Analitika.at.ua. Один из самых известных музыкальных жанров, порожденным в
США народной музыкой чернокожих – джаз, со временем расширил свою географию,
завоевав популярность во всех частях света. О зарождении и развитии армянского
джаза, о своем творческом пути в беседе с корр.Арменпресс рассказал известный
джазмен, почетный гражданин Еревана, Заслуженный деятель искусств РА, кавалер
ордена «Мовсес Хоренаци», лауреат престижных международных премий Левон
Малхасян или, как его обычно называют в Ереване, Малхас – человек, которые в 15
лет, услышав по радио канадского виртуоза, пианиста-джазмена Оскара Питерсона,
единственного своего учителя в дальнейшем, навеки связал с ним свою жизнь.
Есть разные мнения о том, когда зародился джаз в Армении, когда это на
самом деле произошло?
Зачастую, люди путаются в фактах, считая меня основателем
армянского джаза, На самом деле, им был Артемий Айвазян, создавший в 1938 г.
«Джазовый оркестр Армении», который был в дальнейшем переименован в
«Государственный эстрадный оркестр». Затем, с 1956 г. им руководил Константин
Орбелян. В 60-е годы в Армении было и несколько биг-бендов – с большим составом
оркестра: это «Государственный оркестр телерадио» под руководством Мартына
Вартазаряна, оркестр «Госцирка» и оркестр института имени В.Брюсова. Кроме
того, Степан Шакарян, Арно Бабаджанян, Мелик Мависакалян, Эдуард Багдасарян и
другие играли джаз в больших оркестрах. В дальнейшем, я создал джаз-трио в
маленьком составе, который затем перерос в квартет и в 70-е годы мы стали
выступать с концертами в разных городах: первый состоялся в Воронеже во время
всесоюзного фестиваля.
Как Вы думаете, почему в советские годы джаз не был столь популярен?
Он считался средством идеологически враждебной буржуазной
пропаганды. В те годы для нас лучшим гонораром была возможность играть джаз.
Тогда, на каждом шагу не говорилось о новых «звездах», я никогда не допускал и
не потерплю этого слова рядом со своим именем. Этого не было за все 50 лет. Я
всегда избегал и назначений на какой-то пост, поскольку «джаз» - это свобода.
Джазмен не подотчетен никому.
Что Вы можете сказать о Вашем творческом пути и «джазовом» пути
Армении?
В 1985 и 1988 гг. нам вместе с Эстетическим центром Генриха
Игитяна и министерством культуры удалось организовать фестивали, которые имели
большой успех. А потом, понятно, около 5 лет (из-за социально-экономических
проблем в стране, военных действий) - до окончания войны в Арцахе джаз и
культурная жизнь вообще замерли. После войны меня пригласили в кафе «Арагаст»,
где я попытался объединить все те оркестры, которые еще оставались.
В 1998 г. мы провели «Международный джаз-фестиваль», в
котором приняло участие 10 стран: В Армению прибыли в связи с этим всемирно
известный New Yor Voices и несколько солистов из Нью-Орлеана. Эти и фестивали
2000, 2006 гг. , а также последний - «Армянский джаз 70-х», организованный
совместно с холдингом «Шарм», стали важными событиями в культурной жизни
Армении и способствовали развитию армянского джаза.
Прибывшие из-за рубежа известные джазмены также были
впечатлены тем, что у нас много хороших джазменов. Хочу также отметить, что
недавно Центральным банком РА была выпущена специальная серебряная монета с
изображением маленького джаз-оркестра. Согласитесь, что не все страны могут
похвастаться такой монетой.
В одном из интервью Вы отметили, что джаз – не коммерческий жанр, чем
Вы это можете объяснить?
Да, поскольку коммерческими являются поп-музыка и рабис,
даже не классическая музыка, только первые собирают стадионы. В джазе, не
считая всемирно известных музыкантов, больших денег не заработаешь, поскольку
это музыка не для массовой аудитории. Джаз не любит большие залы, эта музыка
предполагает камерную атмосферу, чтобы происходило непосредственное общение,
был контакт с аудиторией.
Знаю, что Вы считаете важным привлечение в этот жанр молодых
музыкантов, каким Вы видите будущее армянского джаза?
Сегодня в Ереване 3 биг-бенда и 1 - в Арцахе, а в целом
около 15-джаз-оркестров, это немало, если учитывать, что в России всего 1
биг-бенд. Я рад тому, что есть клубы, в которых молодые могут попробовать свои
силы. Стали традиционными Jam session, что говорит о важности клубов.
Армянскому джазу уже 70 лет, я спокоен за его будущее.
Как Вы считает, есть ли в джазе что-то, чего нет в других музыкальных
жанрах?
Есть Одна из характеристик джаза переводится как «жизнь».
Да, джаз – это жизнь. Это состояние души, неповторимое и постоянно меняющееся,
которого может не быть в следующий миг. Джаз полностью построен на
импровизации, он требует искренности и самоотдачи, если этого нет, то
исполнение механическое и зритель сразу почувствует это. Если нет дара
импровизации, то никакая школа этому не научит. Джаз – это свобода, которая не
терпит дублеров, повторов, завтра то же самое произведение под влиянием
настроения будет звучать совсем по-другому.
Г-н Малхасян, в джазе есть элементы этно-музыки?
В дейстительности, совсем не обязательно использование
национальных музыкальных инструментов – каманчи или дхола, чтобы джаз считался
национальным – этно-джазом.
В любой стране, через 10 мин., как я начинал играть,
становится ясно - «это пианист с Востока». Причина не во внешних данных или в
наличие национальных инструментов, а в том, что в музыке не могут не проявиться
каким-то образом твои «национальные корни».
Вы неоднократно говорили, что одна из ваших «мечт» - создание «Малхас
джаз-клуба» и ... реализовали эту мечту. О чем Вы мечтаете сегодня и какие
программы планируете?
Программ много, не хочу открывать все «карты». Хочу к
20-летию независимости Армении организовать «Армянский джаз-фестиваль» и
привлечь к участию в нем лучших джазменов, в том числе и армянских джазменов,
живущих за рубежом - Сергея Манукяна, Александра Закаряна из Москвы, Артура
Сатяна из Бейрута, Татевик Ованнисян из Нью-Йорка, Тиграна Амасяна из США и
многих других.
Вообще, я хотел бы такие фестивали проводить каждый год.
Мечтаю открыть и джазовую школу-студию.
Вы лауреат многочисленных фестивалей, успешный и востребованный
музыкант, что Вы считаете самым большим достижением в своей жизни?
Мою дочь Ирину, которая обладает абсолютным слухом. Она
вокалист, музыковед, преподает в Консерватории – курс истории джаза. Я рад, что
она получила специальное музыкальное образование, которого у меня нет. Татевик
Григорян
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.