Пятница, 29.03.2024, 03:24
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 4 » Легендарный "Челюскин": Александр Погосов - В числе героев – создатель ледовых аэродромов
Легендарный "Челюскин": Александр Погосов - В числе героев – создатель ледовых аэродромов
13:52

Analitika.at.ua. Три четверти века назад по примеру ледокольного парохода "Серебряков”, который совершил сквозное плавание по Северному морскому пути за время одной навигации, такой же поход предстоял совершить пароходу "Челюскин”. В программу похода "Челюскина” были включены исследования по выявлению истинного расположения островов в бассейне Северного Ледовитого океана, уточнению береговой линии, производство замеров глубины морского дна, направлений водных течений и ветров, процессов льдообразования. Наряду с этим предстояло перевезти на остров Врангеля новую группу зимовщиков.

 

Руководство научной экспедицией было возложено на выдающегося ученого Отто Юльевича Шмидта, который впоследствии был назначен начальником четверки полярных исследователей-зимовщиков первой полярной советской экспедиции на Северном полюсе. Все четверо были удостоены звания Героя Советского Союза.

 

Пароход "Челюскин” водоизмещением 7500 тонн сошел со стапелей одной из ведущих судостроительных компаний Европы – копенгагенской верфи (Дания) 16 июля 1933 г. под названием "Лена”. Спустя время "Лену” переименовали в "Челюскин” в память о русском мореплавателе и исследователе Севера Семене Челюскине – одном из первопроходцев Арктики, участнике Великой Северной экспедиции XVIII века. Свое плавание пароход начал из ленинградского порта с заходом в Мурманск. "Челюскину” надлежало попытаться пройти весь путь от Европы до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию, доставив помимо будущей новой смены зимовщиков также специальные грузы в восточные районы северного побережья страны. На пароходе первоначально было 112 человек, в том числе десять женщин и двое детей. Однако ввиду тяжелого состояния здоровья 8 человек из этого состава были эвакуированы. Капитаном парохода был назначен опытный полярный мореход В.И.Воронин, радистом – также будущий известный участник экспедиции – Эрнст Теодорович Кренкель. На борту парохода для будущей ледовой разведки находился гидросамолет конструкции Шаврина "Ш-2″, пилотом которого был известный полярный летчик М.С.Бабушкин.

 

Судьба уготовила этому пароходу трагический финал, а для его пассажиров – жесточайшее испытание. Мощное ледовое поле в ноябре 1933г. захватило в плен пароход, который стал дрейфовать в сторону Берингова пролива. Вскоре, изменив направление, ветер вновь потащил корабль в Чукотское море. Это стало началом дрейфа судна, который продолжался до 13 февраля 1934 года. В этот день из-за сильного ветра льды пришли в движение, образовав протяженную гряду торосов, с яростью атаковавших корабль. Льды сжали "Челюскина” в своих тисках, а потом погрузили в бездну. Чудом людям удалось спасти большую часть грузов, спустив их с парохода на лед. Последним по морским законам спрыгнул на лед капитан В.И.Воронин. На льдине под суровыми полярными ветрами оказалось 104 человека. Именно здесь одна из зимовщиц родила дочку, которую после долгих споров назвали Кариной, поскольку родилась она в Карском море.

 

Нетрудно представить себе положение этих людей. Достаточно сказать, что на расстоянии сотни километров их окружала ледяная пустыня. Два месяца ледовый лагерь жил в невыносимом ожидании помощи с Большой земли. Первую радиограмму Э.Т. Кренкель передал в ближайший поселок Уэллен и на мыс Дежнева. Спустя день было принято решение о создании правительственной комиссии по спасению челюскинцев.

 

Первоначально предполагалось для спасения людей направить туда собачьи упряжки с ездовыми, позже пришли к решению, что более реально спасение людей осуществить используя авиацию. Была подобрана группа авиаторов, которым надлежало осуществить эвакуацию людей со льдины. Нельзя не вспомнить имена этих летчиков. Они уже были полярными авиаторами, имеющими надлежащий опыт полетов на севере: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Именно они неоднократными рейсами вывозили из ледяного плена по несколько человек за рейс, причем для этой цели использовались даже деревянные ящики, расположенные под крыльями самолетов.

 

Воспоминания об этих далеких событиях вызваны желанием познакомить читателей с подвигом старшего механика из числа группы зимовщиков Александра Ервандовича Погосова, создававшего ледяные аэродромы, которые позволили вывезти челюскинцев из далекого ледяного плена.

 

Дело в том, что из-за сжатия льдов подготовленная взлетно-посадочная полоса оказалась разрушенной и пришлось создавать новый аэродром размером всего 150 на 450 метров. Но сможет ли такой небольшой по площади аэродром принимать самолеты. Опытные взлет и посадку на площадке с такими размерами отрабатывал на прибрежном льду летчик Ляпидевский. Подобные маневры оказались успешными, и это дало надежду приступить к немедленной эвакуации людей. 11 апреля О.Ю. Шмидта были вынуждены вывезти еще до конца эвакуации – у него было воспаление легких. Одними из последних со льдины были сняты капитан В.И.Воронин, радист Э.Т.Кренкель, а также начальник ледового аэропорта А.Е.Погосов. Впоследствии комендант аэропорта А.Е.Погосов вспоминал: "13 апреля 1934г. прилетели к нам Каманин, Водопьянов и Молоков, и последние шесть человек расселись по машинам. Тогда ведь не всякий самолет сам умел взлетать. Пришлось мне сперва подтолкнуть каманинскую машину, потом – водопьяновскую, а затем уже на ходу в молоковскую прыгнул. Так что по льдине прошлись последними мои ноги…”

 

Английская газета "Дейли Геральд” высказала свое мнение: "История об этом – одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований. Радио и авиация сделали их спасение возможным. Но радио и авиация не смогли помочь без знаний и доблести летчиков. Весь мир отдает дань этим доблестным русским”.

 

В связи с подвигом летчиков именно тогда в апреле 1934 года Центральным исполнительным Комитетом СССР было принято постановление о введении звания Героя Советского Союза. Первыми звания Героя Советского Союза были удостоены летчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, подвиг которых и стал поводом для учреждения самого высокого звания в СССР. Все участники похода "Челюскина” независимо от их служебного положения – от руководителя экспедиции и капитана погибшего парохода до плотников и уборщиков были удостоены ордена Красной Звезды. Любопытны некоторые положения этого постановления: "За исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин”, обеспечение сохранения жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения… Выдать всем челюскинцам единовременную денежную награду в размере полугодового оклада получаемого содержания”.

 

В годы Второй мировой войны военные пилоты вели совместную ледовую разведку с полярными летчиками. Сопровождал их штурман Александр Ервандович Погосов.

 

Евгений СИМОНЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Библиотека | Просмотров: 1169
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru