Главная » 2011»Апрель»27 » Le Figaro: Турция обнаруживает, что в ее венах течет армянская кровь…
Le Figaro: Турция обнаруживает, что в ее венах течет армянская кровь…
01:09
Analitika.at.ua. Приводим статью Лоры Маршан, опубликованную во
французской «Le Figaro», со значительными сокращениями:
Геноцид армян, 96-ая годовщина которого была отмечена,
заставил потомков выживших принять ислам. Эти скрытые армяне нарушают сегодня
молчание благодаря демократизации в стране.
В это воскресенье верующих слишком много, чтобы войти в
маленькую церковь в Бояджикёе на берегах Босфора. На скамейках члены армянской
общины Стамбула узнаются с первого взгляда. Укладка волос у дам безупречна,
костюмы их мужей только что поглажены. Здесь и там некоторые нарядно одетые
люди также усердно перекрещиваются. Но их губы оступаются, когда звучат
песнопения под кирпичным сводом. Эти двадцать новых пришедших – пока еще
мусульмане или недавно крестившиеся – заново открывают для себя религию своих
бабушек и дедушек. Они не знают ее ритуалов, говорят по-турецки или по-курдски,
но они пытаются восстановить связь с армянской идентичностью своих предков.
Официально в Турции есть только 65 000 армян, переживших
геноцид, запланированный правительством младотурок, в результате которого
погибло около миллиона человек. Однако, чтобы избежать резни, тысячи армян были
обращены в ислам. Это явление продолжалось и после основания республики в 1923
г.; хотя и светская, современная Турция проводит враждебную политику в
отношении меньшинств. Скрытые армяне провели 20-ый век спрятанные под
мусульманскими нарядами, они часто ходили в мечеть, хоронили свою идентичность
в молчании. Чтобы выжить, они стали турками. На протяжении десятилетий
государственная политика отрицания изо всех сил старалась скрыть все следы
геноцида и не говорила ни слова об этих выживших – неудобных доказательствах
преступления.
В последние годы благодаря процессу демократизации, который
бросает вызов догме чистоты турецкой расы и истории Турции, погруженной в
кемалистскую идеологию, табу на тему геноцида исчезло. Это было немыслимо
совсем недавно, но турецкие историки и представители интеллигенции атакуют
сейчас отрицание, установленное Республикой Ататюрка, по телевидению и в
газетах. Мероприятия в память о резне 1915 г. прошли в воскресенье в мире и во
второй год подряд в Стамбуле по инициативе турецкого гражданского общества. Это
ослабление напряженности пошло на пользу обращенным в ислам в третьем или
четвертом поколении, которые начинают выходить из своих укрытий. И Турция
обнаруживает, что в ее венах течет армянская кровь.
Восемь месяцев назад Миграна Пркича (Мигран Спаситель)
Гюльтекина звали Селахаддин – мусульманское имя, означающее «чистая религия».
Этот 50-летний стамбулец – из Дерсима, официально курдского и алевитского
района в Анатолии, где, однако, есть много скрытых армян. В октябре он получил
постановление суда об изменении гражданского состояния. Он с гордостью показал
свое удостоверение личности с надписью «христианин». «Вновь поменять религию –
это способ воздать должное моему убитому народу, – говорит он. – Читая книги, я
узнал о зверствах, и тогда у меня созрело это решение». В его семье обращение в
ислам произошло одно поколение назад: «Мой дед был армянином, но в
свидетельстве о рождении моего отца, родившегося в 1923 г., написано имя
Хусейн. В эти смутные времена моя семья стояла перед выбором между смертью,
насильственным изгнанием или обращением».
Воспоминания о его детстве – это смесь невысказанных слов и
оговорок о его скрытом происхождении. Его родители между собой говорили на
языке, который дети не понимали. Каждый год весной Селахаддин красил со своими
братьями и сестрами яйца и, не зная, продолжал традицию Пасхи. Была еще эта
таинственная армянская тетушка, которая посещала их. «В школе нас обзывали
гяурами, «неверными», – рассказывает он. – Это странно, мы всегда знали, что мы
армяне, но это хранилось в молчании». В поисках своей конфискованной
идентичности Мигран Пркич Гюльтекин крестился, посещает сегодня курсы
армянского языка и надеется, что «в один прекрасный день церкви, которые
уцелели в Дерсиме, будут вновь открыты для всех, кто остался скрытым».
В Стамбуле армянский патриархат ведет себя сдержанно и
хранит молчание в связи с этими обращениями в христианство, но признает, что
это имеет место. «Это явление новое, – говорит епископ, пожелавший остаться
неназваным. – Все больше и больше людей нарушают молчание и стучатся в нашу
дверь. Атмосфера демократизации способствует этому, но страх все еще
присутствует: эта тема все еще политически чувствительна». NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.