Analitika.at.ua. В Ереване слет президентов государств
– членов ОДКБ. Событие само по себе – незаурядное. И происходит оно на фоне
споров о возможной продаже Азербайджану ЗРК С-300 «Фаворит», непрекращающихся
угроз самого Азербайджана, выступлений армянской немногочисленной, но очень
шумной оппозиции по поводу пролонгации Протокола о российской военной базе в
Армении. Об С-300 писать не буду, все, что имеет отношение к этой «проблеме»,
высказано, потому ограничусь лишь констатацией: Азербайджану без С-300 плохо, с
С-300 – хуже.
Российская военная база в Армении не является признаком
ущербного суверенитета, как это пытаются преподнести общественности отдельные
сторонники абсолютного суверенитета Армении. Заявления, отвергающие
необходимость российской военной базы в Армении, могут исходить либо от
недалеких, либо от нечестных людей. Их главный «аргумент», касающийся
суверенитета Армении, лукавый прием, не имеющий ничего общего с
действительностью. Никто же не утверждает, что военные базы США в Японии или
Южной Корее «подгрызли» суверенитет этих государств. А ведь США имеют военные
базы во многих государствах мира, в том числе и совершенно далеких от зон военной
нестабильности, например, в Новой Зеландии или Австралии.
Новая редакция Протокола о российской военной базе в Армении
– это новое подтверждение стратегических отношений между нашими странами. И с
этой точки зрения очень интересно данное Общественному телевидению Армении
интервью министра иностранных дел России, в котором говорилось как о
муссируемых армянскими и азербайджанскими СМИ возможных поставках С-300
Азербайджану, так и о военной базе и вероятной агрессии Азербайджана против
НКР.
Что касается ЗРК С-300, то Сергей Лавров действительно
высказался витиевато (сказались, наверное, как дипломатический опыт, так и
тбилисское детство), позволяющее предположить, что, по крайней мере, некие
переговоры по этому вопросу между Баку и Москвой ведутся. Однако, как уже было
сказано, возможное приобретение Азербайджаном С-300 только прибавит ему
головной боли. С-300 в агрессии Азербайджана против Республики Арцах – не самое
необходимое оружие. Кроме того, данный комплекс, при всей его заслуженной
славе, просто не способен защитить нефтегазовые месторождения Азербайджана от
неминуемых ударов АО НКР.
В Баку это прекрасно понимают, что заставляет их нервничать
по поводу обязательства России «содействовать в обеспечении Республики Армения
современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой». Однако
уже пару дней спустя С. Лавров и вовсе испортил настроение бакинским ястребам,
заявив, что, по его убеждению, «в регионе, о котором мы говорим (Южный Кавказ.
– Л.М.Ш.), ни одно государство не планирует начинать новые военные действия,
потому что это было бы катастрофично. А то, что агрессор все равно не достигнет
своих целей, все мы убедились в августе 2008 года, когда ваш сосед господин
Саакашвили решил урегулировать проблемы Южной Осетии методами, неприемлемыми с
точки зрения международного права».
Сравнение Азербайджана с Грузией и Алиева с Саакашвили
является даже не намеком, а прямым и открытым (без уже знакомой дипломатичной
витиеватости) предупреждением о последствиях, ожидающих Баку в случае возобновления
агрессии. Последующее «Я на 100% убежден, что между Арменией и Азербайджаном
таких попыток не будет, поскольку, я повторю, я участвовал на встречах
президента Медведева с президентами Саркисяном и Алиевым, и все три президента
подписывались под документами, которые не допускают применения силы, которые
подчеркивают приверженность исключительно мирному урегулированию любых проблем
в контексте нагорно-карабахского процесса», - является данью приличию и
попыткой «спасти лицо» Алиева. Не более того.
Но жесткое предупреждение прозвучало, и сегодня трудно
сказать, кому оно сыграет на пользу. Дополнительные, по сравнению с Протоколом
от 1995 года, обязательства, возлагаемые по взаимному согласию на российские
войска в Армении, предполагают защиту всей внешней границы Армении, в том числе
и с Азербайджаном. Данное обстоятельство высвобождает крупные армянские
подразделения, которые возможно будет задействовать в целях защиты Республики
Арцах от агрессии Азербайджана. С учетом новых поставок современного оружия это
означает, что решение Баку об агрессии против НКР закончится ликвидацией как
государства самого Азербайджана. И теперь уже трудно решить, кому сыграло на
руку предупреждение С. Лаврова.
В самом деле, Россия, как и большинство стран мира, действительно
заинтересована в мире в нашем регионе. Однако долгий и стабильный мир может
наступить лишь в случае ликвидации источника военной и политической
нестабильности, каковым является Азербайджанская республика. Предупреждение
министра иностранных дел России о том, что «агрессор все равно не достигнет
своих целей» не только спасает самого агрессора, но и лишает коренные народы
Азербайджана надежды на скорое избавление от тюркского ига. А также продлевает
историю незаконнорожденного государственного образования под названием
Азербайджанская республика.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
P.S. В статье «Ракетный синдром для Москвы и Еревана»
обозреватель азербайджанской газеты «Эхо» Нурани упрекнула меня в том, что я,
«по вполне понятной причине» умолчал о соглашениях, регламентирующих пребывание
американских военных баз в Японии. И хотя данный выпад имеет совершенно
конкретного адресата в Азербайджане, тем не менее, отвечу одному из ведущих
деятелей азербайджанской государственной пропаганды.
Соглашения о пребывании американских военных баз в Японии
продлеваются каждые 10 лет. О желании расторгнуть Соглашение разрешается
заявить лишь по истечении очередной десятилетки, за год до самого расторжения,
то есть каждое продление Соглашения предполагает пребывание американских баз в
Японии как минимум очередные 11 лет. Япония оплачивает заработную плату всех
гражданских служащих американских военных баз. Япония полностью оплачивает
потребляемую американскими военными базами электроэнергию, тепло- и
водоснабжение, питание и даже развлекательные центры на базах. Правонарушения,
совершенные американскими военнослужащими при исполнении своих обязательств,
относятся к юрисдикции американских судов. Если американский военнослужащий
совершает преступление за пределами военной базы, он остается в ведении армии
США до тех пор, пока японское правосудие не составит обвинительный акт.
Поскольку, согласно Соглашению, американским военнослужащим при въезде в Японию
не требуется паспорт, въездная виза или регистрация, японская полиция не в силах
контролировать военнослужащих, живущих за пределами базы. Мелочь, но
американские военные освобождены даже от уплаты пошлины за использование
автострад. Отметим, что этойльготы
лишены должностные лица (губернаторы, министры) самой Японии, а также государственные
служащие, в том числе и послы, иностранных государств.
Стоит сравнить, и не только Нурани,эти условия с опубликованным Протоколом,
регламентирующим пребывание российской военной базы в Армении. Напомним, что ни
в Армении, ни в Азербайджане никто не сомневается в совершеннейшем суверенитете
Страны Восходящего Солнца.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.