Analitika.at.ua. ДРАМАТИЧНАЯ ИСТОРИЯ АРМЯНСКОГО ГОРОДА
СВАЗ ОСТАЛАСЬ НЕВЕДОМОЙ МИРУ
Как-то, рассматривая в очередной раз репродукции работ
выдающегося скульптора Огюста Родена, я надолго склонилась над "Гражданами
Кале". Выбрав этот сюжет и талантливейшим образом запечатлев его в камне,
Роден рассказал миру поразительную историю, имевшую место в XIV веке.
Английский король Эдуард III, начавший Столетнюю войну с
Францией (1337-1453), осадил город Кале. На мольбы граждан о помиловании он
ответил, что согласится отступить лишь в том случае, если шесть самых уважаемых
граждан покинут город обнажив головы, в одних рубахах, с петлей на шее и с
ключами от города в руках. И вот шесть граждан города Кале, пользовавшихся
уважением и почетом, в требуемом виде пришли в королевский лагерь. Когда палач
уже стоял позади них, государь, вняв мольбам королевы (которая ждала ребенка),
подарил им жизнь. Историю о достойных "Гражданах Кале", благодаря
летописцу Фруассару и Огюсту Родену знает весь мир, глубоко сострадая им,
пережившим по пути в лагерь английского короля муки незаслуженного унижения и прощания
с жизнью во имя ближних...
И мне вспомнилась в чем-то схожая драматичная история,
произошедшая в том же XIV веке в армянском городе Сваз, которая наверняка
осталась неведомой миру. Ленг Тимур (Тамерлан) встал со своими ордами у стен
Сваза - "города ста тысяч розовых кустов", одного из самых цветущих
городов средневековой Армении. Чтобы спасти город от уничтожения, жители его
решили смягчить сердце тирана, выведя к нему тысячу малолетних детей, одетых в
белое, с букетами алых роз в руках. Но палач не внял этой мольбе о пощаде и
приказал затоптать детей копытами коней... Это ли не тема для творцов
исторического жанра в изобразительном искусстве? И разве только эта?
Сваз (Сивас, Севастия), Себастия – один из древнейших
городов Малой Азии основан на берегу реки Галис, на главной дороге,
опоясывавшей Малую Армению. Из Кесарии именно в Себастию направился Григор
Лусаворич, приняв решение предстать перед царем Армении Трдатом III, "дабы
возместить отцовский долг или, вернее сказать, взять на себя удел апостольства
и первосвященничества в нашей стране вместе с мученичеством " (Мовсес
Хоренаци). При византийском императоре армянского происхождения Маврикии
(582-602) город Себастия стал столицей Второй Армении.
В средние века Себастия была одним из крупных армянских культурных
центров. В 1262г. священник Торос заказал писцу и художнику Торосу Рослину
Евангелие, которое известно как Себастийское. В 1604г. попавшее в руки неверных
Себастийское Евангелие выкупил из плена уроженец Себастии Патвакан и подарил
его священнику Тиратуру.
В самом начале XVII века, побывавший в Себастии армянский
историк, путешественник, автор "Путевых заметок" Симеон Лехаци
оставил интересные сведения о Себастии, но уже той, которая была основана в
нескольких километрах на восток от развалин древней Себастии. "Себастия –
это большой и обширный город, многолюдный и исполненный всяких благ, там в
изобилии хлеб, мясо, молоко и мацун, масло, однако фруктов и вина мало, ибо
здесь холодная и долгая зима".
В Себастии этого периода было две церкви: одна Святой
Богоматери, где в это время хранилось Себастийское Евангелие и где в 1626г.
