
характер, минуло уже почти четверть века. Ситуация не только в нашем регионе,
но и во всем мире претерпела кардинальные изменения, и поэтому очевидно, что
серьезную трансформацию должны претерпеть также подходы к урегулированию. Между
тем не только Азербайджан, который все еще мыслит категориями советского
периода и предлагает застарелые, оторванные от реальности и потому
нереализуемые варианты урегулирования, но и международные посредники словно не
хотят замечать произошедших в мире перемен. Да, они, пожалуй, понимают, что
Нагорному Карабаху, провозгласившему свою независимость, в составе Азербайджана
уже не быть, но и не предпринимают конкретных шагов по юридическому оформлению
этой реальности. Отсюда и та имитация переговорного процесса, которая, как нам
представляется, будет продолжена и в нынешнем, и в последующие годы. Пока
Азербайджан не "созреет" для осознания очевидной истины, а посредники
– для претворения этой истины в жизнь.
Но судя по всему, и новый Действующий председатель ОБСЕ
намерен искать пути решения проблемы на основе старых, нежизнеспособных схем.
Эймон Гилмор сообщил, что Ирландия пригласит стороны нагорно-карабахского и
других конфликтов, существующих на пространстве ОБСЕ, в Дублин для участия в
намеченной на 27 апреля конференции, посвященной мирному разрешению конфликта в
Северной Ирландии, чтобы поделиться с ними опытом долгосрочного урегулирования.
Ситуация, согласитесь, знакомая. Как известно, в свое время международные
посредники также предложили сторонам карабахского конфликта в качестве способа
его разрешения модель Аландских островов – небольшой автономной провинции
Финляндии с преимущественно шведским населением. Опыт по имплементации
финско-шведской модели в азербайджано-карабахский контекст не удался, что было
вполне предсказуемо, ибо к Азербайджану с его ксенофобской сущностью и
политикой, нацеленной на уничтожение армянского населения Нагорного Карабаха,
нельзя подходить с европейскими мерками, и, соответственно, не может быть и
речи о "совместном проживании". Действующий председатель ОБСЕ должен
это понимать и не предлагать нам заведомо бесцельные рецепты разрешения
конфликта. Не станем говорить о пользе североирландского опыта урегулирования
применительно к другим конфликтам, но вот в плане азербайджано-карабахского поездка
в Дублин будет иметь разве что туристическую ценность. А такие туристические
тропы карабахцам уже знакомы.
И последнее. К чести иных азербайджанских политологов
следует отметить, что они, не в пример официальному Баку, мыслят более трезво и
не скрывают, что карабахский вопрос постепенно идет к признанию Нагорного
Карабаха как независимого государства. Хочется думать, что к такому откровению
придут и международные посредники, как это сравнительно недавно сделал директор
Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр
Рар, который заявил, что единственный выход из создавшегося положения видит в
предоставлении Карабаху суверенитета. Леонид МАРТИРОСЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.