Главная » 2010»Февраль»11 » "Лезги-мечеть" в осаде и суннитский вопрос в Азербайджане
"Лезги-мечеть" в осаде и суннитский вопрос в Азербайджане
17:13
Analitika.at.ua. О политике религиозных и этнических притеснений со
стороны властей Азербайджана, которым подвергаются сунниты в этой республике
вообще и лезгины в частности говорится в статье «Лезги мечеть» в осаде.
«Суннитский вопрос» в Азербайджане встает ребром», опубликованной на портале
«Ислам.ру».
Отметим, что сунниты в Азербайджане проживают в основном на
севере этой республики и представлены по большей части коренными народами
региона, которые говорят на языках нахско-дагестанской группы Кавказской семьи
языков. Официально их - лезгин, аварцев и цахуров - в Азербайджане около 250
тысяч человек, хотя сами представители этих народов считают, что их численность
занижена как минимум вдвое. Также в Азербайджане суннитами являются небольшая
часть тюркоговорящих граждан этой страны и проживающие в этой республике
несколько тысяч чеченских беженцев. Большинство же населения Азербайджана,
представленное в основном тюркоязычными гражданами и ирано-язычными талышами,
являются мусульманами-шиитами.
Лезгины, аварцы и цахуры уже давно подвергаются
преследованиям в Азербайджане на этнической и религиозной почве, что уже
приводило к боестолкновениям между ними и азербайджанскими силовиками (бои у
селя Хизра и др.). Переименование же Лезги-мечети является частью политики
Азербайджана, направленной на ассимиляцию коренных народов. Видимо в Баку
считают, что, лишив коренные народы исторической памяти, их проще будет в
дальнейшем ассимилировать. С этой же целью проводятся не только переименования,
но и в учебниках истории практически полностью отсутствует информация по
истории лезгин, аварцев и других автохтонов Азербайджана.
В статье «Лезги мечеть» в осаде. "Суннитский вопрос” в
Азербайджане встает ребром» отмечается, что если ситуация в Азербайджане и
дальше будет развиваться так же, как сейчас, то в Баку, и по всему Азербайджану
могут начаться кровавые столкновения между суннитами и шиитами, как это
происходит в Ираке.
Автор останавливается на истории суннитской Лезги-мечети,
располагающейся в Старом городе Баку, и известной под лезгинским названием
«Лезги-миски».
«Лезги миски» представляет собой весьма интересное не только
с точки зрения верующих, но также культуры и истории, культовое сооружение.
Согласно сведениям, которые приводят историки, данная мечеть была построена
Ашуром, сыном Ибрагима, предположительно в 1169 году.
«Известно, что «Лезги мечеть» в комплексе архитектурных
памятников Ичери-шехер числится в списках общемирового культурного достояния
ЮНЕСКО с 2000 года. Суннитская же община мечети при Лезгинском культурном
центре «Самур» была зарегистрирована в Минюсте Азербайджана с 1993 года.
Однако мечеть, несмотря на название, посещают не только
лезгины, но и другие сунниты, проживающие в Азербайджане, - аварцы, чеченцы,
составляющие в стране многочисленные диаспоры, а также этнические
азербайджанцы, исповедующие суннизм. Таким образом «Лезги мечеть» - это один из
немногих общесуннитских центров Баку и всего Азербайджана», - говорится в
статье.
Как оказалось, в нынешней политической системе Азербайджана,
название этой старинной мечети оказалось «неудобным» - от общины
мусульман-суннитов «Лезги мечеть» при культурном центре «Самур» в Ичери-шехер
представители созданного в Азербайджане Духовного управления мусульман Кавказа
(УМК) требуют изменить историческое название мечети из «Лезгинской» в
«Ашурбекскую». Переименование мечети стало обязательным условием для
перерегистрации религиозной общины. Эта обязательная перерегистрация всех
религиозных организаций - четвертая с 1991 года, когда Азербайджан получил
независимость. Автор подчеркивает, что суннитскую общину направили на
перерегистрацию в шиитское УМК.
