Analitika.at.ua. Уроженец Баку, военный историк, доктор
исторических наук Хаджи-Мурат
Ибрагимбейли (скончался в марте 1999 года) был известен как один из крупнейших
военных историков СССР и России, автор десятков монографий и сотен научных и
публицистических статей по военной истории. По национальности Ибрагимбейли был,
кажется, шапсугом (субэтнос адыгейцев), однако ему удалось сохранить тесные
связи с Азербайджаном, и в своих трудах по возможности поддерживать точку
зрения официального Азербайджана на некоторые периоды и события истории.
Сказанное особенно относится к советскому времени деятельности Ибрагимбейли,
когда перед азербайджанской советской историографией была поставлена задача
«укоренения» закавказских турок на территории советского Азербайджана.
В какой-то мере Ибрагимбейли является предтечей и учителем
нынешнего поколения азербайджанских «историков», упрямо-тупо стремящихся
назвать Азербайджаном территорию, никогда таковым не являвшуюся, а коренных
жителей этой территории – азербайджанцами. Военный историк делал это просто и
незатейливо, прибавляя к цитируемым им авторам слово «Азербайджан». К примеру,
цитируя русского дореволюционного историка С. Броневского: «Жители ханства
Дербентского вместе с городскими… набрать могут… четыре тысячи конницы, которая
почитается в Дагестане за лучшую», Ибрагимбейли произвольно добавляет после
слова «Дагестане» выражение «и в Азербайджане». В одной только его книге
подобных «вставок» можно насчитать несколько десятков. Цитата из книги А.И. Петрова
«Война России с Турцией 1806-1812 годов» (СПб, 1887): «Именно поэтому агенты
французского правительства генералы Ромье и Жобер были отправлены… с
предложением «дозволить французским войскам высадиться у берегов Персии, чтобы
выгнать русских из Грузии» дополняется словами «и Азербайджана».
Подобных примеров, как и примеров безуспешного и
нечистоплотного стремления Ибрагимбейли обойти выражение «армянский народ» или
«армянское войско» много, и сами по себе они интересны (например, выражение:
ополчение из казахских азербайджанцев и жителей Памбакской области). Так,
Ибрагимбейли, не сумевший в достаточно объемной книге избежать упоминания
армянских меликств Варанды, Джраберда, Гюлистана, Дизака, Хачена, Утика, Ареша,
Куткашена и т.д., а также Кубинского ханства лезгин, Джаро-Белоканского
джамаата аварцев или Талышского ханства талышей, умудрился ни разу не указать
национальную принадлежность живущих там людей. Повторюсь, подобных примеров
много, но цель данной заметки в другом.
В книге Хаджи Мурата Ибрагимбейли «Россия и Азербайджан в
первой трети ХIХ века» (Москва. Наука. 1969) в немалой степени отразились
требования советского времени, на что указывает уже само название:
«Азербайджан» на востоке Закавказья в первой трети, да и на всем протяжении ХIХ
века, выглядит как неумный анекдот. Вместе с тем, отдельные отрывки книги стоит
почитать современным идеологам Азербайджана.
В частности, страницу 40. «Не менее важной отраслью
сельского хозяйства в ханствах (На территории будущей АзССР. – Л.М.-Ш.) было
скотоводство, причем последнее сохраняло кочевые и полукочевые формы, которые
лишь с небольшими изменениями продержались вплоть до Великой Октябрьской
социалистической революции. В первой трети ХIХ века в Азербайджане кочевники
составляли более одной трети сельского населения».
Не будем придираться к выражению «сельское население» по
отношению к кочевникам, и обратим внимание на их количество: «более одной
трети» населения, живущего вне городов. Здесь необходимо учесть, что в городах
на территории будущей Азербайджанской ССР в первой и остальных третях ХIХ века
закавказских турок практически не было. На правобережье Куры в городах жили
армяне и персы (иранцы), на Апшеронском полуострове – таты, на юге – талыши, на
севере лезгины, удины и аварцы. Например, когда в 1806 году Россия овладела
городом Баку, все его население – 8 тысяч человек – составляли таты.