дьякон Меликсет сделал для него новый переплет, украсив его серебряными и
позолоченными крестами. Другая - Святого Саргиса. "Священники все ученые,
а народ очень богобоязненный и покорный. Говорят, что раньше здесь были две
тысячи домов армян, но теперь всего 600". Вокруг города протекала большая
река Кызыл-Ирмак, берега которой связывают два моста, построенных армянами
после турецкого завоевания. Через город протекали и другие реки. Город имел две
крепостные стены и превосходную цитадель, а за городом находилось озеро 40
отроков в честь Сыновей знатных семей из пределов Кесарии, Себастии и Токата,
которые во времена императора Ликиния (около 320 года) в городе Севастии Армянской
подверглись преследованиям за приверженность христианской вере. Ночью при
сильном морозе 40 воинов-христиан были ввергнуты в озеро; один из них, не
выдержав, бежал, тогда на его место заступил воин из стражи, уверовавший во
Христа.
Симеон Лехаци рассказывает: "На расстоянии дня пути
была великолепная церковь Святого Архангела, которая имеет три обители, и
настоятелем ее был вардапет Меликсед. Вокруг Себастии было много известных сел,
благоустроенных и богатых; было село, где жила тысяча семей, но Пинкол и Энкел
с их областями были полностью разрушены джалалиями. Войдешь внутрь – увидишь
большие, словно палаты, дома, в каждом доме по два-три тонира, таких больших,
что в них поместится бык, однако все необитаемые, безлюдные. Вне города на
холме возвышался монастырь Святого Креста, построенный армянским царем
Синекеримом (одна из его часовен была возведена еще апостолом Фаддеем), в нем
есть часть Святого древа Креста. Здесь, в Себастии, я увидел добрую веру и
хороших христиан, которые и в церковь ходят, и праздники соблюдают, и законы, и
гостеприимны, и почитают монахов, и знают службы, проповеди, божественные
песнопения, сборник церковных песен и мелодий, слушают уроки вардапетов и
грамотны ".
Пять-шесть десятилетий спустя после того, как Симоном Лехаци
были записаны эти впечатления в 1676 году в городе Себастия, родился Манук
(будущий Мхитар Себастаци – языковед, лексикограф, просветитель, основатель
конгрегации мхитаристов). Начальное образование он получил в местной школе при
монастыре Сурб Ншан. Однако для дальнейшего образования ему пришлось покинуть
родные места, ибо очень многие из армянских средневековых монастырей – очагов
культуры и науки – на территории Армении не функционировали из-за постоянных
кровопролитных войн Турции и Ирана, истребления и насильственного угона
армянского населения. Та же участь постигла и Себастию.
Но армяне имели обыкновение вновь и вновь возвращаться в
родные места и вновь и вновь одухотворять разоренные пепелища. Известно, что
накануне Геноцида армян 1915 года в Свазе действовали гимназии, училища,
Французский колледж, где подрастающие поколения получали высокопрофессиональное
образование. Себастийский священник Петрос в записях 1881, 1886 и 1904гг.
сообщал, что Евангелие было перенесено из церкви Богоматери в церковь Святого
Знамения, где оно находилось до 1915г. (Ныне находится в Галерее Искусств в
Балтиморе - Генри Уолтера.) В Свазе учился классик армянской поэзии Мисак
Мецаренц. Пятнадцатилетнего отрока ножом в спину ударил мальчишка-турок, что
послужило серьезной причиной болезни легких и ранней смерти поэта (1886-1908).
Ряд его стихотворений помечены: "Сваз".
В 1915 году турками были убиты 80 тысяч жителей Себастии...
Сами турки обосновались там, где с незапамятных времен жили и созидали
далекие-далекие предки уничтоженных ими армян... В 1919 году в Свазе был созван
съезд ходжей и шейхов, приведший к власти очередного хищника и убийцу Кемаля
Ататюрка.
Как немые свидетели когда-то кипевшей здесь жизни еще стояли
крепости, замки, богатые дома армян, монастыри, с которыми турки продолжали
вести войну. Одна из прекраснейших армянских церквей г. Себастия была взорвана
турками в 1950 году по приказу премьер-министра Турции Исмета Иненью,
обрушившего на еще сохранившиеся памятники духовной культуры армянского народа
всю свою неистощимую ненависть к христианской культуре и к культуре вообще.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.