«При этом, никакие упоминания о том, что не сегодняшняя
суннитская община устанавливала имя этой мечети, что это историческое название
XII века, что община сама не имеет права менять название
историко-архитектурного памятника, что данное переименование лежит в
компетенции исключительно государственных властей», не были приняты во внимание
шиитским религиозным деятелем Гази Хикметом, который и отказал общине в
перерегистрации.
«Таким образом, получив от указанного выше Гази Хикмета
чисто формальный отказ, мы поняли, что в отношении нашей «Лезги-мечети» и нашей
общины, как и иных суннитских общин, подготовлена настоящая и конкретная травля
с целью убрать историческое название мечети и выгнать нашу общину, которую
собираются либо закрыть вовсе, либо же вместо нее намереваются ввести туда хоть
и малочисленную, но шиитскую общину», - заявляют прихожане-сунниты.
«О создавшемся положении мы официальным письмом уведомили
Аллах-шукюра Паша-заде и попросили у него принять соответствующие меры. Однако,
увы, никакого ответа и реакции на это письмо до сих пор пока не получили», -
заключает община «Лезги мечети» в своем заявлении.
Возмущение представителей суннитской общины вполне понятно.
Если прежние суннитские мечети, такие как «Абу Бакр» и «Шахидляр» были закрыты
хоть под какими-то благовидными предлогами, вроде борьбы с ростом активности
радикалов, то в случае с «Лезги», судьба мечети и самой общины отдана во власть
чиновников и функционеров из числа «официального шиитского духовенства».
В статье подчеркивается роль главы управления мусульман
Кавказа Аллах-шукюра Паша-заде в этом вопросе, который «на состоявшейся 18 июня
2009 года в Москве международной научно-практической конференции «Мусульмане
СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие» был избран председателем
Консультативного совета мусульман СНГ, т.е. провозглашен своего рода «муфтием
СНГ».
В то же время в статье отмечается, что «выдвижение и
избрание лидером мусульман СНГ шиита вызвало сегодня у части суннитов
возмущение».
Автор публикации отмечает, что «некоторые эксперты считают,
что процедура перерегистрации стала своего рода чистилищем непокладистых общин
из реестра юридических лиц и дальнейшей делегитимизацией таковых».
В статье говорится, что «в данном случае, говоря о «Лезги
мечеть», речь идет не столько о названии мечети, не только о наследии
древнейшей культуры и сохранении для будущих поколений достоверного
исторического названия архитектурного сооружения, признанного ЮНЕСКО, сколько о
попытках притеснения суннитских общин в Азербайджане».
Автор приводит и другие примеры подобного давления со
стороны азербайджанских властей на суннитские общины и мечети. Так суннитские
мечети «Абу-Бакр» и «Шахидляр» уже закрыты.
Как отмечает автор, в Азербайджане около 30% мусульман
являются суннитами, крупные суннитские общины представлены лезгинами, аварцами,
цахурцами и иными народами Дагестана, а также чеченцами. «Данный факт является
очень удобным фитилем для подрыва всей внутренней стабильности и
межконфессионального мира в Азербайджане», - отмечается в статье.
Автор отмечает, что по многим причинам на этот вопрос
закрывают глаза как лидеры российских мусульман, так и глава Дагестана.
«А пока молчат лидеры лезгинского народа, пока молчат лидеры
Дагестана, народности которого проживают в качестве меньшинств в Азербайджане,
пока молчат лидеры мусульман России, в Баку продолжается «накат» на суннитов.
Не говоря уже о том, что происходит по отдаленным от Баку районам компактного
проживания дагестанских народов – лезгин, аварцев и цахурцев», - констатирует
автор.
«Если проблема будет и дальше усугубляться, Азербайджан
может опять оказаться в «полосе турбулентности». Тем более, что потенциально
тлеющих конфликтов в основании азербайджанской государственности заложено уже
немало – социальных, национальных и религиозных», - резюмирует ситуацию в
Азербайджане автор публикации.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.