Analitika.at.ua. Некоторые фрагменты наследия гениального Леонардо да
Винчи носят на себе армянский след, более того - воздействие. Именно так
считает автор документального фильма «От Арарата до Европы» Арсен Акопян. Этот
фильм скоро будет представлен зрителям.
Кстати, прежде чем сделать свои выводы, автор провел серьезные
исследования - именно в их результате и вызрело в нем это убеждение. Арсен
Акопян побывал также в миланской библиотеке Амброзиана, где хранится основная
часть рукописного наследия Леонардо. Он получил также разрешение изучить и
снять на пленку рукопись, называющуюся «Армянские письма».
Что примечательно, даже заместитель директора библиотеки не
знал, что Леонардо упоминает в этих письмах Армению, горы Тавра, реку Евфрат, и
упорно твердил, что там говорится не конкретно об Армении, а о Ближнем Востоке.
Арсену удалось доказать этому ученому мужу, что великий
мыслитель ясно и четко говорит именно о нашей земле. Но давайте не будем искать
злонамеренность в поведении сотрудника библиотеки, ибо изучение рукописей
Леонардо дело настолько сложное и трудное, что, может, не до каждой его
рукописи еще дошла очередь. Мы знаем, что Леонардо писал справа налево и всегда
оставлял в своих записях нечто нераскрытое, вводящее в заблуждение, а то и
допускал сознательные ошибки. Для чтения рукописей загадочного и странного
Леонардо нужно тоже нечто странное - скажем, зеркало или нечто иное…
Так или иначе, Арсен заснял эту рукопись, в которой
совершенно явно говорится о нашей стране. На оборотной стороне рукописи
набросана карта части Армении.
Леонардо был в Армении!
В леонардоведении из биографии ученого «выпадает» целый год
- с 1481-го по 1482-й. Нигде не говорится о том, где он был в этот период и чем
занимался. Такое впечатление, будто летом 1481 года жизнь его прерывается и
вновь продолжается лишь с осени следующего года.
Исследования привели Арсена в Армению. Основанием для этого
послужили сами «Армянские письма». Леонардо адресует их «деватдару Сирии,
наместнику святейшего султана Вавилонского». Почему Вавилонского, при чем тут
Вавилон? Все дело в том, что в средневековой литературе Каир обычно именовали
Вавилоном. Вот и Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» под Вавилоном
подразумевает столицу Египта. А «деватдар» - высокопоставленный чиновник при
дворе султана.
Так что же означает это обращение и что следует понимать под
ним? Исследования Арсена прояснили для него истину. Он ведь изучил труды
множества итальянских и вообще европейских ученых, касающихся жизни и
творчества Леонардо да Винчи, и прекрасно осведомлен о том, какие точки зрения
существуют на этот счет.
Во времена Леонардо Киликия, как и вся Сирия, была уже
завоевана мамелюками. В то же время назревала опасность османского нашествия.
Учитывая это обстоятельство, владыки Египта приглашают Леонардо в качестве
архитектора-инженера - чтобы он провел фортификационные работы и укрепил
пограничные крепости. Именно с этой целью Леонардо направляется в Киликию, а
затем, по всей вероятности,- в Армению.
Об этом в своих записках сообщает сам ученый. В рукописи
черным по белому говорится: поехал в Армению, побывал там-то и там-то, в
таких-то населенных пунктах. Леонардо пишет о Таврских горах - в рукописи
имеются даже наброски гор, а также наводнения. Он достаточно подробно пишет обо
всем, сообщая в том числе, что попал в беду - произошло землетрясение,
случились и многие другие бедствия. «Немногие выжившие находятся в таком
отчаянном положении, в таком ужасе, настолько ошеломлены, что едва осмеливаются
заговорить друг с другом. Бросив все, они держатся друг за друга, укрываются в
развалинах церквей, мужчины и женщины, старые и малые - как стадо испуганных
коз»,- сообщает Леонардо. И отмечает: если раньше местные враждебно относились
к ним, то в момент катастрофы изменили свое отношение, и не будь их помощи, «мы
бы умерли с голоду».
Так что же это было за землетрясение, ведь в истории не так
уж много землетрясений, сопровождаемых еще и наводнением? Однако такое явление
в нашей стране действительно произошло, причем именно в 1482 году. Оно
произошло в городе Ерзнка, а обрушившиеся Таврские горы запрудили Евфрат, и
река вышла из берегов. Почему местные считали Леонардо и его людей врагами -
тоже понятно: поскольку да Винчи был направлен туда египетскими властями, то
вполне естественно, что он воспринимался как враг, ибо именно Египет завоевал
Киликию.
