Analitika.at.ua. «Попытка навязаться в родственники
всегда вызывала отторжение. Как у людей, так и у народов и государств», - об
этом в интервью Analitika.at.ua заявил руководитель аналитического центра «Восканапат» Левон
Мелик-Шахназарян.
«Есть в языкознании грустная присказка: с помощью
исторической грамматики можно объяснить что угодно. Это действительно так,
особенно если вольно использовать законы языка, которые зачастую не менее, а то
и более строги, чем законы в точных науках. Однако в последние десятилетия мы
наблюдаем прямо-таки лавину материалов, в которых подраздел языкознания –
этимология – абсолютно игнорируется. Как игнорируются законы чередования
звуков, редукция и так далее. То есть происходит выхолащивание науки. И уж
совсем неприемлемо то, что указанное выхолащивание носит прикладной характер: с
его «помощью» профанируется и искажается история. Наконец, самое неприятное
заключается в том, что искажения истории, коим, как правило, грешат совсем
недавно объединившиеся (или продолжающие находиться в этом процессе) в единый
этнос племена, являют собой идеологическую подготовку к агрессии, воспитывают в
людях ненависть. Ярким примером сказанному могут служить практически все
учебники истории в Туркмении, Азербайджане, Киргизии. По-человечески их можно
понять: пребывая в соседстве с древними нациями, носителями и наследниками
тысячелетней культуры, они, видимо, испытывают дискомфорт, который я бы назвал
ложным. Процесс образования этноса – сложный и длительный, и у большинства из
тех, кто сегодня с завистью смотрит на своих соседей, многое еще впереди. Но
молодые нации, как и молодые люди, зачастую хотят иметь все и сейчас. Так,
конечно, не бывает, вследствие чего возникают различные «теории», в которых
выпячивается небольшая, а зачастую и просто несуществующая роль молодых наций в
тех или иных мировых процессах.
Грешат этим особенно в Азербайджане. Поиски «именитых»
предков историков этой республики, давно уже стали поводом для многочисленных
насмешек. Однако это не становится помехой для все более несуразных теорий. Так,
в школьных учебниках Азербайджана, «азербайджанскими государствами» объявлены
Шумер, Манна, Мидия, Кавказская Албания, Иран, Скифское царство и так далее. Интересно,
что, будучи тюрками-огузами, и не имея возможности отказаться от этого факта,
они пребывают в параллельных поисках более «достойных» предков. Таким образом,
среди предков закавказских турок – ныне ошибочно именуемых «азербайджанцами»,
оказались не только упомянутые шумеры, мидийцы, албанцы и так далее, но и,
например, скандинавские викинги. Соответственно, и «территория древнего
Азербайджана», и просто ареала расселения турок, имеет выраженную «тенденцию к
расширению».
Однако все эти измышления легко опровергаются наукой. Фраза
главы азербайджанской общины Крыма Рагима Гумбатова - «Украина одна из самых
тюркских стран в мире после России» - не более чем попытка угодить одновременно
и Украине, и России, ибо она не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Любопытно,
что весьма спорная статья Олеся Бузины касалась казаков, славянского субэтноса,
а Гумбатов «расширил» ее до всего украинского народа.
Да, в самом деле, в русском и украинском языках немало
тюркских заимствований. Но это объективный процесс взаимодействия народов!
Точно с таким же «основаниями» можно говорить об английском происхождении
русского и украинского народа только потому, что там играют в футбол, надевают
пиджак, работают за компьютером, открывают сайты, копируют файлы и т.д. Кстати,
во всех, без исключения, тюркских языках наличествует огромный пласт иранских и
арабских заимствований. В том же азербайджанском языке, например, слов с
тюркскими корнями меньше, чем заимствований. Однако, от этого они не становятся
иранцами или арабами.
Народы взаимодействуют, общаются и взаимно обогащаются,
перенимая друг у друга не только слова, но и знания, орудия труда, фольклор и
так далее. Этонормальный процесс.
Ненормально другое, когда на основании некоего количества заимствованных слов
вдруг появляются утверждения о «совместном» участии в этногенезе того или иного
народа. О.Бузина приводит примеры званий у казаков, как подтверждение их
«татарского» происхождения. С таким же успехом можно говорить о «нерусском»
происхождении русского народа, практически все воинские звания которого являют
собой заимствования из других языков.
Безусловно, нет «чистокровных» народов. В этногенезе любого
народа принимали участие не только образовавшие его племена и рода, но и
смешанные браки, пленные и так далее. Безусловно и то, что среди казаков было
определенное количество татар, так же, как и осетин, например, или армян. Однако
все эти случаи носят «частный» характер, и никак не могли иметь определяющую
роль. Точно так же, как тысячи и десятки тысяч угнанных турками в Османскую
империю украинок, русских, болгарок и вообще славянок не превратили Турцию в
«самое славянское государство в мире». Даже с учетом политической деятельности
султанши Роксоланы – украинки Анастасии Лисовской. Точно так же, как Екатерина II
не превратила Россию в немецкую империю.
Казаки – верные хранители православных традиций, и
утверждение, что среди казаков религия не имела значения, в корне неверно и
ничем не обосновано. Более того, казаки считались, и на самом деле были
стражами границ православного христианства. Именно в силу их верности
православия, они каждый раз переселялись к границам расширяющейся империи. По
сути, границы Российской империи очерчивались казачьими станицами. Татары,
решившие влиться в казачье войско, в первую очередь должны были принять
православное христианство и быть даже более усердными христианами, чем славяне.
Если верить Бузине, и с готовностью поддакивающему ему Гумбатову, то татары в
массовом порядке бежали от ислама в христианство, чего, естественно, не было. Как
не былотюркской основы православно-христианского
воинства – казачества.
Наконец, хотелось бы сказать два слова о фразе Рагима
Гумбатова: «Осознание исторических родственных связей может стать
дополнительным стимулом в установлении более доверительных, тесных, близких
взаимоотношений между этими государствами». Не говоря о том, что указанное
«осознание» высосано из пальца, хотелось бы заметить, что стимулом в
установлении доверительных и близких отношений между государствами является
открытая, честная и доброжелательная политика, учитывающая не только свои
интересы, но и интересы партнеров. А попытка навязаться в родственники всегда
вызывала отторжение. Как у людей, так и у народов и государств», заключил
эксперт.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.