Analitika.at.ua. Совершение мусульманского обряда в Кафедральном соборе в
Ани, безусловно, вызывает возмущение, это - попрание, даже осквернение духовных
ценностей. Остановимся на миг на религиозном аспекте и отметим, что, по сути,
акт турецких националистов нацелен не только против армян-христиан, но против
христианского мира в целом.
Помимо того, что армянская сторона адекватно не
отреагировала на данный инцидент, нужно также констатировать пассивность
христианского мира. Мое сравнение может показаться не очень точным, тем не
менее, нельзя не вспомнить о той волне протеста против одного американского
священнослужителя, выступившего с угрозой сжечь Коран, которая была поднята, в
первую очередь, несомненно, исламским миром, а затем и христианскими обществами
и религиозными центрами.
Армянская сторона, оставаясь в рамках религиозной сферы,
могла предпринять шаг с целью продемонстрировать христианскому миру осквернение
Анийского храма.
Напомнив, что армяне реставрируют мечети в Ереване и Шуши,
армянские религиозные центры и общественные организации могли выдвинуть четко
выраженные требования к христианскому миру. И не только к христианам, но и к
мусульманам, которым нужно было напомнить о возмущении и осуждении, высказанном
армянскими религиознымицентрами в ответ
на угрозу сжечь Коран.
Эта политико-пропагандистская акция среди мусульманского
населения Среднего Востока могла привести, как минимум, к несогласию
мусульманских кругов с проведением намаза в Анийском храме.
Удручающее впечатление сложилось и после того, как армяне не
провели митинга-молитвы на границе с Турцией. Фактически, до сих пор инцидент в
Ани не встретиладекватного
противодействия с армянской стороны.
Попытаемся дать политический комментарий случившемуся.
Сообщение о намазе в Ани было получено параллельно с новостью об установке
креста на куполе Ахтамарской церкви. Можно отметить следующую
последовательность событий: разрешение литургии в церкви без креста, затем
установка креста параллельно с совершением намаза в Ани. Безусловно, не стоит
списывать эту игру противовесов, затеянную турецкой стороной, на простое
совпадение. Не будем забывать об исламском облике властей Турции, которая
провела реформу конституции и взяла курс на европеизацию: они в полной мере
используют религиозную тематику для сохранения своих политических преимуществ.
Турецкую игру нужно рассматривать в общей орбите внутренних и внешних корыстных
интересов и в соответствии с этим давать политическую оценку данным событиям.
На случай, если разрешение литургии вызовет недовольство
мусульманской массы, было решено разрешить ее в церкви, на которой нет креста.
На случай, если установка креста вызовет недовольство турецких националистов,
было решено разрешить и поощрить совершение намаза в Кафедральном соборе Ани. А
прежде сказать Европе, что нынешние власти Турции отреставрировали армянскую
церковь, разрешили проводить там литургию и даже позволили установку креста. С
другой стороны, нужно было убедить турецких националистов, что проведение
литургии разрешено с условием, что на куполе не будет креста, кроме того,
разрешение касается лишь одного дня в году, то есть в любой другой день там
запрещено вслух читать молитву. А туркам позволительно также использовать
армянские церкви в качестве мечетей.
Во всем этом, конечно можно увидеть попытку развить
положительные тенденции, ведь, в конечном итоге, проводится реставрация ряда
армянских церквей, пусть раз в год, но в армянских святынях будут проводиться
литургии. Однако не будем забывать, что реставрация и выдача разрешений не
имеют никакого отношения к инициативности армянской стороны. Игра продолжится
исключительно по правилам турецкой стороны, несмотря даже на возможное давление
со стороны международного сообщества. Пожалуй, правильнее сказать, продолжится,
в соответствии со стремлением турецкой стороны вступить в европейскую семью.
Под религиозными процессами, литургией или намазом,
преследуются исключительно политико-пропагандистские цели, которые пока не
видны армянской стороне. Иначе, в ответ на намаз были бы заметны попытки
армянской сторонывызвать волну
возмущения в христианском мире.
Шаан Гантахарян, главный редактор газеты «Аздак». ARMENIA
Today
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.