Идея центрально-купольной конструкции в наследии да Винчи
В эпоху Возрождения акцент мировосприятия сместился -
человеческая цивилизация вступила в новый этап, и в центре Вселенной оказался
сам человек. Теоцентристская культура ушла в прошлое. Сказалось это и на
церковной архитектуре: по всей Европе, и особенно в Италии начали строить
центрально-купольные церкви, символизирующие то, что в центре Вселенной помещен
именно человек и именно через него протекает контакт между земным и небесным.
То же самое и в картинах Леонардо: непременный человек в центре, а за ним -
непременно природа. Что же касается нашей страны, то центрально-купольная
конструкция была принята у нас еще издревле - Кафедральный собор Эчмиадзина,
церковь Багарана, храмы Рипсиме, Звартноц и многие другие.
Мы уже убеждены: Леонардо побывал в Армении. Теперь - о
мнениях и точках зрения других. В архиве Института Франции в Париже сохранились
сделанные рукой Леонардо планы и эскизы центрально-купольных конструкций. По
утверждению австрийского искусствоведа Стржиговского, если забыть о руке
Леонардо и сравнить эти эскизы с эскизом Багаванской церкви, то можно подумать,
что они сделаны одним и тем же зодчим.
Сам да Винчи церквей не строил - он просто составлял эскизы
и планы, которыми воспользовались другие архитекторы. Практически все ученые и
исследователи заявляют, что если бы не гениальные эскизы Леонардо, Браманте не
смог бы закончить собор Св. Петра в Ватикане.
К этому добавим еще и то, что если в Европе до эпохи
Возрождения и возводились центрально-купольные церкви, то их авторами почти
всегда оказывались армяне. Это касается, например, Орлеанского собора,
возведенного армянским зодчим, придворным архитектором Карла Великого. В фильме
Арсена Акопяна представлен туристический проспект собора, в котором прямо
говорится об этом.
Так что сомнений не возникает: Леонардо да Винчи был в
Армении, видел построенные в нашей стране церкви и храмы и увез с собой в
Италию их планы и эскизы. Впоследствии этот архитектурный стиль распространился
по всей Европе.
И еще добавим: Леонардо, говоря о красках для живописи,
упоминает «терра Армена» - темно-желтую или светло-коричневую краску, которая
больше никем не употреблялась. Надо полагать, что краску цвета армянской земли
Леонардо да Винчи сам привез из Армении.
Фильм говорит…
Хотя авторы фильма акцентируют внимание на содержании
«Армянских писем» Леонардо да Винчи, однако они говорят и о других рукописях
Леонардо, касающихся армян и Армении. Их четыре, и хранятся они в библиотеках
Англии.
Безусловно, центральная тема фильма - это сам Леонардо. Но,
посмотрев фильм, мы почерпнем еще многое другое. При этом не только
иностранный, но и наш собственный зритель узнает немало нового о роли, которую
сыграл армянский народ в истории человеческой цивилизации. В фильме
представлены эпизоды, касающиеся отдельных деятелей и королей армянского
происхождения, свидетельствующие о том, что в мировой культуре повсюду заметен
«армянский след», что мы, армяне, внесли огромный вклад в становление и
развитие человеческой цивилизации.
Вот времена седой древности: наша страна упоминается в эпосе
о Гильгамеше, в «Республике» Платона, да и в самой Библии как «страна
Араратская». Мы первыми в мире приняли христианство. Именно мы впоследствии
распространили христианство во многих других странах. Наконец, это наши
проповедники и миссионеры возведены в ранг святых церквами других стран,
посвященные им церкви стоят и строятся сегодня в Европе - во Франции,
Голландии, Германии, Италии, Бельгии…
Рассказывается в фильме и еще об одном историческом событии:
о переписке армянского царя Абгара с Иисусом Христом, о том, как Абгар через
своего приближенного Анана приглашает Иисуса к себе: «Я владею небольшим, но
вполне благоустроенным государством, и места там достаточно для нас обоих…» Увидит
зритель и сделанный Ананом портрет Спасителя, который ныне хранится в бывшей
армянской церкви Генуи.
Думается, фильм этот станет прекрасным подарком для каждого
из нас. Разве что добавим, что наряду с Арсеном Акопяном соавтором сценария
фильма является Гагик Гиносян, режиссером - Артак Авдалян, а продюсером -
Саркис Петросян. Что ж, подождем, пока фильм этот выйдет на экраны и мы получим
еще одну возможность заново узнать самих себя.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.