Таким образом, с учетом городского населения, на указанной
территории представителей пришлых тюркских кочевых племен было не более
20%. Как же кочевникам удалось в скором
будущем превратиться в «титульную нацию» Азербайджана? Этой, на первый взгляд,
странной и непонятной метаморфозе способствовали несколько обстоятельств, на
одну из которых указывается в упомянутой книге. Как свидетельствует
Ибрагимбейли, в годы русско-иранской войны 1804-1813 годов, из Хойского ханства
Ирана на территорию ханства Шекинское были переселены «азербайджанцы». О
переселении «значительной части» «азербайджанского» населения Хойского ханства
в Шеки указывается также во втором томе «Истории Азербайджана».
Ибрагимбейли пишет также о сражениях 1806 года, после
которых «Население Карабаха (Имеются в виду тюркские племена. – Л.М.-Ш),
угнанное в плен иранскими захватчиками, было возвращено на родину». Достоверно
известно, однако, что в войне 1804-1813 годов Иран в плен тюрок Карабаха не
угонял, следовательно, «возвратившиеся» тюрки были просто переселены в
армянский край. Переселяли тюрок из Ирана, в особенности, после русско-иранской
войны 1826-1828 годов, также и на север современной территории Азербайджана.
Надо сказать, что царское правительство, переселяя тюрок из
Ирана на подвластную Россию территорию, в частности, армянские, лезгинские,
аварские, талышские земли, преследовало цели их расселения между
инонациональными группами. Однако дальнейшая история региона показала
ошибочность этих планов. Более того, этнической ассимиляции подверглись не
тюрки, а те мусульманские народы, среди которых предполагалось рассеяние тюрок.
Вторжение в 1918 году турецкой регулярной армии в Закавказье
и, в частности, на территорию будущей Азербайджанской республики, обернулось
национальной трагедией не только для армян, но и для других коренных народов
Азербайджана. Турки, целью которых было построение тюркского государства на
востоке Закавказья, безжалостно уничтожали нетюркское население региона.
Массовой резне подверглись не только армяне (только в Нухи-Арешском регионе
было убито 65 тысяч мирных армянских крестьян), но и исповедующие ислам талыши
и лезгины, удины и аварцы…
В этих условиях, и в целях спасения своих семей, многие из
них вынуждены были мимикрировать под тюрок. Мимикрировали под тюрок, кстати, не
только коренные народы, но и, например, курды, которым новый статус давал
возможность безопасного кочевания в регионе. В тот период многие курдские
племена воспользовались этой возможностью. Именно тогда стали «тюрками»
некоторые из известных ныне «азербайджанских» кланов. Внуками мимикрировавших
под тюрок курдов являются Ильхам Алиев, Камалетдин Гейдаров, Гаджибала
Абуталыбов и другие «тюрки» в руководстве Азербайджана. А вот Рамиз Мехтиев,
например, или Бейляр Эйюбов являются «тюрками» в первом поколении – в паспортах
их отцов было записано «курд».
«Тюркизация» Азербайджана получила решающее продолжение в
советские годы, когда вначале многие представители коренных народов были
записаны «мусульманами» или закавказскими тюрками, а затем, после 1936
года, новым этносом, «азербайджанцами».
Последнее обстоятельство позволило закавказским туркам вначале провозгласить
себя титульным в республике народом, а затем начать этнические, политические и
экономические репрессии против «национальных меньшинств» Азербайджанской ССР.
Подобная «национальная политика» Азербайджана привела к тому, что уже в 1991
году мнимые и действительные тюрки этой республики сочли возможным
распорядиться судьбой всех коренных жителей Азербайджана. Произошедшее без
учета мнения коренных народов провозглашение независимого Азербайджана явилось
классической узурпацией власти в регионе, никогда в истории не принадлежащего
тюркам.
Однако пренебрежение интересами и национальными чувствами
миллионов людей никому и никогда в истории не гарантировало спокойной жизни.
Поспешность, с которой Баку стремится завершить процесс ассимиляции коренных в
республике народов, показывает, что в Азербайджане хорошо осознают эту истину.
Да и пример Республики Арцах не дает тюркам Азербайджана возможности
расслабиться. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info |